Проблемные аспекты обеспечения занятости населения Чувашской Республики и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной аттестационной работы является выявление форм, методов и основных направлений реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения в Чувашской Республике.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
установить содержание и формы реализации государственной политики обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию регионального рынка труда;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Государственная политика в сфере обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации………………………………
1.1. Понятие труда и занятости. Значение, направления и формы её обеспечения…………………………………………………………………………
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике……………….
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере занятости……………………
Глава 2. Особенности реализации государственной политики обеспечения занятости населения на региональном уровне………………………………...
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в Чувашской Республике ………
2.2. Итоги реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2011-2013 г.г.………….........
2.3. Перспективные направления и задачи по обеспечению реализации государственной программой Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы………………………………………………….
Глава 3. Проблемные аспекты обеспечения занятости населения Чувашской Республики и пути их решения ………………………………………………..
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике ………………………………………...........................
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения в Чувашии …………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………….....
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

аттестационная работа.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

В  2013 году центрами занятости населения заключены договоры с 46 организациями, в соответствии с которыми трудоустроено 4136 человек, из них 3655 работников, находящихся под угрозой увольнения, и 481 безработный и ищущий работу гражданин.

Они выполняли временные работы: ремонт зданий и оборудования, благоустройство территории, учет и оформление документов, малярные и штукатурные работы, погрузочно-разгрузочные работы и др.

В прошлом году 2115 безработных граждан получили финансовую помощь на открытие собственного дела (100,0% от программного задания) на общую сумму 124983,2 тыс. рублей .

Основными видами предпринимательской деятельности, выбранными безработными гражданами, стали: разведение крупного рогатого скота, птицеводство, пчеловодство, разведение кроликов, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, сервисное обслуживание компьютеров, организация пассажирских перевозок и некоторые другие.

Активизировалась работа по созданию дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. В течение года 75 бывших безработных  трудоустроено на рабочие места, созданные гражданами, открывшими собственное дело при финансовой поддержке со стороны органов службы занятости. 

В заключении следует отметить, что в перспективе не составляют сомнений позитивные итоги реализации Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Органы управления архивным делом в Приволжском федеральном округе рассчитывают на улучшение кадровой ситуации в архивных учреждениях, привлечение в отрасль специалистов с профильным образованием, стимулирование роста производительности труда архивистов, повышение их ответственности за результаты своего труда.

 

 

 

2. Анализ государственного  управления сферой труда и  занятости населения 
2.1 Правовая база 
 
В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 
 
Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие: 
 
-       развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда; 
 
-       обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; 
 
-       создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; 
 
-       поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; 
 
-       осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; 
 
-       предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; 
 
-       поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; 
 
-       объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; 
 
-       координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; 
 
-       международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм. 
 
Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства. 
 
В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида: 
 
1.     активную государственную политику в сфере занятости; 
 
2.     пассивную государственную политику в сфере занятости. 
 
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу. 
 
Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы. [1] 
3. Предложения по управлению рынком труда и меры по увеличению занятости населения. 
 
К ключевым направлениям действий по управлению рынком труда относятся: 
-  преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; 
 
-                   экономическое стимулирование развития малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда; 
 
-                   разработка механизма прогнозирования спроса на рабочую силу; 
 
-                   оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; 
 
-                   разработка специальных программ по стабилизации занятости на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда; 
 
-                   развитие гибких форм занятости; 
 
-                   последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресности социальной поддержки населения; 
 
-                   дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; 
 
-                   улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, заработной платы и использования рабочего времени; 
 
-                   сохранение на предприятиях кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест; 
 
-                   проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; 
 
-                   развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение массовой безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду; 
 
-                   создание мобильного резерва рабочей силы. 
 
Приоритетные направления активной политики занятости предполагают следующие меры: 
 
-       уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда; 
 
-       снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений, корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях; 
 
-       обеспечить выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобожденных работников для новых сфер приложения труда; 
 
-       обеспечить развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики; 
 
-       развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения; 
 
-       развивать систему профориентации и психологической поддержки населения; 
 
-       уделять особое внимание сохранению эффективно используемых и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения; 
 
-       в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусмотреть меры по переподготовке и трудоустройству высвобожденных работников; 
 
-       содействовать трудоустройству слабозащищенных слоев населения (инвалиды, женщины, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений. 
 
На занятость населения, проживающего в сельской местности, существенное влияние оказывает ряд специфических моментов: 
 
-       ограниченность сферы приложения труда; 
 
-       территориальная разбросанность сельских поселений; 
 
-       отсутствие нормального транспортного сообщения, снижающего возможность поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах; 
 
-       сезонные колебания в спросе на рабочую силу в агропромышленном комплексе. 
 
Содействию занятости населения, проживающего в сельской местности, будет способствовать принятие и реализация следующих мер: 
 
-       создание благоприятных условий для развития частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания; 
 
-       расширение системы имеющихся социально-деловых центров, бизнес-инкубаторов, центров развития бизнеса для выполнения функций менеджмента в целях развития сельского предпринимательства; 
 
-       организация специального обучения сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью и самозанятостью; 
 
-       распространение всех форм и методов государственной поддержки малого бизнеса на развитие ремесленных производств и народных промыслов; 
 
-       осуществление подготовки кадров по интегрированным профессиям для аграрного комплекса, социальной сферы с ориентацией на их профессиональную мобильность; 
 
-       внедрение в сельской местности дистанционных форм обучения безработных граждан и незанятого населения. 

 

 


Информация о работе Проблемные аспекты обеспечения занятости населения Чувашской Республики и пути их решения