Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – комплексный анализ содержания и направлений осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти
Задачами работы являются рассмотрение процесса становления и развития института Президента в РФ, анализ правового статуса Президента РФ, рассмотрение классификации полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти, выявление актуальных проблемы взаимодействия Президента РФ и органов исполнительной власти и определить пути их решения.

Содержание работы

Введение 3
1. Президент российской федерации в системе субъектов административного права
1.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации 5
1.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом
Российской Федерации в сфере исполнительной власти 11
2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России
2.1 Взаимодействие Президента с федеральными органами
исполнительной власти Российской Федерации 16
2.2 Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 24
Заключение 2
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

курсач тгу.docx

— 58.53 Кб (Скачать файл)

Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к отдельным  ветвям власти концентрируются, главным  образом, вокруг вопроса о кадрах, и, прежде всего руководящих, федеральных  органов государственной власти. Президент Российской Федерации  располагает рядом конституционных  полномочий по воздействию на их состав:  

1) единолично назначает  и освобождает высшее командование  Вооруженных Сил Российской Федерации,  а после консультаций с соответствующими  комитетами и комиссиями палат  Федерального Собрания, назначает  и отзывает дипломатических представителей  России в иностранных государствах  и международных организациях; 

2) назначает в порядке,  установленном федеральным законом,  судей федеральных судов (кроме  Конституционного, Верховного и  Высшего Арбитражного судов Российской  Федерации); 

3) по предложению Председателя  Правительства Российской Федерации  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя  Правительства Российской Федерации  и федеральных министров; 

4) представляет Совету  Федерации кандидатуры для назначения  на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного  судов Российской Федерации, а  также кандидатуру Генерального  прокурора Российской Федерации; 

5) представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения  на должность председателя Центрального  банка Российской Федерации и  ставит перед ней же вопрос  об освобождении его от должности; 

6) по предложению министра  внутренних дел Российской Федерации  назначает на должность и освобождает  от должности руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Четвертую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению к субъектам Федерации, которые будут рассмотрены в главе 2 настоящей работы.

Пятую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации, связанные с внешнеполитическими отношениями России. Они отражены в статье 86 Конституции Российской Федерации, согласно которой Президент России осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, представляет страну в международных отношениях.

Шестая труппа полномочий Президента связана с его нормотворчеством. В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации глава государства издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Наряду с тем, что Президент  Российской Федерации имеет собственные  нормотворческие полномочия, Конституция  России относит его к числу  субъектов права законодательной  инициативы (часть 1 статьи 104).

Наконец, Президент Российской Федерации, в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции Российской Федерации, подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием законы, завершая тем самым законотворческий процесс. Без этого ни один закон не приобретает  юридической силы. Указами Президента Российской Федерации включаются в  текст статьи 65 Конституции России новые наименования субъектов страны (часть 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, рассмотрев вопрос статуса Президента России, можно  сделать вывод, что глава государства  обладает широким кругом прав и обязанностей, которые необходимы для реализации его полномочий, затрагивающих, по сути дела, деятельность всех ветвей государственной  власти (законодательной, исполнительной, судебной). Именно Президент Российской Федерации, в конечном счете, выступает  в качестве объединяющего начала в системе государственной власти России, осуществляет функцию координации  и единения всех ветвей власти, что является юридической основой административно - правового согласия и созидательного взаимодействия всех ветвей власти российского государства. 

 

1.2. Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

 

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти опосредованы использованием и  применением системы наиболее подходящих, оптимальных средств, приемов, форм и методов их осуществления.

Для государственно-управленческой деятельности Президента характерно то, что используемые им правовые формы  связаны единством исполнительно-распорядительных функций. Они применяются для установления подзаконных правил поведения по отнесенным к компетенции Президента в сфере исполнительной власти вопросам; для реализации норм права и распорядительных полномочий; для самостоятельного осуществления в установленных законодательством случаях административной юрисдикции. Действия одного типа всегда вызывают непосредственное управляющее воздействие. Естественно, что внешне выраженные управленческие функции и полномочия занимают центральное место в наборе форм управления.

Формулируя понятие «форма управления», можно сказать, что  это внешне выраженное действие Президента, осуществленное в рамках его компетенции  и влекущее определенные последствия, направленные на возникновение, изменение, приостановление или прекращение  правоотношение в целях осуществления  задач, функций и полномочий, принадлежащих, в соответствии с законодательством, главе государства в сфере  исполнительной власти.

Представляется целесообразным выделить наиболее общие и крупные  группы форм управленческой деятельности или форм реализации Президентом  полномочий в сфере исполнительной власти: правовые формы, которые связаны  с установлением, применением и  защитой норм административного  права, то есть это те формы управления, которые вызывают четко выраженные внешние юридические последствия (в этом и заключается их юридическое  значение и назначение); неправовые формы, в которых совершение тех или иных управленческих действий непосредственно не связано с изданием

Существует еще вариант  классификации форм управления внешне выражаемый боле широко, но по сути сводящийся к уже описанному: издание нормативных актов управления; издание индивидуальных актов управления; заключение договоров; проведение непосредственных организационных действий, к которым относят повседневную оперативно-организационную, организационно-инструкторскую и контрольную работу, которая включает в себя анализ состояния дел на тех или иных участках, входящих в сферу исполнительной власти, проведение различных совещаний, проверок, разработку новых программ3; осуществление материально-технических операций, которые включают в себя не только подготовительно-техническую деятельность по обеспечению процесса реализации задач и функций в сфере исполнительной власти, но и работу с информацией, связанную с проведением всевозможных проверок и разработок; осуществление непосредственного административного принуждения.

Цели, задачи, функции исполнительной власти и полномочия Президента Российской Федерации в этой области практически  реализуются в правовых управленческих актах различного характера и  содержания. Соответственно, имеются  условия, необходимые для классификации  этого вида юридических актов  по различным критериям.

По юридическому содержанию правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативными являются те акты управления, содержащие в себе нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительный срок действия и не имеющие конкретного персонифицированного характера. В нормативных правовых актах управления находит свое выражение административное нормотворчество. В них конкретизируются нормы законов и других актов высшей юридической силы и определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления. Этими актами закрепляется правовой статус органов исполнительной власти, определяется порядок совершения определенных действий и процедур государственно-управленческого характера, устанавливаются необходимые ограничения и запреты, а также регулируются

 

 

_______________________

3 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. М., 2003. С. 353.

другие вопросы государственно-управленческой сферы. Нормативные правовые акты управления являются одним из важнейших источников административного права.

Индивидуальным  актам присущ правоприменительный характер. По своему юридическому содержанию - это распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти.

Заключение  договоров - весьма дискуссионная форма осуществления исполнительной власти (соглашение), тесно связанная с законодательной властью (договор), в силу чего нуждается в особом рассмотрении.

Останавливаясь на характеристике договоров, прежде всего, следует учесть, что в действующем законодательстве термин «административный договор» не употребляется. Применительно к  органам исполнительной власти используется иной термин, а именно - «соглашение». И это далеко не формальный момент, так как договоры могут заключаться  только органами государственной представительной власти Российской Федерации и ее субъектов, являясь правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между ними 4.

Соглашение между органами исполнительной власти Российской Федерации  и органами исполнительной власти ее субъектов является правовой формой передачи осуществления части своих  полномочий друг другу. А это означает, что соглашения не равнозначны по своему юридическому содержанию договорам. Об этом свидетельствуют, по крайней  мере, два момента. Во-первых, соглашения не имеют своим предметом разграничение  предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и, во-вторых, соглашения могут  заключаться на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора.

Далее - сторонами договора являются законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, а сторонами соглашений являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Есть и другие различия между договорами и соглашениями. Порядок подготовки, предварительного рассмотрения и согласования проектов

______________________________                                                                                                                                                                          4 Федеральный закон от 04 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2709.

договоров и соглашений определяются Президентом России. Но, если одобрение  или отклонение проекта договора - компетенция законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации  и Совета Федерации, то проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством Российской Федерации.

И еще об одном различии следует упомянуть. Договор подписывается  Президентом России и должностным  лицом, уполномоченным субъектом Российской Федерации на подписание договора. Что же касается соглашений, то после  их одобрения Правительством Российской Федерации они подписываются  руководителями соответствующих федеральных  органов исполнительной власти и  должностными лицами, уполномоченными  субъектом Российской Федерации  на их подписание.

Правовые  акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций Президента. Правовой акт управления, исходящий от Президента, можно определить как основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление, изданное в пределах его компетенции, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления либо направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

Правовые акты Президента имеют следующие характерные  черты: подзаконность, правовой характер, императивность.

Подзаконность акта управления означает, что издаваемый акт не должен противоречить требованиям действующих законодательных актов и должен издаваться в пределах компетенции Президента Российской Федерации.

Правовой характер актов управления означает их способность вызывать определенные юридические последствия. Эти последствия могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами.

Императивность  акта управления связана с государственно-властными полномочиями Президента Российской Федерации и выражается в обязательности исполнения, независимо от желания исполнителей.

Наконец, Президент России в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции  Российской Федерации подписывает  и обнародует принятые Федеральным  Собранием законы, завершая, тем  самым, законотворческий процесс. Без  этого ни один закон не приобретает  юридической силы.

Правовые акты Президента могут издаваться в пределах его  конституционных полномочий. Круг вопросов, которые могут в них затрагиваться, конкретно в законодательном  порядке не установлен. Выявить их возможно лишь путем анализа компетенции  Президента и текста Конституции  Российской Федерации.

Информация о работе Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права