Правовой режим коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

Сформулированные в ТК РФ общие требования, предъявляемые к обработке персональных данных работника, основаны на принципах законности, добровольности, обеспечения равенства возможностей работника без всякой дискриминации в сфере труда. Требования к обработке персональных данных работников и формы их защиты должны быть закреплены в локальных нормативных правовых актах конкретной организации с учетом особенностей и видов ее деятельности, нормы которых не должны ухудшать положение работника в сравнении с ТК РФ и иными федеральными законами.

Содержание работы

1. Правовой режим коммерческой тайны.
2. Правовой режим служебной тайны.
3. Правовой режим профессиональной тайны.
4. Правовой режим банковской тайны.
5. Правовой режим налоговой тайны.
6. Персональные данные.

Файлы: 1 файл

Pravovoy_rezhim_kommercheskoy.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

Правовой режим коммерческой, служебной  и иной охраняемой законом тайны. 
 
Вопросы для обсуждения: 
1. Правовой режим коммерческой тайны. 
2. Правовой режим служебной тайны. 
3. Правовой режим профессиональной тайны. 
4. Правовой режим банковской тайны. 
5. Правовой режим налоговой тайны.  
6. Персональные данные. 
 
Темы рефератов, докладов:  
 
1. Известные судебные споры по поводу коммерческой тайны. 
2. Врачебная тайна. Законодательство и практика.

№1)

   

 

Ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" определяет, что под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Право на отнесение информации к  информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня  и состава такой информации принадлежит  обладателю такой информации.

Режим коммерческой тайны образует совокупность правовых, организационных, технических и иных мер по охране ее конфиденциальности.

Цель режима коммерческой тайны – защита права на добросовестную конкуренцию и использование своих интеллектуальных способностей.

Правовой режим коммерческой тайны определяется нормами, устанавливающими:

  • порядок документирования информации;
  • право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
  • категорирование информации по уровню доступа к ней;
  • порядок правовой защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Режим коммерческой тайны  считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер:

  1. определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  2. ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  3. учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  4. регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  5. нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

  • исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
  • обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Режим коммерческой тайны не может  быть установлен лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений (ст. 5 закона):

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся  в их производстве.


 

№2)

Четкого определения служебной  тайны в действующем законодательстве не существует, но ссылки на нее во многих нормативных правовых актах дают возможность выделить некоторые  признаки отнесения информации к  служебной тайне. Так, в Указе  Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 в Перечне  сведений конфиденциального характера  служебной тайной считаются сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством. Также к служебной тайне относятся  сведения, конфиденциальность которых  диктуется служебной необходимостью.

Служебная тайна – это защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных  органах и органах государственного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями  служебных обязанностей, а также  служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к  которой ограничен федеральным  законом или в силу служебной  необходимости.

Информация является служебной  тайной, если она отвечает следующим  критериям:

- отнесена федеральным законом к служебной информации;

- является конфиденциальной информацией  третьих лиц (банковская, профессиональная  тайна и др.);

- не является государственной  тайной и не относится к  перечню сведений, доступ к которым  не может быть ограничен.

Определенные категории работников (банковские служащие, работники связи, страховые агенты) обязаны сохранять  в тайне сведения, к которым  они имеют доступ в связи с  выполняемой работой.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ при заключении трудового договора могут быть предусмотрены  условия о неразглашении охраняемой законом служебной тайны.

ТК РФ предусматривает наложение  дисциплинарных взысканий (в том  числе увольнение работника в  случае разглашения охраняемой законом  служебной тайны, ставшей известной  работнику в связи с исполнением  им трудовых обязанностей согласно подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) аналогично ситуации о разглашении коммерческой тайны.

Угрозы служебной тайне

Отталкиваясь  от принятого нами условного понятия  служебной тайны, попытаемся выяснить, какие же угрозы существуют для данного  вида информации и как от них защищаться. 
 
Хакеры? Ну куда же без них! Хакеры или в целом внешние злоумышленники действительно могут взломать сеть организации и добраться до информации, составляющей служебную тайну. 
 
Тем не менее гораздо более реалистичным представляется другой вариант. Как часто мы слышим в последнее время о хакерах? Достаточно часто. Однако кто же оказывается этими "хакерами" наделе? Подростки, которые залезли в Интернет под чужим аккаунтом, или юноши, наткнувшиеся в школьной сети на базу данных одноклассников. Опасность хакеров сегодня преувеличена. Особенно это касается американских СМИ, регулярно поднимающих истерию по поводу происков китайских и российских "сетевых злодеев". 
 
Даже не сбрасывая хакеров со счета, служебная тайна в ведомственных организациях может и не храниться в локальной сети, откуда есть доступ в Интернет. Для повышения защищенности, скорее всего, будут использоваться несколько не связанных между собой сегментов. И получить доступ к секретной информации можно только изнутри самой организации. А в этом случае на сцену выходят уже инсайдеры. Разумеется, отлаженный режим в подобного рода организациях позволяет до некоторой степени снизить и угрозу компрометации данных изнутри. Персонал проходит регулярные инструктажи по работе со служебной тайной, сами сотрудники достаточно лояльны, доступ в Интернет ограничен. Однако помимо халатности не стоит исключать и злого умысла. 

Защита служебной тайны

Можно сколько угодно упражняться  в риторике, выясняя, какую же информацию следует отнести к служебной  тайне, а какую, например, к коммерческой (с последней, к счастью, уже разобрались, - что такое коммерческая тайна, прописано  в Федеральном законе Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О  коммерческой тайне"). Но разве это действительно важно? 
 
Не в понятиях дело. Комплексная система защиты информации должна защищать не один определенный класс информации (например, персональные данные), а все корпоративные документы в целом. Да, безусловно, чтобы защита была наиболее эффективной, система должна знать, какая информация является конфиденциальной и кто к ней имеет доступ. Однако в данном случае правильнее будет говорить о классификации как таковой. 
 
Когда в какой-либо организации начинается процесс полноценной классификации, выясняется, что сущность информации гораздо более многолика, чем набор привычных категорий "Коммерческая тайна", "Служебная тайна", "Государственная тайна". Не совсем подходят и понятия "публичная информация", "для внутреннего использования", "совершенно секретно". Оказывается, информация может делиться, например, по географическому или функциональному признаку. Таким образом, классифицированный набор данных будет иметь сразу несколько категорий, например "персональные данные" - "сведения о зарплате" - "Челябинская область". Если какую-то из этих категорий убрать, то описание содержания информационного массива будет уже искажено.

 

 

 

№3)

Правовой режим профессиональной тайны (банковской и др.), пока он существует как отдельное явление правовой действительности, не может трансформироваться в служебную тайну-обязанность (в  том числе и в налоговую  тайну). Правовой режим служебной  тайны-обязанности дополняет, а не заменяет собой режим профессиональной тайны.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что реализация правовой охраны информации ограниченного  доступа зачастую характеризуется  множественностью правоотношений. В  реальной жизни во многих случаях  реализация правовой охраны тайны-объекта  характеризуется множественностью правоотношений: основное абсолютное правоотношение с необходимостью дополняется, обеспечивается относительным правоотношением, иногда даже несколькими. Причем частноправовое абсолютное отношение может быть одновременно обеспечиваемо как  частным правоотношением (профессиональная тайна), так и публичным правоотношением (служебная тайна-обязанность). Весь этот комплекс правоотношений имеет  единую цель -поддерживать статичность распределения информации в обществе (у ограниченного круга лиц), не допустить незаконного социального движения информации, а следовательно, обеспечить реализацию абсолютного права на информацию.

Существование этой сложной конструкции  обусловливается самой природой информации, поскольку при постоянно  протекающих в обществе информационных обменах информацию невозможно естественным, внеправовым образом локализовать только у ее законного обладателя, она неизбежно распределяется в обществе.

Здесь следует оговориться, что  некоторые вспомогательные правоотношения не являются в полном смысле правоотношениями. В ряде случаев более точно  говорить об элементах юридического содержания правоотношения — обеспечительных  обязанностях не разглашать информацию, существующих в сложном «неинформационном» правоотношении.

Причем указанные правоотношения находятся в сложном взаимном сочетании друг с другом. Множественность  правоотношений может быть организована по простой или сложной схеме. Простая схема строится на основе двух правоотношений: абсолютное + относительное. Сложная схема включает в себя более чем два правоотношения: абсолютное + 1-е относительное + 2-е относительное + ... + N-e относительное правоотношение.

Нередко обеспечительную функцию  для абсолютного правоотношения по поводу тайны-объекта выполняет  не только частноправовое отношение, где  реализуется режим профессиональной тайны, но и публично-правовое отношение. Речь идет о служебной тайне-обязанности. Причем такое публично-правовое отношение  может существовать как в качестве обеспечительного правоотношения первого  порядка (коммерческую тайну гарантирует  служебная тайна-обязанность), так  и в качестве обеспечительного правоотношения второго порядка:

в случае, коммерческую тайну обеспечивает профессиональная (скажем, банковская) тайна;

в случае, если информация, составляющая банковскую тайну, была получена налоговым органом; в силу этого охрану банковской тайны, в свою очередь, гарантирует налоговая тайна.

№4)

Правовой режим банковской тайны  определен ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ "О  банках и банковской деятельности". В соответствии со ст. 857 ГК банки  гарантируют тайну банковского  счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Статья 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" определяет объем  информации, охраняемой банковской тайной, несколько шире. Так, кредитная организация  гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а так же об иных сведениях, устанавливаемых кредитной  организацией. Можно представить  это в виде следующей таблицы:

Рассмотрим  более подробно, что понимать под  «иными сведениями».

Иные сведения, устанавливаемые  кредитной организацией

Вопрос о том, что российский законодатель имел в виду под «иными сведениями, устанавливаемыми кредитной  организацией», входящими в объем  банковской тайны не получил однозначного разрешения в литературе.

Большинство специалистов согласны с  утверждением, что сведения, в отношении  которых действует режим банковской тайны, должны касаться непосредственно  клиентов кредитной организации. Возникает  вопрос, какие дополнительные («иные») сведения подлежат охране в режиме банковской тайны. Законодательством  не предусмотрены ни порядок, ни основания  отнесения банком сведений к банковской тайне. Распространение на банковскую тайну норм, регулирующих коммерческую тайну, не представляется возможным  ввиду существенных различий между  этими видами конфиденциальной информации. При установлении перечня кредитная  организация должна исходить исключительно  из интересов клиента и необходимости  предотвращения возможности причинения ущерба клиенту.

№5)

1. Налоговую тайну составляют  любые полученные налоговым органом,  органами внутренних дел, органом  государственного внебюджетного  фонда и таможенным органом  сведения о налогоплательщике,  за исключением сведений:

(в ред. Федеральных законов  от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере  налогоплательщика;

(исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ);

3) о нарушениях законодательства  о налогах и сборах и мерах  ответственности за эти нарушения; (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам  других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

(в ред. Федерального закона  от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2. Налоговая тайна не подлежит  разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами  государственных внебюджетных фондов  и таможенными органами, их должностными  лицами и привлекаемыми специалистами,  экспертами, за исключением случаев,  предусмотренных федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

К разглашению налоговой тайны  относится, в частности, использование  или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного  фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Информация о работе Правовой режим коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны