Правовой режим государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 12:22, реферат

Описание работы

Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также вопросы разглашения государственной тайны были и остаются актуальными во все времена. Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Объектом тяготения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале.

Содержание работы

Введение3
1. Понятие государственной тайны 4
2. Законодательство России о государственной тайне9
3. Система защиты государственной тайны 10
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Право. Правовой режим государственной тайны.docx

— 40.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РТ

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

Реферат по курсу: "Право"

"Правовой режим государственной  тайны"

 

 

 

 

Реферат выполнен студенткой группы 84-71

Кузьминой И.В.

Проверил доцент кафедры ГОС Сабаева Э.К.

 

 

 

 

 

Альметьевск 2014 
Содержание

 

Введение3

1. Понятие государственной тайны 4

2. Законодательство России о государственной  тайне9

3. Система защиты государственной тайны 10

Заключение 14

Список литературы 15

 

 

 

 

Введение

Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также вопросы разглашения государственной тайны были и остаются актуальными во все времена. Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Объектом тяготения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале.     

Суверенитет России, необходимость обеспечения ее обороны и безопасности, диктует необходимость ограничения права на доступ к некоторым частям информации. Обладание информацией, ставящей под угрозу интересы безопасности государства, так называемыми сведениями, составляющими государственную тайну, должно быть сопряжено с выполнением требования о ее сохранности и распространении среди ограниченного круга лиц.

Целью курсовой работы является изучение правового режима защиты государственной тайны, который создан в Российской Федерации и определен в первую очередь Конституцией РФ, Законом РФ "О государственной тайне" и другими нормативными актами.

Для достижения поставленной цели необходимо исследование специальных материалов по данной теме и поставлено рассмотрение некоторых задач:

- определение сведений, относящихся  к категории государственная  тайна;

- определение правовых основ  регулирования отношений в области  защиты государственной тайны;

- изучение административного режима  защиты государственной тайны, сформировавшегося  в соответствии с нормативной  базой.

 

 

1. Понятие государственной  тайны

Понятие «государственная тайна» (ГТ) является одним из важнейших в системе защиты государственных секретов в любой стране.

От его правильного определения зависит и политика руководства страны по защите секретов.

Определение этого понятия дано в Законе Российской Федерации «О государственной тайне»:

«Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Данное определение раскрывает главные черты, характеризующие ГТ:

  • государственной она называется, потому, что защищается государством, и составляющие ее сведения относятся к деятельности государства в жизненно важных для него областях;
  • в определении подчеркивается недопустимость распространения сведении, составляющих тайну;
  • ст. 2 названного Закона указывает на нежелательные последствия, к которым может привести такое распространение, а именно - на ущерб безопасности РФ;
  • в сохранении государственной тайны не менее, чем само государство, заинтересован достаточно широкий круг физических и юридических лиц, а также общество в целом.

Значимость последней черты обусловлена тем, что сохранение конфиденциальности сведений, составляющих ГТ, может составлять жизненно важный интерес отдельных лиц в тех, например, случаях, когда такая информация относится к ним самим или к их близким и распространение таких сведении создает угрозу законным интересам и безопасности указанных лиц, а нередко - их здоровью и самой жизни.

В связи с этим законодательство РФ в ряде случаев относит такого рода персональные данные к сведениям, составляющим ГТ.

Так, например, абзац третий п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» устанавливает, что государственную тайну составляют сведения «о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность».

Отнесение подобного рода сведений к ГТ вызывается острой необходимостью. Нередки случаи, когда незаконное распространение информации, составляющей ГТ, наносит невосполнимый ущерб не только интересам государства, но и жизненно важным интересам отдельных лиц.

Правовой режим защиты ГТ основывается на реализации следующих направлений деятельности государства:

  • определение и соблюдение основных принципов отнесения сведений, имеющих конфиденциальный характер, к государственной тайне;
  • разработка и соблюдение порядка доступа и допуска лиц к сведениям, составляющим ГТ;
  • определение и соблюдение порядка обращения (хранения, обработки, передачи, уничтожения) с информацией, составляющей ГТ; формирование системы государственных органов власти, предназначенных для защиты ГТ и обеспечение ее функционирования; формирование законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;
  • определение мер ответственности граждан Российской Федерации за нарушения требований по обеспечению ИБ.

Отнесение сведений к государственной тайне позволяет применить к ним такие механизмы защиты информации, которые с определенной вероятностью могут гарантировать невозможность получения этих сведений посторонними лицами.

Этот процесс называют засекречиванием. Проблема засекречивания информации и определения степени секретности сведений, документов, изделий и работ является одной из стержневых во всей деятельности по защите информации. Она имеет большое государственное значение, предопределяет методологию и методику защиты информации, объем работы по ее защите и другие обстоятельства, связанные с деятельностью государственных органов, предприятий и организаций в этой области. Правила засекречивания информации определяют в конечном счете политику государства в области защиты секретов. Этим и объясняется, что перечни сведений, составляющих государственную тайну, утверждаются в нашей стране на самом высоком уровне. В них находит отражение концепция руководства страны в области защиты государственных секретов.

Таким образом, засекречивание информации - это совокупность организационно-правовых мер, регламентированных законами и другими нормативными актами, по введению ограничений на распространение и использование информации в интересах ее собственника (владельца).

Обозначим кратко основные принципы засекречивания информации:

1. Законность засекречивания  информации - осуществление его строго  в рамках действующих законов  и других подзаконных нормативных  актов. Отступление от этого принципа  может нанести серьезный ущерб  интересам защиты информации, интересам  личности, общества и государства, в частности, незаконным сокрытием  от общества информации, не требующей  засекречивания, или утечкой важной  информации.

2. Обоснованность засекречивания  информации - установление путем  экспертной оценки целесообразности  засекречивания конкретных сведении  и вероятных экономических или  иных последствии этого акта, исходя из баланса жизненно  важных интересов личности, общества  и государства. Неоправданно засекречивать информацию, вероятность раскрытия которой превышает возможность сохранения ее в тайне.

3. Своевременность засекречивания  информации - в установлении ограничений  на распространение секретных  сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

4. Подчиненность ведомственных  мероприятий по засекречиванию  информации общегосударственным  интересам. Это в первую очередь  относится к защите ГТ. Что  касается коммерческой тайны? то  предприятия наделены правами  засекречивания информации, кроме  оговоренных в законе случаев.

Процесс засекречивания информации, составляющей государственную тайну, включает два основных этапа: 1) отнесение сведений к государственной тайне, 2) отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности.

Какие сведения могут быть отнесены к государственной тайне, определено в Законе РФ «О государственной тайне», а также в Указе Президента РФ № 1203 от 30 ноября 1995 г., утверждающем Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (в редакции указов Президента РФ № 61 от 24 января 1998 г., № 659 от 6 июня 2001 г. и № 1114 от 10 сентября 2001 г.). К ним отнесены сведения (указаны лишь разделы): в военной области; о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности; в области экономики, науки и техники; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Какие же критерии используются для отнесения сведений, во-первых, к ГТ, а во-вторых, к той или иной степени секретности? Ответ на этот вопрос дают Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, указанные в постановлении Правительства РФ № 870 от 4 сентября 1995 года.

К сведениям особой важности следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслям экономики РФ в одной или нескольких областях.

К секретным сведениям следует относить все иные из числа сведений, составляющих ГТ. Ущерб может быть нанесен интересам предприятия, учреждения или организации.

Таким образом, разница между тремя степенями секретности зависит от величины ущерба. Понятия, «виды» и «размер» ущерба разработаны пока еще недостаточно и, видимо, будут отличны для каждого конкретного объекта защиты: содержания сведений, составляющих государственную тайну, сущности отраженных в ней фактов, событий, явлений действительности. В зависимости от вида, содержания и размеров ущерба можно выделить группы некоторых видов ущерба при утечке (или возможной утечке) сведений, составляющих государственную тайну.

Рассекречивание конфиденциальной и секретной информации, работ, документов, изделий. Это деятельность по снятию (частичному или полному) ограничений на доступ к ранее засекреченной информации, на доступ к ее носителям, инициируемая требованиями законов и объективными факторами: изменение международной и внутригосударственной обстановки, появление более совершенных видов определенной техники, снятие изделий с производства, передача (продажа) научно-технических решений оборонного характера в народное хозяйство, продажей изделий за границу и т. д., а также если государство приняло на себя международные обязательства по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну.

Информация должна оставаться секретной или конфиденциальной лишь до тех пор, пока этого требуют интересы национальной безопасности или конкурентной и коммерческой деятельности предприятия.

 

 

2. Законодательство  России о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации, основывается на Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «О Государственной тайне», "О безопасности" и включает нормы этого Закона, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Какие же это акты, конечно в данном случае речь идет о нормативно - правовых актах, акты индивидуального регулирования, акты применения права не являющиеся частью законодательства, но все же оказывающие значительное влияние на принятие конкретного решения, в первую очередь это судебные решения. К этим законодательным актам относятся в первую очередь Федеральные законы:

  • Уголовный Кодекс РФ 1996 года, устанавливающий уголовную ответственность за государственную измену и шпионаж;
  • Кодекс РФ об административной ответственности 2002 года;
  • нормативные акты об архивном деле, о федеральной службе безопасности, о внешней разведке, об оперативно - розыскной деятельности, о гражданстве и прочие.
  • Постановления о защите государственной тайны:
  • Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 (ред. от 15.11.2007) "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне";
  • Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (ред. от 24.09.2010) "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны";
  • Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 N 1003 (ред. от 27.05.2008) "Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне";
  • Приказ Минюста РФ от 04.02.2010 N 10 "Об утверждении инструкции по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2010 N 6339).

Информация о работе Правовой режим государственной тайны