Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства.
Указанная цель определяет задачи исследования:
раскрыть понятие предпринимательской деятельности и административной ответственности;
проанализировать понятие административного правонарушения в Республике Беларусь;
определить субъектов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АДМИНСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………...……………5
1.1 Понятие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь ..........................................5
1.2 Общая характеристик административной ответственности и административных правонарушений в Республике Беларусь.….…..................9
1.3 Субъекты административных правонарушений в области предпринимательской деятельности …20
ГЛАВА 2 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..24
2.1 Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности…………………………………24
2.2 Юридический анализ административных правонарушений в области предпринимательской деятельности………………………………….29
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..43
3.1 Особенности привлечения к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность…………………………….43
3.2 Особенности привлечения к административной ответственности за лжепредпринимательство………………………………….................................45
3.3 Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе47
Заключение………………………..………………………………………...57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...………59

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности(1) (1) (1).doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

- нарушение  порядка осуществления игорного  бизнеса, организация и проведение  запрещенных азартных игр (ст. 12.11);

- лжепредпринимательство (cт. 12.12);

- неправомерные  деяния при принятии мер по  предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) или при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства) (ст. 12.13);

- нарушение  законодательства о товарных  биржах и биржевой торговле (ст. 12.14);

- нарушение  законодательства о рекламе (cт. 12.15);

- обман потребителей (cт. 12.16);

- нарушение  правил торговли и оказания  услуг населению (ст. 12.17);

- нарушение  порядка приема денежных средств  при реализации товаров (работ,  услуг) за наличный расчет (cт. 12.18);

- нарушение  порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь (ст. 12.19);

- нарушение  порядка использования кассовых  суммирующих аппаратов, специальных  компьютерных средств, билетопечатающих  машин, таксометров и (или) платежных терминалов, использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на них (cт. 12.20);

- нарушение  порядка производства и учета  алкогольной, непищевой спиртосодержащей  продукции, этилового спирта и  табачных изделий (cт. 12.21);

- нарушение порядка декларирования объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий (ст. 12.22);

- нарушение  порядка оборота алкогольной,  непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий (cт. 12.23);

- несоблюдение  требований по проверке подлинности  акцизных и специальных марок  Республики Беларусь при торговле  табачными изделиями и алкогольной  продукцией (ст. 12.24);

- нарушение  требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации, порядка подтверждения соответствия правил алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, несоблюдение требований к информации, указываемой на потребительской таре (cт. 12.25);

- нарушение  законодательства о рекламе алкогольных  напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий и порядка реализации алкогольных напитков и табачных изделий (ст. 12.26);

- незаконные  ввоз, перевозка, хранение алкогольных  напитков и табачных изделий,  производство, переработка и хранение  этилового спирта и табачного  сырья и продажа алкогольных  напитков собственного производства (ст. 12.27);

- нарушение  порядка расчетов при оптовой  торговле алкогольной продукцией, этиловым спиртом, табачным сырьем  и табачными изделиями (ст. 12.28);

- нарушение  порядка вывоза товаров из  Республики Беларусь (ст. 12.29);

- незаконное  обращение нефтяного жидкого  топлива в Республике Беларусь (ст. 12.30);

- уклонение  от проведения обязательного  аудита (ст. 12.31);

- нарушение  порядка допуска плательщиков  единого налога к реализации  товаров (работ, услуг) (ст. 12.33);

- необеспечение условий для эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем (ст. 12.34);

- нарушение  требований законодательства о  маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками (ст. 12.35);

- неисполнение  и (или) ненадлежащее исполнение правил осуществления риэлтерской деятельности (ст. 12.36);

- нарушение  законодательных актов об аренде  торговых мест (ст. 12.37);

- нарушение  законодательства о книге учета  движения товаров (ст. 12.38);

- осуществление  незаконной страховой деятельности (ст. 12.39);

- нарушение  требований по оценке стоимости  объектов гражданских прав (ст. 12.41);

- нарушение  порядка осуществления гастрольно-концертной  деятельности (ст. 12.42);

- изготовление  или приобретение крепких алкогольных  напитков (самогона), полуфабрикатов для изготовления (браги), хранения аппарата для их изготовления (ст. 12.43);

- нарушение  порядка осуществления деятельности  по организации и проведению  электронных интерактивных игр  (ст. 12.44);

- нарушение  порядка осуществления лотерейной деятельности (ст. 12.45);

- незаконное  использование генетически модифицированных  составляющих (компонентов), преодоление  или предоставление недостоверных  сведений о таких составляющих (компонентах) (ст. 12.46);

- нарушение  законодательства об аккумулировании денежных средств в сфере строительства (реконструкции) (ст. 12.47);

- нарушение  порядка использования средств  контроля за приборами учета  алкогольной, непищевой спиртосодержащей  продукции, непищевого этилового  спирта, табачных изделий (ст. 12.48) [16].

Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой  общественных отношений в области  предпринимательской деятельности.

С объективной  стороны правонарушения данной группы совершаются путем действия (ст. 12.16) либо бездействия (ст.12.5).

Ряд правонарушений рассматриваемой группы относятся  к правонарушениям с формальным составом (ст. 12.1; 12.2), а часть - с материальным составом (ст. 12.16).

В одних составах в качестве обязательного признака названо место совершения правонарушения (ст. 12.18), в других - совершение противоправных действий повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (ч. 4 ст. 12.6).

Субъекты основного  массива административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, - лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

При совершении правонарушений, предусмотренных ст. 12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению», административную ответственность несет также и пособник со ссылкой на ст. 2.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Рассмотрим некоторые составы правонарушений в области предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Юридический  анализ административных правонарушений в области предпринимательской деятельности

 

Статья 12.4. Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов)

Объект правонарушения - общественные отношения в области  предпринимательской деятельности, связанные с порядком формирования и применения цен (тарифов).

Объективную сторону  правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, образуют действия лица, нарушающего  установленный порядок формирования и применения цен (тарифов). Например, в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов отпускные цены на мясную и молочную продукцию формируются организациями-изготовителями исходя из плановых затрат (плановой себестоимости) на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка [2, с. 141].

При формировании отпускных цен на мясную и молочную продукцию составляются плановые калькуляции себестоимости производства единицы измерения или расфасовки каждого вида продукции с расшифровками основных статей затрат (сырье, материалы, топливно-энергетические расходы, заработная плата) и обоснованием накладных, коммерческих и других расходов.

Затраты, включаемые в себестоимость продукции, рассчитываются по утвержденным в установленном  законодательством порядке нормам и нормативам.

Для установления состава рассматриваемого правонарушения необходимо определить, что конкретно было нарушено при формировании или применении цен (тарифов).

С субъективной стороны правонарушение характеризуется  прямым умыслом. Лицо осознает характер противоправного деяния и желает его совершить.

Субъектом правонарушения могут быть только должностные лица юридического лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за соблюдение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов).

В качестве взыскания  применяется штраф в размере  до сорока базовых величин [21, с. 216].

Объективную сторону  правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, образуют действия лица, нарушающие установленные  соответствующими государственными органами фиксированные и (или) предельные цены (тарифы), предельные нормативы рентабельности, оптовые и (или) торговые надбавки (скидки).

С субъективной стороны правонарушение характеризуется  прямым умыслом. Лицо осознает характер противоправного деяния и желает его совершить.

Субъектом правонарушения могут быть только должностные лица юридических лиц или ИП, ответственные  за соблюдение установленного порядка  формирования и применения цен (тарифов).

В качестве взыскания  применяется штраф на ИП или юр. лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, образует отсутствие решения органа (должностного лица) юридического лица и ИП об установлении цен на товары:

- производимые  в Республике Беларусь;

- ввозимые на  ее территорию в таможенном  режиме «выпуск товаров для  свободного обращения»;

- ввозимые из Российской  Федерации; а также

- непредставление информации  о ценах на эти товары в  республиканский орган государственного  управления по вопросам экономики в Республике Беларусь в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения [26, с. 93].

Непредставление информации означает отказ от представления  такой информации либо фактическое  ее непредставление.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом правонарушения могут  быть только должностные лица юридического лица и ИП, а также юр. лица, ИП.

В качестве взыскания применяется  штраф на индивидуального предпринимателя  и юридическое лицо в размере до 10% стоимости реализованных товаров в части цен, на которые произведено нарушение [19, с. 128].

 

Статья 12.7. Незаконная предпринимательская  деятельность

Объект правонарушения - общественные отношения в области  предпринимательской деятельности, связанные с порядком ее регистрации и осуществления.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 Кодекса  Республики Беларусь об административных правонарушениях, образуют действия лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность:

- без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, либо

- с нарушением правил  и условий осуществления видов  деятельности, предусмотренных в  специальных разрешениях (лицензиях) [2, с. 142].

Согласно ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе фирменное наименование для коммерческих организаций, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления [15].

Юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной  регистрации.

Предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, означает не только отсутствие разрешения (лицензии), но и то, что когда такое разрешение (лицензия) просрочено, аннулировано, прекращено или предприниматель лишен разрешения (лицензии), либо осуществляет предпринимательскую деятельность, не указанную в разрешении (лицензии).

Предпринимательская деятельность с нарушением правил и условий  осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных  разрешениях (лицензиях), означает, что  предприниматель нарушает правила, условия осуществления того или иного вида деятельности, который указан в разрешении (лицензии).

Информация о работе Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности