Административно-правовой статус предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение административно-правового статуса предприятий и учреждений.
Цель определяет основные задачи работы:
-выделить особенности административно-правового статуса предприятий.
-охарактеризовать административно-правовой статус учреждений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ ……… 5
1.1 Предприятия как организации в административном праве …………….... 5
1.2 Особенности административно-правового статуса предприятий ……….. 8
2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧРЕЖДЕНИЙ ………. 15
2.1 Учреждения как организации …………………………………….……….. 15
2.2 Особенности административно-правового статуса учреждений ……….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 29

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.40 Кб (Скачать файл)

Как уже  отмечалось выше, учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Различия  между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции. На практике такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям.

Учредительным документом на создание учреждения являются устав или положение. Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" устав федерального государственного учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

В уставе федеральных государственных учреждений необходимо предусматривать:

1) исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на осуществление приносящей доходы деятельности - исчерпывающий перечень видов такой деятельности;

2) порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, который в том числе устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества;

3) запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

4) открытие счетов учреждения в органах федерального казначейства;

5) ликвидацию учреждения по решению собственника имущества (Правительства Российской Федерации) и распоряжение собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, когда создаются учреждения, выполняющие  однородные функции, возможно утверждение  примерного устава. Особенно много  типовых положений действует  в сфере образования.

Среди них - Типовое положение об образовательном  учреждении высшего профессионального  образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и ряд других положений.

Таким образом, в настоящее время учреждение, в отличие предприятий занимается в основном непроизводственной деятельностью; является некоммерческой организацией; действует на основе устава (положения).

ГК РФ и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" указывают, что особенности  правового положения отдельных  видов государственных и иных учреждений определяются законом и  иными правовыми актами.

2.2 Особенности административно-правового статуса учреждений

 

Что же определяет административно-правовой статус учреждений? Также, как и предприятие, учреждение подлежит государственной регистрации, а на осуществление некоторых видов деятельности необходимо получение лицензии (например, на образовательную, медицинскую деятельность и другие).

В отличие от предприятий некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. Например, образовательные учреждения проходят аттестацию один раз в пять лет. Для того чтобы образовательное учреждение имело право выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании, оно должно иметь от государства свидетельство о государственной аккредитации. Государственная аккредитация гарантирует качество образовательных услуг не ниже требований государственного стандарта.

Устав (положение), а также отдельные законы закрепляют основные особенности правового статуса учреждения. Особенностью правового статуса учреждения является то, что имущество принадлежит ему на праве оперативного управления.

Согласно  ст. 120 и 296 ГК РФ учреждение владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с его назначением и заданиями собственника в пределах, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 296 ГК)

Учреждение  не вправе отчуждать или иным образом  распоряжаться (продавать, сдавать  в аренду, предоставлять в залог  и т.д.) закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Вместе  с тем отдельным видам учреждений непосредственно законом может  быть предоставлено право распоряжения закрепленным за ним имуществом. Согласно п. 11 ст. 39 Закона "Об образовании" и п. 4 ст. 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" образовательное и высшее учебное заведения вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ними имущества.

При недостаточности  находящихся в распоряжении учреждения денежных средств ответственность  по его обязательствам несет собственник  имущества.

Административное  управление учреждением может осуществляться несколькими способами:

а) собственник (учредитель) непосредственно осуществляет управление учреждением, выполняя функции, как высшего органа управления, так и исполнительного органа;

б) собственник (учредитель) является высшим органом управления, а текущее руководство осуществляется созданным им исполнительным органом;

в) собственник (учредитель) не принимает непосредственно  участия в управлении учреждением, а формирует для этого соответствующие  органы управления.

Учреждения  некоторых видов имеют особенности  управления. Например, в соответствии со ст. 36 Закона "Об образовании" негосударственным образовательным учреждением может управлять непосредственно сам учредитель либо созданный им попечительский совет.

Общественным  учреждением является не имеющее  членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного  вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям  указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в  общественном учреждении может создаваться  коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного  учреждения и потребителями его  услуг. Указанный орган может  определять содержание деятельности общественного  учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

В учреждениях, как правило, издаются следующие  акты: положения; инструкции; приказы директора (иного руководителя) учреждения; указания директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей; распоряжения директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей; указания и распоряжения руководителей структурных подразделений учреждения; приказы, указания и распоряжения руководителей филиалов учреждения; совместные решения администрации и общественных организаций; документы, принятые на собрании трудового коллектива; решения совета трудового коллектива; договоры (хозяйственные договоры и др.).

Надо  отметить, что особый статус имеют Российская академия наук и отраслевые академии наук - Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств, которые имеют государственный статус некоммерческих организаций (учреждений).

Академии  наук, имеющие государственный статус, создаются, реорганизуются и ликвидируются  федеральным законом по представлению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы определяются уставами указанных академий наук.

Указанные академии наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной  собственности, в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и их уставами, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. (ред. от 27.09.2009) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные в виде лишения свободы" определяет особый административно-правовой статус учреждений исполняющих наказания. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, осуществляющие заготовку древесины, переработку древесины и иных лесных ресурсов, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности. Места их расположения определяют территориальные органы уголовно-исполнительной системы. По решению федерального органа уголовно-исполнительной системы могут создаваться объединения учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которые имеют обязанности и права учреждений, исполняющих наказания.

Учреждения, исполняющие наказания имеют  право использовать имущество, закрепленное за ними на праве полного хозяйственного ведения, для осуществления любой  предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, в порядке, устанавливаемом федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Обращение  взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных  органов уголовно-исполнительной системы  не допускается. К особенностям данных учреждений можно отнести возможность применения различных мер, к лицам, отбывающим наказания, включая меры физического воздействия.

Статья 14 Закона определяет права учреждений, исполняющих наказания Учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются следующие права: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним; осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность; требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания; применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры; производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы; осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование; при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных; использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег; производить уголовно-процессуальные действия; применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных Законом; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан; в установленном законодательством Российской Федерации порядке вводить режим особых условий; привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности; осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду; участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя в управлении ими в интересах развития своей социальной сферы, привлечения осужденных к труду; владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции; принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество; обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

Информация о работе Административно-правовой статус предприятия