Административно-правовой статус предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение административно-правового статуса предприятий и учреждений.
Цель определяет основные задачи работы:
-выделить особенности административно-правового статуса предприятий.
-охарактеризовать административно-правовой статус учреждений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ ……… 5
1.1 Предприятия как организации в административном праве …………….... 5
1.2 Особенности административно-правового статуса предприятий ……….. 8
2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧРЕЖДЕНИЙ ………. 15
2.1 Учреждения как организации …………………………………….……….. 15
2.2 Особенности административно-правового статуса учреждений ……….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 29

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.40 Кб (Скачать файл)

Говоря  о прекращении правового статуса  учреждений следует отметить, что решение о реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимается Правительством Российской Федерации. Проект решения Правительства Российской Федерации о реорганизации федерального государственного учреждения должен предусматривать предмет и цели деятельности учреждения, а также предельную численность работников и размер ассигнований на поддержание реорганизуемого учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Ликвидация  учреждения возможна на основании решения  собственника или органа, который  наделен таким правом уставом  учреждения. С учетом того, что учреждение может отвечать по своим обязательствам только имеющимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности  у ликвидируемого учреждения кредиторы  вправе обратиться за удовлетворением  своих требований к собственнику имущества учреждения. Оставшееся после  ликвидации имущество учреждения передается его собственнику.

Исключение  из данного правила могут быть предусмотрены иными законами или  правовыми актами. Так, например, п. 10 ст. 39 Закона "Об образовании" определяет, что денежные средства и имущество, оставшиеся при ликвидации образовательного учреждения, направляются на цели развития образования в порядке, предусмотренном уставом образовательного учреждения.

Таким образом, в целом в настоящее время  административно-правовой статус учреждений отличается от статуса предприятий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  изложенного можно сделать следующие выводы:

-Предприятия и учреждения -это разновидности организаций, осуществляющих, в отличие от органов исполнительной власти, не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически-властными полномочиями и не являются субъектами управления (исключение составляют учреждения, представляющие собой форму органов управления, например учреждения исполнения наказания).

-Предприятия  и учреждения отличаются друг  от друга по их назначению. Предприятие - самостоятельный хозяйствующий  субъект, коммерческая организация.  Она занимается производством  продукции, выполнением работ,  оказанием услуг. Учреждение - некоммерческая организация, выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.). Различия между предприятиями и учреждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характерную для предприятий.

-Предприятия,  учреждения можно классифицировать  по различным признакам. Для  административного права значительный  интерес представляет классификация,  которая оказывает наибольшее  влияние на административно-правовой  статус предприятий, учреждений. В этом смысле следует выделить  классификацию предприятий, учреждений  в зависимости от видов их  собственности. По этому признаку  предприятия, учреждения классифицируются на частные, государственные (федеральные и субъектов РФ) и муниципальные.

-К правам  и обязанностям, характерным для  всех предприятий и учреждений, относятся: запрет на вмешательство  государства в деятельность предприятий;  государственная регистрация предприятий;  обязанность ведения и предоставления  бухгалтерской, статистической отчетности  и иной информации, необходимой  для налогообложения уполномоченным  на то государственным органам;  обязанность соблюдать законодательство РФ и т.д.

-Особый  статус имеют государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Государственные и муниципальные учреждения, как и государственные и муниципальные предприятия, наделены достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. При этом государственные или органы местного самоуправления выступают как собственники имущества.

-Особенность  административно-правового статуса  негосударственных предприятий  заключается в том, что они  практически действуют в пределах  административно-правового режима, характерного для всех предприятий.  Роль государства по отношению  к этим предприятиям проявляется  лишь в установлении правовых  норм и контроле за их соблюдением.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237, 25.12.1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №32. Ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996, N 3, ст. 145.
  4. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства РФ. 02.12.2002. № 48, ст. 4746.
  5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
  6. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 года №199-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№33. Ч.1. Ст.3.
  7. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"// СЗ РФ. 1998 г.. N 30.ст. 3611.
  8. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 01.12..2007) "Об акционерных обществах" // СЗ РФ 01.01.1996, N 1, ст. 1.
  9. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 02.08.2009) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства РФ. 26.08.1996, N 35, ст. 4135.
  10. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 17.07.2009) "Об образовании" // Российская газета. N 172, 31.07.1992.
  11. Закон РФ от 21 июля 1993 г. (ред. от 27.09.2009) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные в виде лишения свободы"//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 33.Ст. 1316.
  12. Постановление Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 (ред. от 01.04.2009) "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений"// Собрание законодательства РФ. 16.02.2004. N 7, ст. 537
  13. Административное право. Учебник для вузов. / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2005.
  14. Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий //Законность. 2003. № 5.
  15. Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий //Законность. 2003. № 6.
  16. Административное право Российской Федерации. Учебник./ Под редакцией Алехина А.П., Кармолицкий А.А.. М., 2005.
  17. Административное право. Учебник для вузов. / Под ред. Бахрах Д.Н., Россинского Б.В., Старилова Ю.Н. - М., 2007.
  18. Административное право РФ: Учебник для вузов./ Под ред. Габричидзе Б.Н., Кузнецова С.М.- М., 2008.
  19. Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций.- СПб., 2007.
  20. Жеругов О.Р. Понятие и сущность правоотношений возникающих в акционерном обществе: отдельные правовые аспекты // Законодательство и экономика.2006.№12.
  21. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие для вузов –М., 2006.

Размещено на

 


Информация о работе Административно-правовой статус предприятия