Административно-правовой статус общественных объединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – учебная, получить теоретические знания по данной теме, раскрыть понятие и организационно правовые формы общественных объединений, рассмотреть административно-правовой статус общественных объединений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 7
1.1 Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных объединений 7
1.2 Порядок регистрации общественных объединений 14
1.3 Реорганизация и ликвидация общественных объединений 19
Глава 2. МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 23
2.1 Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений 23
2.2 Права, обязанности , ответственность общественных объединений по российскому законодательству 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Файлы: 1 файл

Административно-правовой статус общественных объединений.docx

— 63.30 Кб (Скачать файл)

В настоящее время все чаще ряд  общественных объединений нарушают предписания законодательства о  государственной регистрации юридических  лиц. Эти нарушения, как правило, выражаются в том, что они не информируют  орган, принявший решение о государственной  регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного  места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного  объединения8.

С учетом сложившейся судебной практики, а также рекомендаций Минюста  России, при невыполнении общественными  объединениями вышеназванного требования, управлениями юстиции по субъектам  Российской Федерации готовятся  соответствующие иски о ликвидации данных общественных объединений.

Ликвидация  общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством. 

В случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный  орган государственной регистрации  или его соответствующий территориальный  орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

Порядок приостановления деятельности общественных объединений в случае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Если  в течение установленного срока  приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

    Основаниями ликвидации общественного объединения или  запрета его деятельности являются:

    нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

    неоднократные или  грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление  общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

    неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

    Структурные подразделения - организации, отделения общественного  объединения ликвидируются в  случае ликвидации соответствующего общественного  объединения.

    Заявление в суд  о ликвидации международного или  общероссийского общественного  объединения вносится Генеральным  прокурором Российской Федерации или  федеральным органом государственной  регистрации. Заявление в суд  о ликвидации межрегионального, регионального  или местного общественного объединения  вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в  порядке, предусмотренном Федеральным  законом "О прокуратуре Российской Федерации", или соответствующим  территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

    Ликвидация общественного  объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной  регистрации.

    Порядок и основания  ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также  в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося  юридическим лицом.

    Общественное объединение  может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося  юридическим лицом, может быть запрещена  также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".9

      Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания.

    Государственная регистрация общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном  Федеральным законом "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей".

    Документы, необходимые для осуществления  государственной регистрации общественного  объединения, создаваемого путем реорганизации, представляются в федеральный орган  государственной регистрации или  его территориальные органы в  соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных  документов и порядок их представления  определяются уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти.

    Государственная регистрация общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, в случае, если не принято решение  об отказе, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных  в установленном порядке документов.

    Имущество общественного объединения, являющегося  юридическим лицом, переходит после  его реорганизации к вновь  возникшим юридическим лицам  в порядке, предусмотренном Гражданским  кодексом Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 

2.1 Контроль и надзор  за деятельностью  общественных объединений

     Государство практически никогда не упускало из поля своего воздействия общественные объединения. В различные исторические периоды сфера такого воздействия  была различна. Контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют различные органы государственной власти. Этот контроль призван обеспечить функционирование зарегистрированных общественных объединений в строгом соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством, а также в соответствии с их уставными целями. При этом государственные органы наделены необходимыми полномочиями для воспрепятствования деятельности, выходящей за пределы уставных целей общественных объединений, а также деятельности, осуществляемой без надлежащего разрешения либо запрещенной законом.10

      У каждого органа государственной власти имеется своя компетенция в исследуемой сфере государственного управления. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ.11

Так, Закон "О прокуратуре" предоставляет  органам прокуратуры широкие  полномочия, которые реализуются  ими в различных сферах государственного управления, в том числе и в  ходе осуществления органами прокуратуры  надзора за деятельностью общественных объединений.

Прокурор  вправе приносить протест на противоречащий закону правовой акт; выносить представление  об устранении нарушений закона, принимать  решение о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, а также выносить предостережение  о недопустимости нарушений закона. Закон об общественных объединениях наделяет органы прокуратуры дополнительными полномочиями по осуществлению надзора за их деятельностью. Прокуратура наряду с органами юстиции может направлять заявления в суд о приостановлении деятельности общественных объединений.

В этом случае приостанавливаются права  общественного объединения как  учредителя средств массовой информации, такому общественному объединению  запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия, принимать участие  в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных  его действиями, а также штрафов.

    Орган, принимающий  решения о государственной регистрации  общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

    1) запрашивать у  руководящих органов общественных  объединений их распорядительные  документы;

    2) направлять своих  представителей для участия в  проводимых общественными объединениями  мероприятиях;

    3) не чаще одного  раза в год проводить проверки  соответствия деятельности общественных  объединений, в том числе по  расходованию денежных средств  и использованию иного имущества,  их уставным целям в порядке,  определяемом федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции по нормативно-правовому  регулированию в сфере юстиции;

    4) запрашивать и  получать информацию о финансово-хозяйственной  деятельности общественных объединений  у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной  власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

    5) в случае выявления  нарушения общественными объединениями  Конституции Российской Федерации  и законодательства Российской  Федерации или совершения ими  действий, противоречащих их уставным  целям, органом, принимающим решения  о государственной регистрации  общественных объединений, может  быть вынесено руководящим органам  данных объединений письменное  предупреждение с указанием конкретных  оснований вынесения предупреждения  и срока устранения указанного  нарушения, который составляет  не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

    Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и  надзору в области налогов  и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление  функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного  имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.12 
 
 

2.2 Права, обязанности , ответственность общественных объединений по российскому законодательству

     Раскрытие правового статуса общественных объединений невозможно без рассмотрения вопроса о правах, обязанностях и  ответственности общественных объединений.

     Как и иные субъекты административного  права, общественные объединения, имеют  права и несут обязанности. 

Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим  лицом, имеет право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  • учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим  лицом, имеет право:

Информация о работе Административно-правовой статус общественных объединений