Административно-правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Правовое положение иностранцев и правовое положение апатридов различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу, они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие, принципы административно-правового статуса иностранных граждан…………………………………………………………………….5
Особенности прав и обязанностей иностранных граждан……………..10
Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию……16
Правовое регулирование пребывания иностранных граждан в Российской Федерации…………………………………………………...20
Проблемы трудовой миграции…………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

АП Курсовая.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Как и ранее  действующий, новый закон предусматривает  выдачу иностранным гражданам, постоянно  проживающим в Российской Федерации, вида на жительство. Разница только в усложненной процедуре получения этого документа и сроках его действия. Следует отметить, что до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет и по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на тот же срок. Количество продлений срока вида на жительство не ограничено. Ранее лицам, достигшим возраста 45 лет, вид на жительство выдавался пожизненно, а с 31 октября 2002 г. они, как и более молодые иностранцы, будут получать вид на жительство сроком не более пяти лет.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62 ФЗ "О гражданстве  Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом11. Из положений законодательства вытекает, что лицо с двойным гражданством по общему правилу рассматривается как гражданин РФ, а в случаях, указанных в международных соглашениях и федеральных законах, может рассматриваться в ином статусе.

В настоящее  время Российская Федерация заключила  договоры, регулирующие вопросы двойного гражданства, только с двумя государствами: Туркменистаном12 и Таджикистаном13. Указанные соглашения текстуально практически идентичны. Основной их смысл заключается в том, что каждая из Сторон соглашений признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой Стороны. При этом лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, в полном объеме пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан той Стороны, на территории которой они постоянно проживают.    Таким образом, по общему правилу лица с двойным гражданством, постоянно проживающие на территории РФ, рассматриваются как граждане РФ, а бипатриды, постоянно проживающие на территории другой стороны международного договора по вопросам двойного гражданства, в РФ по статусу приравнены к иностранным гражданам. Российские граждане, имеющие гражданство государств, с которыми РФ не имеет договоров о двойном гражданстве, рассматриваются в статусе граждан РФ в независимости от места проживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы трудовой миграции

 

Трудовая миграция - процесс  объективный и экономически обоснованный. Для самих мигрантов это возможность  заработка, возможность найти работу в другом регионе или другой стране, если у себя дома им негде применить свой труд. Для экономики принимающего мигрантов региона или государства это дополнительная возможность привлечения трудовых ресурсов при отсутствии их на местном рынке. Но помимо положительного эффекта трудовая миграция создает и множество проблем. В первую очередь речь идет о международной трудовой миграции.

В Россию основной приток иностранной рабочей силы идет из стран СНГ, в том числе из Украины, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.

Тем не менее, основной проблемой  международной трудовой миграции в Россию продолжает оставаться нелегальное привлечение к трудовой деятельности иностранцев, то есть без оформления трудовых отношений с ними и без получения последними разрешений на работу. Поэтому параллельно с работой по созданию цивилизованного рынка иностранной рабочей силы в России, ужесточаются меры контроля за использованием труда мигрантов.

Нынешняя государственная  политика в отношении трудовых мигрантов  направлена в первую очередь на то, чтобы бороться с безработицей внутри страны. Поэтому приоритет отдается, прежде всего, трудоустройству граждан, в том числе и внутренних мигрантов. Жители крупных городов России по-прежнему не соглашаются на низкооплачиваемую, непрестижную и тяжелую работу14. Но у соискателей из других регионов притязания значительно ниже. Тем не менее, полностью решить проблему привлечения рабочей силы на непрестижные должности за счет внутренних трудовых мигрантов не представляется возможным.

Также остаются проблемой  различные злоупотребления со стороны  работодателей, выражающихся в том, что они не обеспечивают нормальные условия труда иностранным работникам, не выплачивают им заработную плату и т.д. Как правило, подобные ситуации имеют место, когда иностранный гражданин трудится нелегально. Например, довольно распространенной ситуацией является следующая: официально на непрестижную работу оформляется гражданин России, реально работу выполняет иностранец, который трудится нелегально и получает зарплату в меньшем размере, чем выплачивается предприятием официально, на разнице наживаются должностные лица нанимающих предприятий.

Таким образом, необходимость  привлечения иностранных граждан  к работе на территории России является объективной. Но должны создаваться  условия, во-первых, для того, чтобы  конкуренция на российском рынке труда не усугублялась за счет притока иностранных работников в и без того сложных экономических условиях, а во-вторых, для обеспечения контроля как за деятельностью самих трудовых мигрантов на территории России, так и за деятельностью работодателей, их нанявших, во избежание злоупотреблений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подведем итоги. Иностранные граждане могут проживать в Российской Федерации при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.

Иностранные граждане могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в России в соответствии с порядком, установленным законодательством  РФ. Они обязаны соблюдать правило  пребывания иностранных граждан  в России и правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ. Ограничения в передвижении и выбора места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Так, существуют местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только по разрешению органов внутренних дел. Иностранные граждане, проезжающие через территорию РФ транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из России по установленному маршруту и могут останавливаться на территории при наличии разрешения, выданного компетентными органами.

Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Иностранные граждане могут пользоваться правом на объединение. Во-первых, они вправе вступать в  общественные объединения, уже созданных на общих основаниях с российскими гражданами в профессиональные союзы, кооперативные организации, научные, культурные общественные объединения, если это не противоречит уставам (положениям) таких объединений. В развитии данной нормы уставы общественных объединений позволяют иностранным гражданам быть их членами. Исключение составляют политические партии и движения, в которых участвуют лишь российские граждане. Во-вторых, возможно создание иностранными гражданами собственных общественных объединений. В-третьих, в Российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т.п. Однако требуется также соблюдение разрешительно-регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.

Иностранные граждане вправе реализовать право на свободный  труд в РФ различными способами: в  дипломатических и консульских  учреждениях своих государств, создаваемых  в нашей стране предприятий или филиалах предприятий, банков и иных юридических лиц своей страны либо их представительствах, совместных предприятиях и т.д. Иностранные граждане могут приглашаться для работы в нашей стране российскими юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, действующих на территории России, российскими и иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории России и использующими труд наемных работников в личном хозяйстве.

Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России, если:

- Его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

- Это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

- Он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в России, таможенное, валютное или иное российское законодательства;

- Особое правовое положение у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не попадают под юрисдикцию Российской Федерации.

Юридические гарантии иностранным гражданам закреплены в законах и подзаконных актах. Они включают меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

В силу этого  иностранные граждане практически  никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их прав и обязанностей в любом случае несколько меньше. Есть область общественных отношений, к участию которой государство допускает своих граждан.

 

 

 

 

Список нормативных  актов и используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях. "Российская газета", N 7, 21.01.2009.
  2. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями от 18.07.1998, от 24,06.1999, от 10.01.2003) // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, № 34, ст. 4029.
  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации".

  1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.
  2. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном "Об урегулировании вопросов двойного гражданства" (Ашхабат, 23 декабря 1993 года) // Собрание законодательства РФ. 4 марта 1996 г. № 10. Ст. 830.
  3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан "Об урегулировании вопросов двойного гражданства" (Москва, 7 сентября 1995 года) //Дипломатический вестник, № 10. 1995

7. Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 204с.

8. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А. Петров С.М. Административное право:   Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. 194с.

        9. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. - М., 1996. 472с.

10. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие для вузов. -М.: Юристъ, 2000. 448с.

11. Международное право: Учебник. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов.- М., "Международные отношения", 1998 г. С.123.

1 Конституция Российской Федерации. Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях. "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

2 Международное право: Учебник. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов.- М., "Международные отношения", 1998 г. С.123.

3 Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане [Правовое положение]. М., 1992 г., С. 13.

4 Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями от 18.07.1998, от 24,06.1999, от 10.01.2003) // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, № 34, ст. 4029.

5 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.

6 Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. С.57.

7 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А. Петров С.М. Административное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.58.

8 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Информация о работе Административно-правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации