Административно-правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Правовое положение иностранцев и правовое положение апатридов различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу, они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие, принципы административно-правового статуса иностранных граждан…………………………………………………………………….5
Особенности прав и обязанностей иностранных граждан……………..10
Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию……16
Правовое регулирование пребывания иностранных граждан в Российской Федерации…………………………………………………...20
Проблемы трудовой миграции…………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

АП Курсовая.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

     Разрешение на работу представляет собой официально оформленный документ, подтверждающий право иностранного гражданина (иностранного работника) на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. При этом индивидуальная трудовая деятельность иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве предпринимателя осуществляется без образования юридического лица.

     Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с другими территориальными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 
        Вместе с тем иностранные граждане лишены части тех прав, которые, согласно Конституции Российской Федерации и соответствующим федеральным законам, предоставляются только гражданам Российской Федерации. К числу таких ограничений относится возможность иностранных граждан занимать определенные должности, относящиеся к государственной или муниципальной службе.

   Кроме того, иностранные граждане не имеют права: находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; быть членом военного корабля или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (перечень таких объектов устанавливается Правительством Российской Федерации). Иностранные граждане также не вправе заниматься иной деятельностью и замещать соответствующие должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

     4. Отношение иностранных граждан к военной службе. В части 1 статьи 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. в редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 г. установлено: 
          «1. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).   

  2. Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». 
   Учет иностранных граждан, поступивших на военную службу по контракту и проходящих военную службу, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 
   Федеральным законом от 11 ноября 2003 г, внесены также дополнения, относящиеся к статусу иностранных граждан, в другие федеральные законы. Так, в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» внесено, в частности, дополнение следующего содержания: с иностранным гражданином, поступившим на военную службу, на военную должность, для которой предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, контракт заключается сроком на пять лет; после истечения этого срока, иностранные граждане увольняются с военной службы. 
   При заключении контракта иностранный гражданин подписывает текст следующего содержания: «Я, (ФИО), даю обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг».

    Внесено также дополнение в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей распространяется также на иностранных граждан, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федераций, других войсках, воинских формированиях и органах и членов их семей. 
     5. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане не только пользуются правами наравне с гражданами Российской Федераций, но и несут наравне с ними соответствующие обязанности.

    На них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию Российской Федерации и соблюдать законы, действующие на территории Российской Федерации. Они не должны наносить ущерба интересам России, законным интересам граждан и других лиц. 
          К числу специальных обязанностей иностранных граждан в Российской Федерации следует отнести:

   - обязанность иностранного гражданина в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту его пребывания. В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан также в трехдневный срок зарегистрироваться по новому месту жительства;

     - обязанность временно проживающих и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту проживания; 
        - обязанность выехать из Российской Федерации в течение трех дней в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен;

         - обязанность выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы; 
        - при выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию

 

Конституция РФ гарантирует каждому, кто законно  находится на территории России, право  свободно передвигаться, выбирать место  пребывания и жительства, а также свободно выезжать за пределы страны; равным образом гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны  при въезде в РФ и выезде из РФ  предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в этом качестве.

В случае если иностранный  гражданин или лицо без гражданства  ходатайствует о въезде в РФ для  занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ. Данное положение не распространяется на иностранных граждан – сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы РФ или депортации, выезжают из РФ на основании решения.  
В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в РФ и цели его пребывания в РФ иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной (частная, деловая, туристическая, учебная, рабочая, гуманитарная и виза на въезд в РФ в целях получения убежища), транзитной и визой временно проживающего лица.

Виза-выданное уполномоченным  государственным органом разрешение на въезд в РФ и транзитный проезд через территорию РФ по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому РФ в этом качестве. 
Виза содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату рождения, пол, гражданство (подданство), номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в РФ, номер приглашения на въезд в РФ либо решения государственного органа, срок действия визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), кратность визы9.

Основанием  для выдачи иностранному гражданину визы является приглашение на въезд  в Российскую Федерацию, оформленное  в соответствии с федеральным  законом в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию  иностранного гражданина в целях  обучения в образовательном учреждении выдается территориальным органом  федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по ходатайству данного образовательного учреждения.

Ходатайство на оформление приглашения на въезд  в Российскую Федерацию с целью  обучения подается при наличии следующих  документов:

1.    Заявление на имя начальника отдела по обучению иностранных граждан.

2.    Документ, удостоверяющий личность (паспорт) со сроком действия не менее 1,5 (полутора) лет; при истечении срока действия паспорта – отметка о продлении действия паспорта; при наличии вида на жительство в другой стране – вид на жительство. По каждому документу – 2 (две) копии.

3.    Для последипломного обучения – диплом об окончании ВУЗа, приложение к диплому. По каждому документу – 1 (одна) копия.

В целях обучения в образовательном учреждении в  Российской Федерации иностранному гражданину выдается обыкновенная учебная виза на срок до одного года.

        При получении иностранным гражданином разрешения на временное проживание в РФ территориальный орган федерального органа, ведающего вопросами внутренних дел, продлевает срок действия визы временно проживающего  лица  на срок действия указанного разрешения.

Иностранный гражданин  или лицо без гражданства при  въезде в РФ обязаны получить и  заполнить миграционную карту. Регистрация иностранных граждан производится по месту  прибытия по миграционной карте. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из РФ.

Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию. Регистрация иностранного гражданина производится, если он предъявил для регистрации миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий его личность.

Иностранный гражданин  или лицо без гражданства, нарушившие ряд правил предусмотренных действующим законодательством, либо не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации.

Законом предусмотрены  случаи, когда въезд в РФ иностранным  гражданам или лицам без гражданства  может быть не разрешен, случаи, когда  этот въезд абсолютно не разрешается и когда въезд для этих лиц может быть ограничен.

Въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства  может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или  лицо без гражданства нарушили ряд  правил предусмотренных действующим российским законодательством10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовое регулирование пребывания иностранных граждан в Российской Федерации

 

С вступлением 31 октября 2002 г. в силу Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» режим пребывания иностранных граждан на территории России максимально регламентирован и подвергнут тотальному контролю со стороны территориальных органов Министерства внутренних дел. Предусмотренные законом нарушения режима пребывания караются депортацией, то есть принудительной высылкой, проводящейся, как правило, за счет средств самого депортируемого или пригласившей его организации. Решение о депортации принимается уполномоченным органом МВД, обжаловать которое для иностранного гражданина фактически нет никакой возможности.

Законом установлены  три режима пребывания иностранных  граждан на территории Российской Федерации. Временное пребывание определяется сроком действия выданной визы. Срок временного пребывания иностранного гражданина в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 суток. Таким образом, впервые было введено законное ограничение пребывания на территории России иностранцев, имеющих право на свободный въезд.      Данное положение касается граждан тех государств, с которыми Россия заключила соглашения о взаимном безвизовом передвижении граждан. Прежде всего, это государства — бывшие республики СССР, члены СНГ.                                        Законом установлено, что срок временного пребывания может быть продлен до одного года в случае заключения иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового соглашения с соблюдением требований закона.

Временное проживание — новый правовой режим, установленный ФЗ. Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, ежегодно устанавливаемой Правительством РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов Федерации. Территориальный орган МВД по заявлению иностранного гражданина в шестимесячный срок выдает разрешение на временное проживание либо отказывает в выдаче такого разрешения. В случае отказа иностранец имеет право повторно обратиться не ранее чем через один год. Поскольку закон не содержит исключения из этого правила, то можно предположить, что изменение обстоятельств или устранение причин отказа в выдаче разрешения не поможет иностранцу обратиться повторно до истечения годового срока. Разрешение на временное проживание будет выдаваться законно въехавшим в Россию иностранцам на три года. Однако, даже получив такое разрешение, иностранец не сможет реализовать гарантированное Конституцией России право на свободу передвижения, так как он лишен права без разрешения органов власти менять адрес своего проживания даже в пределах одного населенного пункта. При этом закон не содержит никакой информации о том, разрешено ли иностранцу выезжать на короткое время из этого места, и если разрешено, то насколько. Закон лишь указывает, что временно проживающие в России иностранцы могут передвигаться по России в личных и деловых целях на основании документов, выданных или оформленных в соответствии с законом. О каких документах идет речь, непонятно, что, по нашему мнению, будет способствовать произволу со стороны чиновников. Временное проживание — это своего рода переходное положение для получения в будущем разрешения на постоянное проживание и вида на жительство на территории Российской Федерации.

Информация о работе Административно-правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации