Административно-правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Правовое положение иностранцев и правовое положение апатридов различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу, они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие, принципы административно-правового статуса иностранных граждан…………………………………………………………………….5
Особенности прав и обязанностей иностранных граждан……………..10
Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию……16
Правовое регулирование пребывания иностранных граждан в Российской Федерации…………………………………………………...20
Проблемы трудовой миграции…………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

АП Курсовая.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 

Административно-правовое положение иностранных граждан  в Российской Федерации

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Понятие, принципы административно-правового статуса иностранных граждан…………………………………………………………………….5
  2. Особенности прав и обязанностей иностранных граждан……………..10
  3. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию……16
  4. Правовое регулирование пребывания иностранных граждан в Российской Федерации…………………………………………………...20
  5. Проблемы трудовой миграции…………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административно-правовой статус - это совокупность прав и  обязанностей граждан, обеспечиваемых и гарантируемых административным правом.

Гражданство - есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.

В юридической  литературе справедливо отмечается, что понятие «личность» - собирательное, обобщающее, подчеркивающее наличие определенной связи между человеком. В зависимости от степени этой связи личность выступает в правовых состояниях относительно принадлежности к конкретному государству: российские граждане – в состояние гражданства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) – в состоянии без гражданства. Каждое из этих состояний предполагает свой вид правового статуса личности (соответственно гражданина, иностранного гражданина и лица без гражданства).

Лицом без гражданства  в РФ признаются лица, не имеющие  гражданства какого-либо государства. Безгражданство, может быть, абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства.

Правовое положение  иностранцев и правовое положение  апатридов различается очень  незначительно, при первом приближении  к исследованию данного вопроса  существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу, они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Так в ст.62 Конституции Российской Федерации говорится: «Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ»1.

Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

Находящиеся в  РФ иностранные граждане и лица без  гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в  РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

 

 

  1. Понятие, принципы административно-правового статуса иностранных граждан

Иностранный гражданин  – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации  и имеющее доказательства наличия  гражданства (подданство) иностранного государства.

Лицо без  гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданство) иностранного государства2.

Иностранными  гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие  доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства3.

Иностранные граждане на территории Российской Федерации  подразделяются на три категории:

1.   Постоянно проживающие – имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

2.   Временно прибывающие – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.

3.   Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государства либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных документов (билетов) или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Данные нормы регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 года4.

Правовое положение  иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ5, иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и другими правовыми актами.

Согласно ч. 3 статьи 62 Конституции РФ, на иностранных граждан  распространяется национальный режим, т.е. режим, который предоставлен российским гражданам. В соответствии с этим иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане России, за исключением некоторых ограничений, устанавливаемых только федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а не какими-либо другими нормативными актами.

В этой связи Конституционный Суд  в постановлении от 17 февраля 1996 г. по жалобе лица без гражданства  Я.Д. Гафура разъяснил, что, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Из содержания данной и других статей Конституции, касающихся прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина России, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами6.

Традиционным принципом российского законодательства закреплен принцип национального режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Под национальным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется российским гражданам. Они пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и российские граждане, если иное не установлено федеральным законом. Законом установлены определенные ограничения свободы передвижения иностранных граждан по территории Российской Федерации, установлены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, они могут  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Закон определяет отношение иностранных  граждан к государственной и  муниципальной службе, к отдельным  видам деятельности, а также к  военной службе.

Принцип национального режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства подразумевает, что иностранные граждане:

- имеют право на  судебную защиту своих прав;

- имеют право быть субъектами  предпринимательской деятельности, что на них налагает определенные обязанности в сфере административного права;

- равны наряду с другими категориями  лиц перед законом и судом,  т.е. они наравне со всеми  привлекаются к административной  ответственности и другим видам  ответственности.

Исключения для иностранных граждан подразумевают, что они:

- не могут быть субъектами  административной деятельности, т.е.  они не могут быть наделены  полномочиями в сфере административной  юрисдикции как должностные лица  органов исполнительной власти;

- при заключении трудового договора в отношении них должна быть соблюдена соответствующая процедура;

- они обязаны соблюдать  правила регистрации иностранных  граждан в Федеральной миграционной  службе и др.

Законодательство различает  иностранных граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом, связывая с этим определенные правовые последствия.  РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права7.    

 Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно проживающие. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях, - временно пребывающие. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав, чем временно пребывающие.    

 Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалование незаконных действии (решений) органов государственной власти, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на медицинскую помощь; на образование и т.д.    

 Правосубъектность  лиц, находящихся на территории  Российской Федерации и не являющихся ее гражданами, характеризуется особенностями, которые представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством:

- не могут быть государственными служащими;

- не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

- на них не распространяется воинская обязанность;

- только к ним применяется наказание - выдворение;

- могут въезжать на территорию России при наличии разрешения;

- проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов;  

- могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства и др.    

 Регулируя отношения  с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности прав и обязанностей иностранных граждан

 

  

Иностранные граждане, законно  находящиеся в Российской Федерации, могут пользоваться в Российской Федерации теми конституционными правами  и свободами, которые, в соответствии с положениями главы второй Конституции Российской Федерации, принадлежат «каждому». 
   Порядок реализации иностранными гражданами тех или иных конституционных прав и свобод зависит от двух факторов: во-первых, формулировки в соответствующих федеральных законах и, во-вторых, особенностей режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. 
    1. Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации. Иностранные граждане имеют право на свободное передвижение в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных им или оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г., за исключением посещения территорий, для въезда на которые требуется специальное разрешение. В настоящее время перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 1992 г., в которое, в случае необходимости, вносятся соответствующие изменения и дополнения.  


2. Отношение иностранных  граждан к избирательному праву.  Иностранные граждане в Российской  Федерации не имеют права избирать  и быть избранными в федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же участвовать в референдумах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 
       Вместе с тем в части 2 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. установлено, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. 
   В настоящее время это право постоянно проживающих в Российской Федераций иностранных граждан закреплено в п.10 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако, и в этом случае основанием для реализации данного права должен быть международный договор Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. Это, главным образом, отдельные государства бывшего Союза ССР.

    3. Участие иностранных граждан в трудовых отношениях. В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. предусмотрены общие основания и условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)8.

Информация о работе Административно-правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации