Административное право зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 14:02, реферат

Описание работы

Цель реферата: рассмотреть административное право в зарубежных странах.
Задачи:
- дать характеристику административного права зарубежных стран (США, Великобритании и Японии)
- из всего представленного материала сделать общий вывод.

Файлы: 1 файл

АДМИН ПРАВО.docx

— 38.35 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Административное право - сравнительно молодая отрасль права. Оно появляется в западноевропейских странах в эпоху промышленных революций. Для его возникновения в качестве самостоятельной отрасли права было необходимо, чтобы управленческая деятельность подверглась действию специфических, административно-правовых норм. До появления административного права управление регулировалось общеправовыми нормами, действовавшими и в отношении всех остальных субъектов права.

Цель реферата: рассмотреть административное право в зарубежных странах.

Задачи:

- дать характеристику административного  права зарубежных стран (США, Великобритании  и Японии)

- из всего представленного материала  сделать общий вывод.

Объект исследования:

Предмет исследования:

Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в себе общие тенденции развития современной государственности, а также особенности исторической эволюции отдельных стран.

Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала Доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.

Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют прежде всего организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.

В англосаксонских странах административное право развилось в самостоятельную отрасль позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего право (common law). С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляется аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.

В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административистика Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и административных органов.

В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти. 
         Административно право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны.

 

 

Административное право США

Это отрасль права регулирует специфические общественные отношения, возникающие в результате осуществления полномочий государственными учреждениями, порядок их деятельности, а также отношения, возникающие в процессе судебного контроля над администрацией. То есть нормы административного права регулируют полномочия и структуру административных учреждений, а также включаются в административное право и нормы, регулирующие надзор как вид государственного контроля судебными органами за деятельностью администраций. В США особое внимание уделяется так называемому «внешнему административному праву», то есть правовому регулированию осуществления внешних функций государственного управления, а не внутриорганизационному аспекту управления. Главный акцент действия норм административного права в США сводится не к тому, что это право создано администрацией(так называемое у нас исполнительно-распорядительная деятельность), а основной смысл в том, что с помощью этих норм права контролируется сама администрация, так как все ее полномочия и порядок осуществления регламентирован административными нормами. Источниками норм административного права являются: конституции, законы, судебные решения и акты административных учреждений (здесь по тексту слова административный и государственный равнозначны). Нормами административного права регулируются отношения о прохождении гражданской службы и службы в органах МСУ. Например, с 1946 г. федеральными законами и нормами административного права была установлена ответственность федеральной казны за вред, причиненный государственным и муниципальным служащим. Начиная с 1960 г. в США шире стали обжаловать решения административных учреждений в суд. Администрация в США классифицируется как организация администрации (то есть учреждение, осуществляющее внутреннее организационное управление) это прежде всего: федеральные административные учреждения; 2)административные учреждения штатов и учреждений МСУ. Каждый штат разделен по административно-территориальному принципу примерно на 3 тысячи графств и примерно 19 тыс. муниципалитетов (учреждений МСУ).

Гражданская служба в США (федеральная) имеет свою правовую историю с 1883 г., когда был принят закон «О гражданской службе». Регулирование административной деятельности осуществляется в двух формах: разработка и принятие нормативных актов; • рассмотрение отдельных дел конкретных лиц и вынесение решений (индивидуальных актов). Принятие и введение в действие административных актов в США осуществляется официальными и неофициальными способами: 1) петиции коллективные обращения граждан в целях принятия административных правовых актов. Например, в ст. 79 Устава города Москвы предусмотрены обращения и петиции граждан в органы власти или к их должностным лицам. Инициативная группа в составе не менее 50 человек регистрирует гражданскую инициативу в городской Думе и получает официальный образец подписного листа. Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку заседаний городской Думы без голосования, а также направляются городской Думой Мэру города Москвы.

1) Дума и Мэр принимают по  ним решения в пределах своих  полномочий в двухмесячный срок  со дня официального внесения  петиции;

2) потом идет оповещение и  подготовка акта;

3) представление гражданам свободный  доступ к материалам учреждений, касающихся их прав и законных  интересов;

4) граждан консультируют по вопросам  деятельности учреждений;

5) открыто (публично) ведется обсуждение  принимаемого акта учреждения (органа  государственного управления);

6) обязательная регистрация и  опубликование актов учреждений;

7) отсрочка вступления в действие  актов учреждений при наличии  оснований, высказанных гражданами.

Все эти официальные и неофициальные способы обеспечивают и гарантируют права и законные интересы граждан. Согласно поправке № 1 к Конституции США граждане имеют право официально обращаться к Правительству США с петицией о прекращении злоупотреблений в административных учреждениях. В течение 30 дней Правительство США должно ответить по существу, либо отклонить петицию, либо принять к слушанию, то есть определить время, место и характер нормативной процедуры рассмотрения петиции, ссылки на акт и его цель. С 1872 г. административно-правовые акты в США стали опубликовываться.

С этого времени появилась самостоятельная административная юстиция, так называемая квазисудебная деятельность, то есть многофункциональная внесудебная (то есть административная) деятельность. Особую роль в организации управленческой деятельности американских учреждений играет административная процедура. Как сказал член Верховного Суда США Ф. Франкфуртер (1943 г.), «История свободы была обязана во многом истории соблюдения процедурных гарантий». Большую роль в этом процессе сыграли принципы гласности и доступности административного процесса. Административно-процессуальными нормами был четко установлен порядок ответа на запрос частного лица в учреждение и выдача ему документов в течение 10 рабочих дней. Отказ может быть обжалован в суде в течение 20 рабочих дней. Строгое соблюдение сроков и разрешение по существу самого дела, в результате которого виновному должностному лицу учреждения может быть вынесен штраф до 5 ты сяч долларов. Широко используются досудебные совещания или консультации, например, с целью упрощения рассмотрения вопросов для суда; изменения текста в заявлении; возможность признания предоставленных фактов и документов; ограничение числа экспертов и сроков экспертиз — все это вместе гарантирует надежную защиту прав и законных интересов граждан, обращающихся в суд. До 1946 г. административные решения принимались различными должностными лицами, после же только специалистами по этим вопросам или жалобам. Особое значение имеет судебный контроль над решениями и действиями администраций учреждений. Например, в 1980 г. из 10 тыс. поданых гражданами жалоб примерно 20% было удовлетворено по существу. Суды осуществляют контроль в двух формах:

1) статутный (законный);

2) нестатутный - в основном, неправомерные приказы администрации. Основной акцент в административном праве США делается на вопросах административно-правового регулирования статуса учреждений и их должностных лиц в осуществлении своих управленческих функций и задач и осуществление судебного и общественного контроля за деятельностью администраций учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административное право Великобритании

Особенностью административного права Великобритании является то, что его до конца 18 века вообще не признавали. Это, в основном, объяснялось спецификой системы управления страной. Верховенство законодательной власти (парламента), разделение полномочий между администрацией и судами, ответственность министров и полное господство права. Англичане считают, что сфера деятельности министров - это принятие и осуществление только политических решений. Сфера же судебной деятельности наоборот — не политика, а только право. Министры в своей сфере и объеме полномочий представляют политику государства. Они отвечают за свои действия и действия своих подчиненных. В конце 18 века А. Дай-си сформулировал следующие требования к министрам: недопущение злоупотреблений со стороны администрации своей властью; подчинение всех законам и судам; защита прав и свобод граждан судами (несмотря на то, что там нет конституции как единого документа и боль- шая роль принадлежит обычаям или общественному праву. Источниками административного права являются: законы; обычаи и судебные прецеденты. Среди конституционных законов к источникам относятся: Закон (Акт) «О хабеас», «Корпус 1679 г.» и «Закон (Билль) о правах 1689 г.». Эти законы налагают на административную власть обязанность уважать и соблюдать права граждан на жизнь, свободу и собственность. К источникам также относятся и обычные законы: 10 законов о МСУ, принятых в 1972 г. с изменениями и дополнениями в 1985 г.; Закон об актах делегирования законодательства в 1946 г., устанавливающий порядок применения опубликованных административных нормативных актов, изданных по уполномочию Парламента; Закон о Трибуналах и расследованиях, принятый в 1958 г., и замененный в 1971 г. общим законом; Законы об исках к короне (1947 г.), где административную ответственность за вред, нанесенный гражданам, несет федеральная казна. По-прежнему большую роль в защите прав граждан имеют обычаи и судебные прецеденты. Источниками административного права являются: приказы короны в Совете; циркуляры, инструкции, приказы и иные нормативные акты министерств и ведомств, а также акты администраций органов МСУ. Организация администрации Формально власть принадлежит короне, возглавляющей весь административный аппарат страны. Центральными административными органами помимо короны является премьер-министр, кабинет, правительство, Тайный Совет, министерства и ведомства. Премьер-министр является главным советником короны с 1721 г. Он занимает ключевое положение в системе исполнительной власти, потому что он является лидером партии большинства в парламенте. Он сам назначает министров и возглавляет правительство, руководит кабинетом, министерствами и ведомствами. Решает вопросы о составе кабинета, числе министерских постов, назначает главных руководителей 16 483 министерств, ведомств, высших судей, высшее командование вооруженных сил и иных должностных лиц государства. (Поэтому совершенно безграмотно в наших средствах массовой информации председателя Правительства РФ называют Премьер-министром, так как полномочия Премьер- министра выше полномочий Президента страны). Кабинет, образованный в конце 17 века имеет в наше время 20 членов. Премьер-министр руководит кабинетом в который входят: премьер-министр, лорд- канцлер (председатель палаты лордов), канцлер казначейства (министр финансов), государственные секретари (министры) внутренних дел, иностранных, обороны, промышленности, торговли и др.

Созывает и ведет заседание кабинета Премьер-министр. Протокол на заседании обычно не ведется. Важные решения кабинета оформляются законопроектом и направляются в палату общин или в виде приказов короны в Тайный Совет. Другие решения для министров рекомендуются. В отличие от правительства Тайный Совет при Короне (насчитывает около 300 членов) принимает управленческие решения. В его состав входят все министры кабинета и другие министры, судьи Апелляционного суда, архиепископы английской церкви, почетные члены и приглашаются 3 советника правительства. На Тайном Совете решения оформляются в виде приказов короны в Совете, то есть принимаются нормативно-правовые акты и индивидуальные акты. Суды признают лишь приказы короны в Совете, которые не выходят за пределы компетенции королевской власти или за рамки законов, делегирующих полномочия короне. Министерства и ведомства чаще всего функционируют как публичные корпорации. Особенность британской администрации: наличие территориальных министерств: по делам Шотландии, Уэлса и Ирландии. Министерства и ведомства Великобритании являются публичными (то есть выражающими интересы большинства граждан государства) юридическими лицами, к ним могут быть предъявлены иски в судебном порядке. Управление в сфере народного хозяйства осуществляют министерства и публичные (тот же смысл отражения интересов большинства в организации) корпорации. Частный сектор мягко регулируется нормами административного права. Используется социальное (общественное) регулирование в сфере:

1) землепользования;

2) оказание денежной помощи физическим  и юридическим лицам;

3) оказание нефинансовой помощи.

Кроме того, государство оказывает социальную денежную помощь в виде: национального страхования; возмещение вреда; помощь бедным с 1975 г.; помощь матерям, вдовам, безработным, больным, пенсионерам по старости и др. Особые изменения в процессе реформирования системы органов исполнительной власти в Великобритании происходят за последние 30 лет. До конца 20 века система органов исполнительной власти состояла из двух подсистем министерств и государственных корпораций. Несмотря на появления третьего звена в системе управления в форме «регулирующих агентств», осуществляющих контроль за деятельностью государственных корпораций и состоящих наполовину из правительственных чиновников (остальные представители научных кругов), численность государственных служащих за последние 25 лет сократилась на 30%, при этом управляемость системой улучшилась. Кабинет министров больше занимается вопросами внутренней и внешней политики государства. Коренное изменение системы государственного управления в Великобритании происходит в отношении ее составных частей: Шотландии, Северной Ирландии (Ольстер) и Уэлса. С 1997 г. исполнительная власть реформируется с передачей многих функций государственного управления этим составным частям. В настоящее время все составные части Великобритании имеют свои законодательные органы и правительства. В части осуществления внешних государственных функций управления они по объему функций государственного управления превосходят Англию. Наибольших прав добилась Шотландия. Региональные органы государственной власти с 2000 г. избираются муниципальными советами из числа муниципальных активистов всех уровней.

Информация о работе Административное право зарубежных стран