Административное право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Административно право – очень важная отрасль правовой системы любой страны, а особенно Российской Федерации, где имеются такие факторы, как огромная территория с местным самоуправлением, многонациональный состав населения, огромный объём государственной собственности и муниципальной собственности.

Содержание работы

Введение
1. Предмет и метод административного права
2. Система и источники административного права
3. Место административного права в правовой системе России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине ОСНОВЫ ПРАВА.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Нормы данных правовых институтов регулируют отраслевые управленческие отношения, специфику каждой отдельной отрасли. Они образуют так называемую особенную часть административного права.

Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это обусловлено предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического сопровождения социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.

Существует значительное число исключительно административно - правовых источников. Но много “смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного).

Система источников административного права выглядит следующим образом.

  1. На федеральном уровне: Конституция РФ; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ (в соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы); постановления Конституционного Суда РФ; федеральные конституционные законы; кодексы РФ и основы законодательства РФ; нормативные указы и распоряжения Президента РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания РФ; нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти с особым статусом (например, Центральный банк РФ).
  2. На региональном уровне: конституции (уставы) субъектов РФ; постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ; законы субъектов РФ; нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ; нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции.
  3. На муниципальном (местном) уровне: уставы муниципальных образований; нормативные акты представительных органов муниципального образования; нормативные акты главы муниципального образования; нормативные акты местной администрации.

Традиционно в науке административного права и процесса акты правосудия не указываются в качестве источника данной отрасли права, однако анализ специальной юридической литературы в области административного права и процесса позволяет сделать вывод, что судебная практика применяется в качестве источника административного права. <3>

Единых правил поведения не существует, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления, кроме того, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности самостоятельного регулирования общественных отношений.

Таким образом, источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

 Определяя пределы и структуру системы источников административного права, ученые в области административного права констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.

    _________________

<3> Тоненкова О.А. Судебная практика как источник административного права // Административное право и процесс. 2010. N 2. С. 42 - 44.

3. Место административного права в правовой системе России

 

Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни.

Административное право играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.

Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие: а) сокращение масштабов централизованного админисртативно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной функций административного регулирования.

Во-вторых, характеризуя служебную роль административного права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных, пресекательных и карательных средств административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, природоохранительных и т.п.

Наконец, во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует нормы административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. Ими, например, определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр.).

Итак, административное право строгих границ правового воздействия не имеет. В свою очередь, сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникает взаимодействие различных правовых отраслей.

          Значение административного права в правовой системе Российской Федерации заключается в настоящее время в установлении новых правовых средств и инструментов, способствующих укреплению принципа и режима законности не только в сфере исполнительной власти, но и в области осуществления законотворчества (правотворчества) и судопроизводства. В будущем активность административно-правового регулирования будет, очевидно, возрастать; результатом административно-правовых элементов российской правовой системы станет укрепление порядка и режима законности в проведении необходимых мероприятий государственно-правового строительства.

         Правовая система России содержит  практически весь инструментарий  административно-правового регулирования: административное право можно рассматривать как позитивно действующее право, как систему административного законодательства; административное право устанавливает систему органов публичной власти и порядок их деятельности; административное право регламентирует процессуальные отношения как в сфере позитивного публичного управления, так и при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности; административное право устанавливает правовые формы судебно-административной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц.

        Значение административного права (как, впрочем, и любой иной отрасли права) в правовой системе Российской Федерации можно показать, анализируя основные характерные черты административно-правового регулирования общественных отношений. С этой точки зрения административное право играет важнейшую роль в:

- формировании правовой  государственности в России, которая, в свою очередь, должна обеспечить  режим законности и обоснованности  публичного управления в стране;

- установлении публично-правовых стандартов организации и функционировании исполнительной власти;

-   обеспечении прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;

- установлении административных  процедур осуществления публичного  управления (государственного управления  и местного самоуправления);

-   разработке концепции и осуществлении административной реформы;

- создании эффективных судебных процедур защиты прав и свобод человека и гражданина;

-  обеспечении общественного порядка и общественной безопасности;

-  развитии административно-деликтного права России.

Необходимо помнить, что международное право, международные договоры и соглашения, общепризнанные нормы и правовые принципы входят в правовую систему Российской Федерации. Таким образом, административное право "вынуждено" считаться с международно-правовыми стандартами и условиями. Поэтому оно должно развиваться и с учетом требований международных правовых институтов, на основе принципов "интернационализации" правовых систем мира. <7>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          _________________

<7> Лебедев В.М. Выступление на конференции, посвященной десятилетию Конституции РФ // Конституция Российской Федерации: Стабильность и развитие общества / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2004. С. 25.

Заключение

 

Административное право как отрасль публичного права является формой юридического выражения публичного (общественного) интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной деятельности, функционировании исполнительной власти.  

Иными словами, при помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.

Исходя из раскрытой структуры предмета современного административного права, следует отметить, что удельный вес общественных отношений регулируемых административным правом по сравнению с другими урегулированными правом отношениями представляется весьма внушительным,  ведь они связаны с обеспечением исполнения норм большинства отраслей публичного права - конституционного, муниципального, финансового, таможенного, экологического и других отраслей, а также обеспечением исполнения отдельных норм трудового, семейного, гражданского, предпринимательского, некоторых других отраслей частного права. В этой связи данные общественные отношения невозможно урегулировать с помощью норм других отраслей права.

Без специфического воздействия норм административного права, направленного на обеспечение исполнения норм действующего федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, многие отрасли права становятся малоэффективными. Спектр деятельности отрасли административного права очень широк, поэтому его роль и значение для регулирования общественных отношений трудно преувеличить.

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1

3. Тоненкова О.А. Судебная практика как источник административного права // Административное право и процесс. 2010. N 2. С. 42 - 44.

4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. – М: Норма, 2004.

5. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС Консультант Плюс. 2009.

6. Административное право России: Курс лекций / Под ред. д.ю.н. И.Ш. Килясханова. М.: Изд-во БФМосУ МВД России, 2003.

Информация о работе Административное право как отрасль права