Административное право как отрасль публичного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:14, реферат

Описание работы

Административное право как отрасль законодательства – это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственной и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной палаты РФ, центрального банка России и др.

Файлы: 1 файл

Административное право как отрасль публичного права.docx

— 32.30 Кб (Скачать файл)

Административное право как  отрасль публичного права.

Административное право  является одной из основных публичных  отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования  управленческих отношений в сфере  деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Административно-правовые нормы  регулируют также управленческие отношения  в процессе деятельности иных форм осуществления государственной  власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере  деятельности института президентства  и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля. Военного управления, аппаратах ЦИК РФ, счетной палаты и иных государственных органах. А также управленческие отношения. Возникающие в сфере негосударственного управления, направленные в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (ДНД, товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).

Административное право  как понятийная категория означает прежде всего государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными и подвластными субъектами права.

Инициативной стороной в  административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект  управления, обладающий государственно-властными  полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Административное право  как отрасль права – это  совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных  государством, его уполномоченными  органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования  управленческих отношений, возникающих  в сфере деятельности органов  исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных  организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.

Административное право  как отрасль законодательства –  это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение  субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов  исполнительной власти (государственной  и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и  отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной  палаты РФ, центрального банка России и др.

 

 

 

 

 

 

Объект и субъект  в Административном праве и их особенности.

Субъектом АП признается лицо или организация, которые в соответствии с действующим  законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых АП управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание  особым юридическим качеством (админ. правоспособностью).

Субъекты АП могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

  • административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;
  • административная правоспособность и дееспособность субъекта;
  • основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами  возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Административная дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и  создавать для себя юридические  обязанности, реализовывать их в  рамках конкретных административно-правовых отношений.

Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

В качестве субъектов АП можно рассматривать  Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные  организации. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или  управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические  качества.

Субъекты административного права  могут быть индивидуальными и  коллективными.

К индивидуальным субъектам относятся  граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Также  специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Особенностью их является то, что они  фактически являются официальными представителями  того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие  от иных индивидуальных субъектов административного  права.

К коллективным субъектам относятся  различного рода объединения граждан. В их числе государственные и  негосударственные организации.

Государственные организации как  субъекты административного права:

  • органы исполнительной власти (государственного управления);
  • государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);
  • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как  субъекты административного права:

  • общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
  • трудовые коллективы;
  • органы местного самоуправления;
  • коммерческие структуры;
  • частные предприятия и учреждения.

Лица и организации, которые  являются субъектами административного  права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений  – это предприятие или организация, которые в соответствии с действующим  законодательством являются участниками  управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами  и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.

 

3.Методы Административного права: виды и основная характеристика.

Предмет отрасли АП – управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций  и задач для достижения целей  административно-правового регулирования  органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными  должностными лицами. Кроме того, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.

Объектом АП являются также административно-процедурные  и другие организационно-правовые отношения  в сфере деятельности аппаратов  исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные  управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной  избирательной комиссии и др.

Если сильно сужать предмет отрасли  права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы  предмета до границ объекта, то можно  утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как  она смыкается с предметами других отраслей права.

Административный метод – это  властный метод, осуществляемый от имени  государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам  на основании и в порядке, определенных законом (например, ДНД для доставления  правонарушителя и составления  административного протокола).

Кроме административного (властного) метода в административном праве  широко используются методы административно-договорные, например заключение контракта о  прохождении военной службы или  иной специализированной службы в государственных  органах. Во время заключения административного  договора действует принцип равноправия  сторон, когда же договор о контрактной  службе подписан сторонами, то в действие вступают административные методы. Однако есть исключение, когда заключается  равноправный административный договор  между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом исполнительной власти.

В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые  льготы и др. Значительно реже используются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие  методы и не всегда эффективные. Методы государственного управления и регулирования  в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения  в соответствии с условиями и  действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и  должностных лиц государства  как субъектов административно-правовых отношений.

               Система и структура Административного права.

Система отрасли административного права  – это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных  и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное  правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений  в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной  власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.

Система отрасли административного  права включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную  части, которые, в свою очередь, можно  подразделить и на меньшие подсистемы.

Общая часть:

  • Государственное управление, исполнительные органы власти;
  • АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
  • Субъекты административного права;
  • Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  • Административное правонарушение и административная ответственность;
  • Административная юрисдикция;
  • Административный процесс и виды административного производства;
  • Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Особенная часть:

  • Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений;
  • Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;
  • Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
  • Административно-правовое регулирование в иных сферах.
  • Главным образующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческаяприрода отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.

 

Административное  право в правовой системе Российской Федерации.

Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в  его предмете и методе, тесно взаимодействует  с другими отраслями российского  права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной  и общественной жизни. Это, как уже  отмечалось выше, предопределяется многообразием  практического применения действующего в Российской Федерации механизма  исполнительной власти.

Информация о работе Административное право как отрасль публичного права