Административное право как отрасль публичного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:14, реферат

Описание работы

Административное право как отрасль законодательства – это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственной и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной палаты РФ, центрального банка России и др.

Файлы: 1 файл

Административное право как отрасль публичного права.docx

— 32.30 Кб (Скачать файл)

Упоминалось также, что административное право играет в правовой системе  РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как  гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного  права определяется целым рядом  как внешних обстоятельств, так  и группой факторов, вытекающих непосредственно  из самой природы этой отрасли  права.

Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного  права, можно назвать следующие: а) сокращение масштабов централизованного  админисртативно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.

Во-вторых, характеризуя служебную  роль административного права, следует  принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Так, в связи с актуальностью  проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные  юридические средства защиты от посягательств  на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в  действие предупредительных, пресекательных и карательных средстве административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, природоохранительных и т.п.

Наконец, во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может  выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует норма административного  права для обеспечения должной  урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. ими, например, определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр.). 

Итак, административное право  строгих границ правового воздействия  не имеет. В свою очередь, как уже  отмечалось выше, сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникает взаимодействие различных  правовых отраслей.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и  функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном  механизме, правовые основы их формирования и т.п. В частности, конституционно провозглашенные права и свободы  человека и гражданина (гл. 2 Конституции  РФ) практически в значительной мере также реализуются через сферу  государственного управления.

Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции  различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой  региональной и местной организации  и т.п.

Совместно с гражданским  правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования.[9] (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного  и трудового права. В то же время  наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и  такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения  таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права  и свойственными ему правовыми  средствами.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих  запретов.

Соотношение Административного  права с другими отраслями  российского права.

Сущность административного права:

  • является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
  • нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
  • составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

Взаимодействие с конституционным  правом: конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским  правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

Отличие от других отраслей права:

  • по предмету, методам и функциям;
  • частное право основано на принципе равенства участвующих в отношении субъектов.

Административное право – это  всегда отношения двух субъектов, один из которых обладает властными полномочиями.

Многие отрасли права, в настоящее  время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права; после того как их предмет был полностью сформирован, произошло выделение подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: земельное, аграрное, экологическое и т. д.

Воздействие административного права  на общественные отношения:

  • регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;
  • определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
  • устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
  • за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Подберите в нормативно-правовых актах и выпишите по три примера:

а) обязывающих, управомочивающих и запретительных норм административного права;

б) материальных и процессуальных норм.

 

Задача 2. Глава Администрации Томской области принял постановление «Об охране автомобильных дорог в период весенней распутицы 2006 г.», в котором, в частности, было сказано:

а) запретить с 20 апреля по 20 мая движение по дорогам транспортных средств, вес которых с грузом превышает 10 т, а также трехосных  и автомобилей с прицепами, кроме  маршрутных автобусов;

б) обязать управление строительства  и эксплуатации автомобильных дорог до 20 апреля установить необходимые знаки на дорогах, по которым ограничивается движение, организовать постоянное наблюдение за дорогами, оповестить о запрещении движения все предприятия и организации;

в) предоставить управлению строительства и эксплуатации автомобильных дорог право в исключительных случаях выдавать пропуска для проезда отдельных машин, закрывать в период распутицы движение на всех грунтовых дорогах до полного их просыхания;

г) обязать администрации городов  и районов решить вопрос о движении автотранспорта в период распутицы  дорогам местного значения;

д) обязать руководителей предприятий, организаций и автохозяйств до 20 апреля обеспечить завоз необходимых для их основной деятельности материалов, сырья и оборудования;

е) Госавтоинспекции УВД  усилить контроль за соблюдением установленных ограничений движения транспорта, оказать содействие дорожным организациям в выполнении настоящего решения.

Какие из указанных в решении  предписаний являются административно-правовыми  нормами? К каким видам они  относятся?

 

Задача 3. На практическом занятии по теме «Нормы и источники административного права» одна из студенток отрицала принадлежность к источникам административного права следующих разновидностей правовых актов:

а) постановлений Правительства  РФ о переносе выходных дней на другие даты по случаю наступления государственных  праздников;

б) правовых актов, содержащих нормы различных отраслей права: административного, трудового, граждански уголовного;

в) правовых актов, в которых  наряду с отдельными административно-правовыми  нормами большая часть пунктов  и статей содержит индивидуальные предписания  конкретным организациям, предприятиям, учреждениям.

Каково Ваше мнение по этому  вопросу?

 

Задача 4. Какие из перечисленных актов являются источниками административного права?

Федеральные Законы: О выборах  народных депутатов РФ; Об образовании; О статусе судей;

Указы Президента РФ: О порядке  опубликования и вступления в  силу актов Президента и Правительства  РФ присвоении почетных званий «Заслуженный учитель школы РФ» работникам образования Костромской области;

Постановления Правительства  РФ: О развитии производства поваренной соли в РФ; Об утверждении Устава Финансовой академии при Правительстве  РФ;

Инструкция Министерства труда и социального развития «О порядке исчисления пособий по безработице»;

Приказ Министра обороны  РФ «О назначении на должность командующего войсками Северо-Кавказского военного округа»;

Постановление Главы администрации  области «О мерах по укреплению дисциплины и общественного порядка на улицах и дорогах области».

 

Задача 5. Мартынов - пенсионер, инвалид войны, активный общественник обратил внимание на то, что его сосед Зайцев в сквере возле дома организовал с друзьями выпивку, потребовал от него немедленно прекратить ее и разойтись. Зайцев заметил на это, что требовать может только милиционер, а он - лишь просить. Просьба же юридического значения не имеет.

Проезжая в  трамвае, Мартынов потребовал, чтобы  пассажир освободил для него место, предназначенное для инвалидов, и пояснил, что он имеет право, а пассажир юридически обязан перед  ним, так как существуют правила  пользования трамваем, утвержденные администрацией.

Ночью Мартынов был разбужен громким пением под  гитару под окнами его квартиры. Выйдя на улицу, он увидел соседа Зайцева  и его подругу Птичкину. Возмутившись, он сказал, что нельзя нарушать закон  и потребовал прекратить шум и  дать ему покой. Зайцев обругал Мартынова, и заявил, что это не его дело, и продолжи развлекаться, хотя было уже два часа ночи.

Каково Ваше мнение о природе  данных общественных отношений?


Информация о работе Административное право как отрасль публичного права