Административно правовой институт государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:44, реферат

Описание работы

Цель работы охарактеризовать административно-правовой институт государственной службы на современном этапе развития России. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие административно-правового института государственной службы и его правовое регулирование;
- определить виды государственной службы и принципы её функционирования;
- проанализировать основные направления реформирования института государственной службы на современном этапе развития России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………... 3
1. Понятие и принципы функционирования административно-правового института государственной службы………………………………..4
2. Виды государственной службы и их правовое регулирование..9
3. Основные направления реформирования института государственной службы на современном этапе развития России………….12
Заключение……………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………… ……17

Файлы: 1 файл

Административно-правовой институт государственной службы.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Государственная служба субъектов Российской Федерации устанавливается законами, принимаемые органами законодательной власти каждого субъекта Российской Федерации.

Согласно  ст. 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» правовое регулирование государственной гражданской службы помимо Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» осуществляется другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной  службы.

Военная служба - вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правовое  регулирование военной службы помимо Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» осуществляется Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне» и другими нормативно-правовыми актами.

Правоохранительная  служба - вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Правовое  регулирование правоохранительной службы помимо Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» осуществляется Федеральными законами «О прокуратуре», «О Федеральной службе безопасности», «О полиции» и т.д.

3. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ

 

В реформе системы  государственной службы Российской Федерации можно выделить несколько  этапов.5

Первый этап (1993-1997 гг.) характеризовался отказом от советской партийно-номенклатурной системы, созданием новых кадровых служб и учебно-научных учреждений. Были созданы: Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации (Росглавкадры), РАГС - Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, появились первые институты и факультеты университетов, в которых начали готовить студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление». Была заложена нормативная правовая база государственной службы Российской Федерации.

В июле 1995 г. принят Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». В том же 1995 г. Указом Президента Российской Федерации был утверждён Реестр федеральных государственных должностей Российской Федерации. Одновременно принимались законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие государственную службу субъектов Российской Федерации.

Второй этап (1997 г. - осень 1999 г.). В этот период Администрацией Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина была подготовлена Концепция административной реформы (основные положения которой были озвучены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию весной 1998 г.). В этом документе впервые были проанализированы системные недостатки существующей государственной службы, и представлен замысел реформы - повысить профессионализм государственной службы и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества.

 Третий этап (зима 1999 г. - 2002 г.). Одним из значимых решений было утверждение в августе 2001 года Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Концепция реформы государственного управления Российской Федерации была подготовлена в качестве составной части предвыборной программы В.В. Путина как кандидата в Президенты Российской Федерации. В рамках этой Концепции была обоснована необходимость преобразования государственной службы и рассмотрен приоритетный вариант её реформирования.

 Четвёртый этап (ноябрь 2002 г. - 2007 г.). В 2002 г. была принята Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)», реализация которой осуществлялась в 2003-2005 годы. Позже срок действия программы был продлён до 2007 года. Ко времени завершения программы был детально проанализирован отечественный и международный опыт, проведены пилотные исследования, созданы экспертные команды в ряде регионов. Всё это стало необходимой базой для реализации концепции реформ и тех целей, которые обозначены в программе реформирования государственной службы. Большое значение имеют эксперименты и пилотные проекты, выполненные в 2004 г. В рамках этих экспериментов на региональном уровне (в органах администраций субъектов и в ряде территориальных органов федеральных ведомств) проводилось апробирование должностных регламентов, служебных контрактов, систем оценки деятельности государственных служащих и оплаты их труда.

В процессе реформирования государственной службы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы.

В 2003 и 2004 годах  были приняты федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федераци» и «О государственной  гражданской службе Российской Федерации», которые заложили основы становления государственной гражданской службы как института профессиональной деятельности. В ходе их подготовки был учтён опыт зарубежных государств по созданию системы государственной службы.

 Опыт осуществления мероприятий федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)», выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы. Ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства Российской Федерации о формировании системы управления государственной службой.

В ходе реформы  государственной службы России четвёртого этапа был введён конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе. В то же время ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и Программы о формировании системы управления государственной службой.

Поэтому президент  России Д. А. Медведев издал Указ № 261 от 10 марта 2009 г. «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Целью программы стало «создание целостной  системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования её видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики».6

Данная  программа ставит перед собой задачи по завершению качествен-ного преобразования системы государственной службы, оптимизации её организации и функционирования на основе установленных законодательст-вом принципов, внедрения на государственной службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий.

Согласно п. 2 Указа основными направлениями  реформирования и развития системы  государственной службы Российской Федерации являются:

- формирование системы государственной службы, как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;

- внедрение на государственной службе Российской Федерации эффективных технологий и современных методов кадровой работы;

- повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Реализация Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы) позволит завершить качественное преобразование системы государственной службы, оптимизировать её организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрить на государственной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.

В ходе реформирования государственная гражданская служба Российской Федерации приобретает всё новые черты. Укрепляются тенденции открытости государственной службы, доступности её для граждан, стабильности в интересах общества, деятельности только в рамках демократических законов. За последние годы также качественно изменились характер и объём законотворчества, произошло существенное перераспределение полномочий между Российской Федерацией и её субъектами. К таковым относится институт государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Роль законотворчества субъектов Федерации, в том числе в сфере государственной службы, постоянного возрастает. Оно направлено в первую очередь на то, чтобы обеспечивать проведение реформ, развивать и совершенствовать демократические институты, упорядочивать систему власти, включая управление, устанавливать и охранять права и свободы граждан.

Однако, несмотря на многие позитивные изменения в  законодательстве о государственной службе, многие её проблемы, в том числе и в сфере правового статуса государственных гражданских служащих, в полной мере пока не решены, особенно в борьбе с коррупцией в государственном аппарате.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учётом поправок от 30.12.2008 г. № 6,7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009 г.
  2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // Парламентская газета, № 98, 31.05.2003 г.
  3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // Российская газета, № 162, 31.07.2004 г.
  4. Указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)» от 10.03.2009 г. № 261 (ред. от 10.08.2012 г.) // Российская газета, № 40, 11.03.2009 г.
  5. Административное право Российской Федерации: учебник/под ред. Л. Л. Попова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 477 с.
  6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник.-М.: Зерцало, 2013. - 712 с.
  7. Барабашев А. Г. Эволюция государственной службы России: итоги десятилетия (2000-2010) // А. Г. Барабашев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. – 64 с.
  8. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред.  А. В. Оболонский. М., - 2009. - С. 344.
  9. Копытов Ю. А. Административное право: учебник для бакалавров / Ю. А. Копытов. – М.: Юрайт, 2013. - 645 с.
  10. Сатышев В.Е. Административное право: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2012. – 256 с.

1 Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник.-М.: Зерцало, 2013. - С. 144-145

2 Административное право Российской Федерации: учебник/под ред. Л. Л. Попова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - С. 291

3 Копытов Ю. А. Административное право: учебник для бакалавров / Ю. А. Копытов. – М.: Юрайт, 2013. – С. 308-309

4 Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред.  А. В. Оболонский. М., - 2009. - С. 114.

5 Барабашев А. Г. Эволюция государственной службы России: итоги десятилетия (2000-2010) // А. Г. Барабашев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. – С. 9

6 Барабашев А. Г. Эволюция государственной службы России: итоги десятилетия (2000-2010) // А. Г. Барабашев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. – С. 27

Информация о работе Административно правовой институт государственной службы