Административно правовой институт государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:44, реферат

Описание работы

Цель работы охарактеризовать административно-правовой институт государственной службы на современном этапе развития России. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие административно-правового института государственной службы и его правовое регулирование;
- определить виды государственной службы и принципы её функционирования;
- проанализировать основные направления реформирования института государственной службы на современном этапе развития России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………... 3
1. Понятие и принципы функционирования административно-правового института государственной службы………………………………..4
2. Виды государственной службы и их правовое регулирование..9
3. Основные направления реформирования института государственной службы на современном этапе развития России………….12
Заключение……………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………… ……17

Файлы: 1 файл

Административно-правовой институт государственной службы.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………………... 3

 

1. Понятие и принципы функционирования административно-правового института государственной службы………………………………..4

 

2. Виды государственной  службы и их правовое регулирование..9

 

3. Основные направления  реформирования института государственной службы на современном этапе развития России………….12

 

Заключение……………………………………………………………16

 

Список используемой литературы…………………………… ……17

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы работы обусловлена тем, что на современном этапе развития России и становлением правового государства неизмеримо возросло значение государственной службы, которая является непременным атрибутом всей системы государственного управления. Необходимость существования государственной службы и её правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения.

Цель работы охарактеризовать административно-правовой институт государственной службы на современном этапе развития России. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие административно-правового института государственной службы и его правовое регулирование;

- определить виды государственной службы и принципы её функционирования;

- проанализировать  основные направления реформирования института государственной службы на современном этапе развития России.

Методологическую  основу исследования составили общенаучные  и специальные методы исследования (системный, сравнительно-правовой, нормативно-логический, структурно-функциональный методы познания).

Теоретическую основу работы образуют научные труды российских учёных, наиболее активно занимающихся проблемами института государственной гражданской службы. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации.

1. ПОНЯТИЕ  И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО  ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Известный русский юрист Н.М. Коркунов считал государственной службой в широком смысле слова всякую деятельность на пользу государству. Он писал: «Деятельность, составляющая содержание государственной службы, есть всегда юридическая обязанность, хотя бы и добровольно принятая, но всегда обязанность». Более конкретно Н. М. Коркунов определял государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определённой задачи государственной деятельности».1

С точки  зрения современного законодателя, государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации компетенции этих органов, установленной в законо-дательных и иных нормативных актах. Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов.

Ст. 1 Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации» понимает под государственной службой - профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской  Федерации;

- федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов;

- субъектов  Российской Федерации;

- органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц,  замещающих должности, устанавливаемые  Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами для непосредственного  исполнения полномочий федеральных  государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов.

Принципы  государственной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы.2

Государственная служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы, которые закреплены в ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Нормы данного закона являются исходными для всех иных законов и других нормативных актов, как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации. Поэтому принципы, закреплённые в данном Законе, не просто выражают его содержание, раскрывают его смысл, они образуют исходные начала организации государственной службы.

Согласно  ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» построение и функционирование системы государственной службы основаны на следующих принципах:

1. Принцип  федерализма, обеспечивает единство  системы государственной службы  и соблюдения конституционного  разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данное положение вытекает из федеративного устройства Российской Федерации.

2. Принцип  законности. Основным конституционным  принципом института государственной  службы является принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении иx прав.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредствен-ное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. В соответствии со ст. 2.18 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а, следовательно, и государственных служащих.

4. Равный доступ граждан к государственной службе, без какой-либо дискриминации. Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении государственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой принадлежности и т.д.

5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающие законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Данный принцип закреплён в ст. 6 Закона «О государственной гражданской службе» и выражается во взаимосвязи гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов, которая обеспечивается посредством:

- соотносительности  основных условий и размеров  оплаты труда;

- установление  ограничений и обязательств при  прохождении государственной службы  Российской Федерации различных видов;

- учёта стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

- соотносительности  основных условий государственного  пенсионного обеспечения граждан,  проходивших государственную службу.

6. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы. Данный принцип более детально раскрывается в ст. 7 Закона «О государственной гражданской службе», и обеспечивается посредством:

- единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

- единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

- единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;

- учёта стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

- соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

- соотносительности основных условий  государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, прохо-дивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

7. Открытость государственной службы и её доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих. Принцип профессионализма предполагает, что государственный служащий должен иметь высокую квалификацию, быть компетентным в вопросах государственной службы, иметь высокие моральные устои и т.д. Некоторые категории государственных служащих должны обладать как общей, так и специальной подготовкой.

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность, как государственных органов, так и физических и юридических лиц.

Кроме вышеперечисленных, Федеральный закон «О государственной гражданской службе» выделяет следующие принципы:

1. Стабильность гражданской службы. Данный принцип - гарантия эффективности государственной гражданской службы, поскольку лишь при высококвалифицированном и стабильном аппарате возможно решение целей государственной службы.

2. Доступность  информации о гражданской службе. Данный принцип является своего рода логическим продолжением принципом равного доступа граждан к государственной службе и принципа открытости государственной службы.

3. Взаимодействие  с общественными объединениями  и гражданами. Посредством закрепления данного принципа гражданская служба не противопоставляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним. Однако государственные гражданские служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций.

 

2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 

И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Система государственной службы включает в  себя следующие виды государственной  службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2) Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Каждый вид государственной службы имеет своё правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом. Содержание каждого вида государственной службы установлено соответствующими нормативными актами, закрепляющими его правовое положение.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Гражданская служба может быть:

- обще  функциональной - это осуществление  общих традиционных для всякой  сферы деятельности государственно-служебных  функций, не отличающихся отраслевой  спецификой;

- специальной - это  реализация особо установленных  в нормативных правовых актах  полномочий служащих, занимающих  должности в государственных  органах, имеющих ярко выраженную  отраслевую компетенцию, которая  налагает отпечаток на практическую  деятельность персонала (например: судейская, дипломатическая служба и т.д.).3

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», основанной на конституционно-правовом принципе федерализма государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную службу, находящаяся в ведении Российской Федерации и государственную службу субъектов Российской Федерации находящихся в их ведении.

Федеральная государственная  служба - профессиональная служебная  деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Федеральная государственная  служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти. Таковыми органами являются: Администрация Президента, Аппарат Правительства, аппарат палат Федерального собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Центральной избирательной комиссии, Счётной палаты, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту и Правительству, а также иные должности, устанавливаемые в соответствии с законодательством.4

Информация о работе Административно правовой институт государственной службы