Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы и будет правовой анализ положений об основаниях применения административной ответственности.
В задачи работы входит:
1. Рассмотреть нормативные, фактические и процессуальные основания административной ответственности.
2. Охарактеризовать некоторые особенности процессуальных оснований по административным правонарушениям в сфере безопасности дорожного движения.

Содержание работы

.Введение
2.Понятие административной ответственности. Основания административной ответственности………………………………………...7стр.
2.1 Нормативное основание административной ответственности……….7стр.
2.2. Правонарушение как основание административной ответственности……………………………………………………………..13стр.
2.3 приоритете уголовной ответственности, отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления…14стр.
3. Состав административного правонарушения…………….……...…….21стр.
3.1 Объект правонарушения…………………………………….….……....22стр.
3.2 Объективная сторона правонарушения……………………..….….....23стр.
3.3 Субъект правонарушения………………………………………...…….24стр.
3.4 Субъективная сторона совершения административного Правонарушения…………………………………………………………....30стр.
4.Процессуальные основания административной ответственности…...39стр.
4.1 Постановление по делу об административном правонарушении.…41стр.
4.2. Особенности процессуальных оснований административной ответственности по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения ……………………………….…… 49стр.
Заключение………………………………………………………………….57стр.
Список использованных источников и литературы……..……………..59стр.
Приложения

Файлы: 1 файл

Административная ответственность.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

1. Основу общественной  опасности административного правонарушения составляет то, что противоправное поведение и деятельность, обладая свойствами прецедента, создают угрозу повторения в будущем;

2. Имеет место  недопонимание значимости критерия  «степень общественной опасности

Принципиально важным является вопрос отличия административного правонарушения от преступления. Вызвано это тем, что, на практике некоторые административные правонарушения тесно граничат с преступлениями, а при определенных условиях, например повторности, «переходит в них». Это вызывает сложности при квалификации правонарушений.

 

Преступление

Административное правонарушение

1. Представляют собой  виновно совершенное общественно  опасное деяние запрещенное только  УК (ст 14 УК)

1. Представляет собой  виновное деяние запрещаемое не только КоАП, но и законами Субъектов РФ (ст. 2.1. КоАП)

2. Субъектом преступления  могут быть только физические  лица (ст. 19 УК)

2. Субъектами административного  правонарушения могут быть и  физические и юридические лица (ст. 2.1. КоАП)

3. Различают особо тяжкие, средней тяжести, тяжкие и небольшой тяжести преступления (ст. 15 УК)

3. Административное правонарушение  не делится на категории по  степени тяжести.

4. Учитывается неоднократность  преступлений (ст. 16 УК)

4. По общему правилу  неоднократность административного правонарушения не учитывается

5. Учитываются совокупность  и рецидив преступления (ст. 16, 17 УК)

5. Для административного  правонарушения не характерны  ни рецидив, ни совокупность.

6. В ряде случаев  субъектом преступления признаются  физические лица и в возрасте 14 лет.

6. Минимальный возраст  физического лица – субъекта  административного правонарушения  составляет 16 лет.

7. Закон различает  оконченное и неоконченное преступление (ст. 29-31 УК)

7. КоАП не делит  административное правонарушение на оконченное или не оконченное. Это объясняется тем, что состав административного правонарушения чаще всего «формальный» (т.е. не обязательно наступление вредных последствий).

8. Влечет уголовное  наказание

Влечет административного  наказание

9. Преступление отсутствует, когда налицо необходимая оборона, крайняя необходимость обоснованный риск, исполнение приказа и ряд других обязательств (ст. 37-42 УК).

9. Административное правонарушение  отсутствует лишь при крайней  необходимости (ст. 2.7. КоАП).


 

Таким образом, административное правонарушение, признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание.

 

Глава 3. Состав административного  правонарушения

 

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В качестве признаков  административного правонарушения названы противоправность, виновность и наказуемость:

противоправность означает запрещенность действия (бездействия) законодательством об административных правонарушениях.

виновность выражает субъективное вменение - деяние признается административным правонарушением  лишь с учетом психического отношения  лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям в форме умысла или неосторожности. Формы вины при совершении административного правонарушения определены в ст. 2.2 Кодекса15; наказуемость подразумевает наличие нормы Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за совершение соответствующих действий (бездействие).

«Административным правонарушением  признается деяние, влекущее в соответствии с КоАП либо законом субъекта РФ именно административную (по перечню административных наказаний, указанных в ст. 3.2 КоАП), а не другую юридическую ответственность. Формулируя составы пограничных с преступлениями административных правонарушений, КоАП этот признак иногда подчеркивает особо - в виде оговорки: «…если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» (например, в ч. 4 ст. 14.25, ст. 15.24 и др.) или «… при отсутствии признаков преступлений» (ст. 7.27)16.

Часть 1 ст. 2.1 Кодекса  указывает на две формы деяния (внешнего акта поведения человека), признаваемого административным правонарушением: действие (активное поведение) и бездействие (пассивное поведение, выражающееся в несовершении конкретного действия, которое лицо было обязано и могло совершить).

Административное правонарушение, так же как и уголовное, имеет состав: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные элементы являются обязательными  для полного и законченного состава  правонарушения.

 

3.1Объект правонарушения

 

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления, и другие указанные в особенной части КоАП РФ, в гл. 5-11.

 

3.2 Объективная  сторона правонарушения

 

Объективная сторона  любого правонарушения (будь то уголовное  преступление или административное правонарушение) выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования.

 Одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце. 

Кроме того, в объективную сторону  правонарушения помимо деяния включаются предмет, место и время, а также  средства и способ совершения правонарушения.

Кроме указания на деятельную сторону  виновного субъекта административного правонарушения в статьях Особенной части КоАП РФ могут содержаться прямые указания на конкретные критерии проступка, такие, как: систематичность, моральное и этическое отношение лица к совершаемому деянию и т.д.

Данный аспект объективной стороны носит квалифицирующий характер, от которого зависит степень общественной опасности проступка виновного лица, и зачастую влияет на назначение более сурового наказания.

«Противоправность, негативные последствия  и причинно-следственная связь в  своей совокупности являются элементами объективной стороны любого состава правонарушения, и, в частности, административного, независимо от того, "простое" оно или длящееся. Поэтому данные элементы можно назвать постоянными или основными»17.

 

3.3 Субъект правонарушения

 

Виновные лица - это  физические и юридические лица, совершившие  те или иные деяния, запрещенные  действующим федеральным и региональным законодательством в сфере административного  права.

В отношении физических лиц устанавливается минимальный  возраст привлечения к административной ответственности, ст. 2.3. КоАП РФ. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 2.3 КоАП комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может освободить его от ответственности. К указанному лицу могут быть применены меры, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Например, к нему могут быть применены меры, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также другими нормативными актами в этой сфере.

Применение названных  мер не влечет административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен  о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

КоАП РФ не предусматривает  специальных видов административных наказаний, применяемых только к  несовершеннолетним, но существуют особенности  при применении некоторых видов административных наказаний.

Штраф может назначаться  как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего  самостоятельного заработка или  имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего  административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).

Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению18.

В КоАП отдельно оговариваются составы  правонарушений, где субъект правонарушения должен иметь специальный статус, - должностное лицо, предприниматель.

«Термином «должностные лица» помимо названных субъектов Кодекс для  целей административного наказания  охватывает также субъектов, которые несут административную ответственность как должностные лица - субъектов, приравненных к должностным лицам.

В их круг КоАП включает, во-первых, руководителей всех иных (т.е. не являющихся государственными либо муниципальными органами или организациями) коммерческих и некоммерческих структур, а также других их работников, выполняющих организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Во-вторых, к лицам, приравненным к должностным, Кодекс относит и индивидуальных предпринимателей. И те, и другие наделены функциями властного (распорядительного, дисциплинарного, хозяйственного и т.д.) характера во внутренних рамках соответствующей деятельности. Поэтому их правонарушения по своему характеру и общественной вредности аналогичны административным правонарушениям должностных лиц и требуют усиленной ответственности»[19].

Привлечение данных лиц к административной ответственности не исключает их одновременной дисциплинарной ответственности за соответствующие нарушения.

В соответствии со ст. 2.5. КоАП РФ военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющих специальные звания, несут ответственность в соответствии с учётом положений данной статьи.

За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 2.5., военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 - 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ, указанные лица, несут административную ответственность на общих основаниях[20].

Таким образом, в определенных законом  случаях эти лица несут ответственность  как субъект со специальным статусом, причём ответственность у них будет дисциплинарная, во всех остальных на общих основаниях.

Информация о работе Административная ответственность