Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Виды административно правовых отношений различаются по содержанию, соотношению прав и обязанностей их участников, характеру порождающих юридических фактов, способу защиты. По своему содержанию административно правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан.

Содержание работы

1. Виды административно-правовых отношений..........................................
2. Административно-правовое регулирование управления юстицией.......
3. Задача.............................................................................................................
4. Тестовые задания..........................................................................................
Список использованной литературы..........................................................

Файлы: 1 файл

Ад право готовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

2)                 обязательное одновременное наличие в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности не всегда тождественно юридическому равенству сторон;

3)                 столь же обязательно отсутствие юридически властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.

К числу горизонтальных отношений относятся следующих административно-правовых отношения:

а) отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения. Это - связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами, в которые они вступают по поводу, например, подготовки и принятия совместных нормативных актов управления; отношения по согласованию совместных управленческих действий; отношения в связи с проведением совместных заседаний и т.п.;

б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения.

Названные группы отношений относятся к числу административно-процедурных;

в) отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;

г) отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность). Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.

Характеристика горизонтальных административно-правовых отношений предполагает учет ряда особенностей. В частности, любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект – субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения. Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении. Отсюда - временное проявление горизонтальности таких правоотношений, а также их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам административно-правовых отношений.

 

 

 

 

 

 

Рисунок - 1. Административно-правовые отношения

 

Вертикальные, горизонтальные и даже диагональные (идею об их существовании выдвигали В.А. Юсупов, М.С. Студеникина) административно-правовые отношения наиболее наглядно можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1 (административно-правовые отношения на ней показаны соответствующими стрелками). Горизонтальные административно-правовые отношения могут иметь место как:

                  предшествующие непосредственному управленческому воздействию;

                  возникающие после непосредственного управляющего воздействия в целях наиболее эффективной его реализации;

                  отношения административно-договорного характера.

Проблема диагональных административно-правовых отношений на сегодняшний день остается дискуссионной.

Горизонтальные административно-правовые отношения своей непосредственной задачей воздействие на управляемый объект не имеют. Фактически они подготавливают последующее управляющее воздействие. Поэтому можно встретить такие названия вертикальных и горизонтальных административно-правовых отношений, как отношения основные и не основные. Схожа с ними и классификация административно-правовых отношений на субординационные (властности) и координационные (властность отсутствует). Горизонтальные административно-правовые отношения понимаются как совокупность конкретных вертикальных административно-правовых отношений между двумя субъектами государственного управления, которые в целом уравновешивают их положение по поводу того, по поводу чего они вступили в это множество конкретных правоотношений. Найти сегодня пример одного конкретного административно-правового отношения нельзя. Во-первых, это противоречит важнейшему признаку административно-правовых отношений – их властности. Во-вторых, анализ конкретных ситуаций приводит автора в одних случаях к выводу о том, что они являются отношениями, не урегулированными нормами права. Тогда это не правоотношения вообще и не административно-правовые отношения, в частности. В других же случаях рассмотренные примеры не имеют хотя бы одного из признаков горизонтальных административно-правовых отношений, отчего становятся правоотношениями вертикальными.

Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

 

2. Административно-правовое регулирование управления юстицией

 

          Юстиция является одной из сфер управления социально-политического характера. В этой сфере реализуются важные задачи и функции по укреплению законности, обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений. В реализации указанных задач и функций участвуют государст­венные органы юстиции, суды, нотариальные конторы, учреждения судебной экспертизы и иные учреждения и организации.

Руководство перечисленных органов, учреждений и организаций составляет самостоятельную сферу государственного управления — управление юстицией.

         Управление юстицией состоит в координации нормотворче-ской деятельности органов исполнительной власти и контроле за соответствием ведомственных нормативных актов законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; в организационном обеспечении, создании необходимых условий для осуществления правосудия судами общей юрисдикции и военными судами; руководстве нотариальными конторами, учреждениями судебной экспертизы; в организации сотрудничества органов юстиции с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям.

          Наиболее важные вопросы управления в сфере юстиции решают Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. Специальными органами управления в этой сфере являются Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) и органы управления юстицией, входящие в его систему.

        Управление юстицией имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой правового положения объектов управляющего воздействия. Органы юстиции непосредственно управляют учреждениями и организациями, входящими в систему Минюста России. Что касается государственных органов, учреждений и организаций, не входящих в систему Министерства, то характер управленческих полномочий Минюста России и его органов в отношении их в основном носит координационный, контрольный, организационный характер. Так, в отношении судов функции органов управления юстицией сводятся к созданию условий для осуществления судебной деятельности. Органы юстиции осуществляют контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям. Министерство юстиции координирует нормотворческую деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти. Оно же производит экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации. Органы юстиции осуществляют регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг и др.

         Система органов управления юстицией. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, органы (управления, отделы) юстиции краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также непосредственно подчиненных ему учреждений и организаций.

        Правовое положение Министерства юстиции. В своей деятельности Минюст России руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общими принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Положением о нем и другими нормативными актами, определяющими правовой статус Минюста России .

          Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, текущий, расчетный, валютный и иные счета в банках.

          На Минюст России возлагаются следующие основные задачи:

- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента России и Правительства России;

- организационно-правовое обеспечение судебной реформы; обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов;

- регистрация уставов общественных и религиозных объединений;

- организация и развитие системы юридических услуг;

- обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров; участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан;

- реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. Основные функции Министерства. В соответствии с перечисленными задачами Минюст России реализует следующие функции:

- координирует нормотворческую деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти;

- разрабатывает проекты нормативных актов или участвует в подготовке таких проектов, вносимых Правительством России в порядке законодательной инициативы;

- проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов федеральных законов и иных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство России,

- осуществляет государственную регистрацию нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, а также контролирует своевременность и правильность их официального опубликования;

- осуществляет работу по систематизации законодательства: ведет банк нормативных актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор по законодательству; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий кодексов и сборников законодательства;

- осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и рас­поряжениям Правительства Российской Федерации; осуществляет меры по созданию условий для судебной дея­тельности, в том числе по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению; организует работу по исполнению судебных решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей; организует работу по ведению судебной статистики;

- способствует развитию системы юридических услуг; осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юри­дическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг; открывает и упраздняет государ­ственные нотариальные конторы, ведет реестр этих контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой;

- сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям;

- осуществляет другие функции, вытекающие из его компетенции. 

Структуру Минюста России составляют: руководство Министерства (Министр, заместители министра), управления, отделы и другие подразделения, осуществляющие соответствующие функции Министерства.

При Министерстве состоят: Российский федеральный центр судебной экспертизы: Научный центр правовой информации, обеспечивающий суды, органы, учреждения и организации системы Министерства информацией о правовых актах; Российская правовая академия, являющаяся центральным научным и учебным заведением Минюста России.

При Министерстве образуется научно-консультативный совет. Состав совета и положение о нем утверждаются Министром.

Министерство возглавляет Министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр имеет заместителей, назначаемых в установленном порядке. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром.

Информация о работе Административная ответственность