Вклад в развитие лечебной педагогики Кащенко В.П.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

«Лечебная педагогика – это синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выравнивание характера и личности, в целом» (В.П. Кащенко).

«Сотрудничество врача и педагога, совместная организация медико-педагогический, санитарно-педагогических, коррективно-педагогических мероприятий на основе принципов коррективной (лечебной) педагогики – вот единственно возможный путь борьбы с психопатическими и нервными состояниями и заболеваниями в детском возрасте» (В.П.Кащенко, 1930).

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ лечебная педагогика.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Выполнила студентка гр. СП-2010

Гурьева Евгения 
 

Вклад в развитие лечебной педагогики Кащенко  В.П. 

     «Лечебная педагогика – это  синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выравнивание характера и личности, в целом» (В.П. Кащенко).

     «Сотрудничество врача и педагога, совместная организация  медико-педагогический, санитарно-педагогических, коррективно-педагогических мероприятий на основе принципов коррективной (лечебной) педагогики – вот единственно возможный путь борьбы с психопатическими и нервными состояниями и заболеваниями в детском возрасте» (В.П.Кащенко, 1930). 

     В отечественной психолого-педагогической науке немало имен, оказавшихся по тем или иным причинам забытыми или недостаточно признанными. К их числу относится и Всеволод Петрович Кащенко. Родился он 21 марта 1870 г. в г. Ейске Кубанской губернии в многодетной семье военного врача. В 1891 г., окончив ставропольскую гимназию, В. П. Кащенко поступил на медицинский факультет Московского университета, окончить который ему не удалось. Работал врачом, участвовал в революционном движении. Под руководством А. Н. Бернштейна и Г. И. Россолимо изучал психологию и приобретал практические навыки в области психологии. После революции 1905 г. В. П. Кащенко начал работу по созданию специального медико-педагогического учреждения для педагогически запущенных, трудных детей.

     В современной психолого-педагогической науке трудными принято считать  детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.  
Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.

     Такое понимание проблемы трудного детства вполне согласуется с идеями, развиваемыми Всеволодом Петровичем.

     Всеволод  Петрович стоял у истоков современной  коррекционной, или, как он ее называл, коррективной (лечебной) педагогики и  заложил основы психолого-педагогической работы с исключительными, педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми. По мнению В. П. Кащенко, в появлении трудных детей виновато все общество, а потому и ответственность за них лежит на обществе в целом.

     Всеволод  Петрович имел глубокие знания в различных сферах науки: неврологии, психиатрии, психологии, педагогики и т.д. Это позволило ему одним из первых обосновать принципы лечебной (коррективной) педагогики в нашей стране. Его книга «Дефективные дети и школа» (1912) стала первым русским учебником по дефектологии.

     В 1908 г. в Москве на Девичьем поле было открыто учреждение для аномальных детей, которое получило название Школа-санаторий для дефективных детей доктора В. П. Кащенко.

     Школа-санаторий  была лечебно-воспитательным учреждением. Она обслуживала детей малоуспевающих, нервных, трудных в воспитательном отношении: ленивых, возбудимых, вялых, истеричных.

     Не  принимались в школу идиоты, глубоко  отсталые, эпилептики. Приему подлежали  дети в возрасте от четырех до шестнадцати  лет. Одновременно учреждение могло обслуживать двадцать два воспитанника, которые делились на три семьи. Семья имела воспитателя, жившего в одном дортуаре с воспитанниками. Каждая семья жила, питалась и играла отдельно. Для учебных занятий воспитанники в соответствии со своими индивидуальными особенностями были разделены на более мелкие подгруппы.

     Цель  учреждения - исправление недостатков  развития путем лечения, воспитания и обучения и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

     В школе-санатории особые требования предъявлялись к педагогам, поведение которых, по мнению Всеволода Петровича, определяет психическое здоровье всего коллектива.

     Не  менее важной считалась и работа с родителями детей, так как опыт показал, что специальные детские  учреждения страдают от непонимания родителями своих задач.

     Обучение  детей строилось на основе пробуждения  у них самостоятельности и  активности в ходе усвоения знаний. Основным методом, обеспечивающим развитие способностей и коррекцию личности, были занятия ручным трудом. В заведении все силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности детей. Так же как и в педагогической системе К. Д. Ушинского, в воспитательных мероприятиях В. П. Кащенко придаётся исключительное значение развитию активности и творчества детей посредством разумной и полезной деятельности, которая интересна детям. Основным методом, обеспечивающим активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию личности, было применение на всех уроках ручного труда. Дети сами взвешивали, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели из глины и других материалов. Важнейшим принципом в школе-санатории был индивидуальный подход к воспитанникам. Воспитатели внимательно наблюдали за деятельностью воспитанников, определяли их интересы и наклонности к тому или иному виду труда и помогали им осуществлять интересную для них деятельность. Педагоги активно поддерживали творческий характер трудовой деятельности воспитанников. Воспитатели считали, что творческий характер труда воспитанников является важным условием выбора в будущем жизненного пути.

     Всеволод  Петрович подчеркивал необходимость  начинать обучение с пробуждения  у учащихся интереса к результатам  труда. Первоначально результатами труда были игрушки, затем предметы домашнего обихода.  
Интерес пробуждался путем демонстрации детям хорошо выполненной вещи и ее практического на значения. За желанием иметь вещь следовало стремление ее изготовить.

     Интерес к учению поддерживался благодаря максимальной конкретизации учебного материала на основе использования наглядных пособий, а также наличия тесной связи между всеми предметами.

     Всеволод  Петрович не ограничивал свою деятельность рамками конкретного лечебно-педагогического учреждения. Он видел свою задачу в изменении отношения общества в целом к детям с нарушениями поведения.

     Деятельность  школы-санатория по воспитанию детей  с отклонениями была высоко оценена  современниками. Известный олигофренопедагог А. Н. Граборов, посещавший школу-санаторий, отмечал чёткость и слаженность построенной воспитательной системы и её положительное влияние на воспитанников.

     Х.С. Замский считает, что это одно из первых заведений, в которых была налажена научно-методическая работа: «Школа-санаторий В. П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для детей, но и первым научно-методическим учреждением, занявшимся вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы».

     Кащенко написал одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей  с отклонениями в развитии — «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков» в книге систематизированы взгляды автора на исправление недостатков характера у детей, раскрываются лечебно-педагогические методы коррекции. В книге даётся всесторонний подход с точки зрения медицины, педагогики и психологии. Педагогическая коррекция рассматривается как целостный процесс, в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги, семья и общество. В книге выстроена система обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и с поведенческими отклонениями.

     В. П. Кащенко — выдающийся организатор обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, создавший оригинальную систему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

     Всеволод  Петрович внес огромный вклад в развитие лечебной педагогики: он сформулировал причины детской дефективности, рассказал о принципах дошкольного, школьного обучения аномальных детей и о дефектологическом образовании, создал первый музей дефектологии, в 1920 г. создал Педагогический институт детской дефективности, где был ректором до 1924 г., пока институт не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет. В.П. Кащенко явился автором первого русского учебника по дефектологии "Дефективные дети и школа" (1912); фундаментального труда "Проблемы изучения и воспитания ребенка" (1926); монографии ''Исключительные дети. Их изучение и воспитание" (1929). 

      
 

      


Информация о работе Вклад в развитие лечебной педагогики Кащенко В.П.