Ценообразование на лекарственные средства и другие товары аптечного ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Сложность и многогранность хозяйственных связей обусловило существование разветвленной системы цен, классифицированной по различным признакам, видам, разновидностям. Состав цены по отдельным элементам представляет собой модель стоимости продукции и позволяет судить об эффективности функционирования экономики, совершенстве взаимодействия ценовой, налоговой, инвестиционной, кредитной и социальной политики в государстве.
Поскольку формирование цен происходит, в первую очередь, на микро уровне, предприятия должны владеть методологией ценообразования.

Файлы: 1 файл

курсовая ОЭФ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Витебский Государственный Медицинский Университет

Кафедра организации экономики фармации

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа:

«Ценообразование на лекарственные средства и другие товары аптечного ассортимента».

 

Исполнил: студентка 4 курса

4 группы Горелова Е. И.

Проверил: ст. преподаватель

 Калмыкова Н. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2008

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях хозяйствования уровень и динамику цен определяют множество различных факторов, действующих как непосредственно на предприятии и в экономике республики в целом, так и за ее пределами. Воздействие на эти факторы на всех уровнях экономики позволяет обеспечить эффективное управление ценами.

Сложность и многогранность хозяйственных связей обусловило существование разветвленной системы цен, классифицированной по различным признакам, видам, разновидностям. Состав цены по отдельным элементам представляет собой модель стоимости продукции и позволяет судить об эффективности функционирования экономики, совершенстве взаимодействия ценовой, налоговой, инвестиционной, кредитной и социальной политики в государстве.

Поскольку формирование цен происходит, в первую очередь, на микро уровне, предприятия должны владеть методологией ценообразования. От их умения использовать те или иные методы и стратегии ценообразования соответственно сложившейся рыночной ситуации зависит успех деятельности предприятия.

Управление ценами тесным образом связано с анализом спроса на продукцию, оценкой издержек и прибыли, выбором условий поставки продукции, гибкой системой ценовых скидок, учетом норм и правил государственного регулирования на процессы ценообразования в стране.

Овладение знаниями в области ценообразования позволяет профессионально осуществлять коммерческую деятельность на самом современном уровне. А ценообразование на товары аптечного ассортимента, кроме того является важным моментом в политике любого государства, т.к. лекарства- это особый товар, требующий особого отношения к себе.

 

 

 

Государственная политика в области ценообразования

Государственное регулирование цен в экономике страны позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых рычагов воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Государственное регулирование дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе, связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом: образование, наука и культура, здравоохранение и др.

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого методов.

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый арсенал средств по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, в частности такие, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры.

Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которой имеет несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием.

Прямое регулирование цен осуществляется следующими способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен), "ценового коридора" и фиксированных цен. Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка». Однако наиболее рациональной политикой в области ценообразования является совмещение нескольких видов регулирования  и повышения тем самым лабильности рынка внутри страны.

В Республике правовые основы государственной политики в области ценообразования на товары аптечного ассортимента, регулирует закон принятый Палатой представителей 13 апреля 1999 года №255-3.Кроме того настоящий закон устанавливает сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ними, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:

  • Фиксированных цен;
  • Предельных цен (тарифов);
  • Предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
  • Предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
  • Порядок определения и применения цен (тарифов);
  • Декларирование цен (тарифов);

Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в порядке, установленном законодательством.

В свою очередь органами осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием являются :

  • Республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием ;
  • Другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием ;
  • Областные и Минский городской исполнительны и распорядительный органы.

В общем и целом надо отметить, что медикаменты и товары медицинского назначения являются особым товаром, который требует особого отношения к себе, что должно проявляться и в политике ценообразования .Разработка новых методик ценообразования на медикаменты является одной из самых главных проблем обеспечения эффективности полного хозрасчета в аптеке. Кроме того эта проблема имеет и международное значение. В связи с этим ООН совместно с ВОЗ, начиняя с 1980 года, проводит международные конгрессы представителей фармацевтической промышленности, цель которых предпринять меры для обеспечения всех стран наиболее часто употребляемыми лекарствами по доступным ценам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании

Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования. Последние несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования.

По мере расширения сферы формирования рыночных отношений контроль за ценами претерпевает существенные изменения. Если в условиях административного управления экономикой контроль заключался исключительно в выявлении нарушений законодательных актов по установлению цен и наказанию виновных, то с увеличением доли свободных рыночных цен функции контроля заметно расширяются. Они направлены, прежде всего, на получение информации о складывающихся тенденциях в изменениях цен, а также на предупреждение, ограничение и пресечение нарушений действующей дисциплины цен.

Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент цен при Министерстве экономики республики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют отделы цен облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекции по контролю за ценами в городах и районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за установление и применение цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, налоговые инспекции, органы статистики. В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:

  • социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реальным условия производства и реализации продукции;
  • проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;
  • проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;
  • внесение в соответствующие органы управления предложений о ведении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;
  • оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования;
  • выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий их порождающих;
  • принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством:
  • проведение экспертизы цен на важнейшие социально значимые товары и продукцию базовых отраслей промышленности;
  • определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства—участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов республики.

Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при реализации товаров обязаны указывать в товарно-сопроводи- 
тельных, платежных документах свободную отпускную цену предприятия-изготовителя или импортера, ее количественные и качественные характеристики. При поставке продукции через оптовые или снабженческо-сбытовые предприятия в товарно-сопроводительных, платежных документах в обязательном порядке должен отражаться размер оптовой наценки.

Работники органов контроля имеют право получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйствования материалы и документы, необходимые для установления, согласования и применения цен, беспрепятственно посещать министерства, ведомства предприятия всех форм собственности для осуществления контроля, привлекать к контрольным проверкам квалифицированных специалистов.

В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию.

Контроль за ценами должен быть действенным. Это означает, что по выявленным в процессе проверки недостаткам в области формирования и применения цен должны быть приняты адекватные меры. Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы формирования цены

Процедура формирования цены на предприятии является сложным и многоэтапным процессом, состоящим из следующих этапов:

Этап 1. Изучение рынка сбыта продукции:

    • характер конкуренции на рынке;
    • выделение основных конкурентов;
    • уровень платежеспособного спроса.

Этап 2. Выбор цели ценообразования:

    • максимизация прибыли;
    • выживаемость на рынке;
    • удержание определенного сегмента рынка.

Этап 3. Анализ спроса:

    • характер спроса на продукцию;
    • чувствительность покупателей к уровню цены;
    • тип товара, с точки зрения, эластичности спроса по доходу.

Этап 4. Анализ себестоимости продукции:

    • верхний уровень цены определяется платежеспособным спросом;
    • нижний уровень цены определяется себестоимостью;
    • удельный вес постоянных и переменных издержек в себестоимости;
    • коэффициент валовой или маржинальной прибыли.

Этап 5. Анализ налоговой политики:

    • косвенные налоги в цене;
    • удельный вес налогов и др. обязательных платежей в цене;
    • налогообложение прибыли.

Информация о работе Ценообразование на лекарственные средства и другие товары аптечного ассортимента