Биоэтика и деонтология врача-стоматолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:36, реферат

Описание работы

Цель деонтологии – сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.
Болезни зубов, органов и тканей полости рта человека являются предметом профессиональной деятельности врачей-стоматологов. В настоящее время уже мало кто, даже, несмотря на страх перед зубоврачебным креслом, станет заниматься самолечением. Пациенты у стоматологов будут, наверное, всегда. Именно поэтому специалисты в данной области представляют собой устойчивое сообщество, локальную группу в общем контингенте медицинских работников, причем, данная группа отличается от других подобных не только предметом своей деятельности, но и способами самоорганизации, признаками обособления, корпоративными стандартами поведения.

Содержание работы

Введение

Этика в стоматологии

Биоэтика и деонтология врача-стоматолога

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

деонтология в стоматологии.docx

— 42.46 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение

 

Этика в стоматологии

 

Биоэтика и деонтология врача-стоматолога

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Врачебная этика-это совокупность норм поведения и морали медицинских работников. В начале 19 века английский философ Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой про-фессии.Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное,logos-учение.Таким образом, деонтология — это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».Основные деонтологические принципы сформулированы в клятве Гиппократа. http://deepinfo.ru/biology/2013/10/03/sgmu-vrachebnaya-etika-i-deontologiya-v-hirurgicheskoy-stomatologii.html

 

В Индии уже более 3000 лет назад, в ведийскую эпоху, древнему врачу надлежало придерживаться следующего кодекса:

«Всегда будь терпелив, внимателен и учтив,

Будь скромен, подчини дела железной логике ума,

Старайся исцеленье дать больному,

Не требуя ни жертв, ни блага для себя». http://www.businessodessa.ru/?page_id=39

 

 

Этические медицинские принципы направлены на защиту прав и интересов пациента, и, казалось бы, они должны быть абсолютно гуманны. Однако в реальной жизни все обстоит не так просто. Медики часто бывают поставлены в такую ситуацию, когда им приходится принимать решения противоречащие правилам медицинской этики. В таком случае врач пытается принять решение, которое причинит меньше зла.

 

Жизненных примеров очень много. Например, обучение студента на живых людях. Студенты, по своему неумению, могут нечаянно причинить боль пациенту, что противоречит врачебной этике. Однако как можно подготовить высококвалифицированного специалиста без практики на живых людях?! Ни муляжи, ни практика на трупах не смогут подготовить специалиста так, как работа с человеком. Эта этическая проблема неразрешима.

С одной стороны вполне понятно, что молодому врачу надо практиковаться на людях, но мало кто согласится предоставить себя «для опытов».

 

Неразрешимым остается вопрос о клинических экспериментах на животных. Сотни и тысячи животных погибают при экспериментах, чтобы впоследствии спасти жизнь человеку. Без таких экспериментов, которые влекут за собой огромные жертвы, нельзя опробовать новую методику или лекарство на людях. Это еще одна медицинская этическая проблема.

 

Права добровольцев защищают. Принудительное участие в клинических опытах признано противозаконным и неэтичным.

 

 

Медицинская этика – развивающаяся область знания. В ее рамках изучаются реальные нравы, бытующие в медицинской среде, в частности отношения медиков с их пациентами, возможные противоречия между ними, конфликты. Все больше внимания этика медицины уделяет изучению нравственно-этических позиций больных. Современный больной – это, как правило, активный пациент, отношение которого к своему здоровью становится все более ответственным, он все чаще стремится участвовать вместе с врачом в принятии решений, касающихся его здоровья. В то же время поведение известной части пациентов имеет нравственные отклонения. Все это послужило причиной для постановки нового вопроса – об "этике больного".

 

 

 Цель деонтологии  – сохранение нравственности  и борьба со стрессовыми факторами  в медицине в целом.

 

 Болезни зубов, органов и тканей полости рта  человека являются предметом  профессиональной деятельности  врачей-стоматологов. В настоящее  время уже мало кто, даже, несмотря  на страх перед зубоврачебным  креслом, станет заниматься самолечением. Пациенты у стоматологов будут, наверное, всегда. Именно поэтому  специалисты в данной области  представляют собой устойчивое  сообщество, локальную группу в  общем контингенте медицинских  работников, причем, данная группа  отличается от других подобных  не только предметом своей деятельности, но и способами самоорганизации, признаками обособления, корпоративными стандартами поведения. Эти способы, признаки и стандарты с необходимостью включают моральные ценности, вокруг которых координируется стоматологическая деятельность. Но если раньше они описывались в терминах деонтологии или, более широко, в терминах стоматологической этики как подвида медицинской этики, то в наши дни этого явно недостаточно. Современная ситуация в стоматологических науках и на рынке стоматологических услуг требует более глубокого и многовариантного регулирования в моральном отношении. Поэтому правомерно говорить о стоматологии, в целом, как поле приложения принципов и норм биоэтики. http://dental-ss.org.ua/load/kniga_stomatologia/menedzhment_marketing/vash_biznes_stomatologija_normativnaja_reguljacija/20-1-0-543

 

 Этика в стоматологии

 

Стоматологическая этика является частью медицинской этики, выступающей как раздел биоэтики (от греч. bios – жизнь и ethikos – этика, мораль, обычаи) – науки о нравственной стороне жизнедеятельности. http://resp-stom.org.ua/bioetika-i-deontologiya-v-stomatologii/

 

 Полем биоэтической регламентации в стоматологии выступают:

 

-взаимоотношения врача и пациента;

 

- взаимоотношения  внутри профессиональной группы  стоматологов;

 

- взаимоотношения  стоматологов с другими группами  медицинских специалистов;

 

- отношения собственности  и прибыли в стоматологической  практике;

 

- отношения к  новым научным достижениям и  критерии их использования в  стоматологической практике;

 

- отношения на  рынке лекарств, используемых в  стоматологической практике;

 

- эстетические нормы  стоматологической помощи;

 

- отношение стоматологов  к социальным и природным факторам, влияющим на состояние здоровья  их пациентов;

 

- принципы обособления  данной профессиональной группы  в обществе;

 

- отношение к  власти и законам, действующим  в данном обществе;

 

- взаимоотношения  внутри профессиональной группы  медицинских работников стоматологической  практики;

 

-моральный статус  пациента в отношении своего  здоровья и рекомендаций врача. http://www.detstom.com/vah-biznes-stamotologia/vah-biznes-stamotologia_3.html

 

Этический долг стоматолога – сообщить пациенту о своей ошибке. Необходимо уважать права пациента на самостоятельное принятие решения по поводу дальнейшего лечения у данного стоматолога.

 

Работа в стоматологической клинике должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему. Медицинский работник в отношении к пациенту должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства. Врач должет быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. http://deepinfo.ru/biology/2013/10/03/sgmu-vrachebnaya-etika-i-deontologiya-v-hirurgicheskoy-stomatologii.html

 

 

 Также на стоматологической  консультации недопустимо указывать  пациенту, например, на то «Как  у него все запущено», или «Кто  поставил такую отвратительную  пломбу» и т. п. Переводя это  в психологию, врач, который чрезмерно  критикует работу других, не уверен  в своих профессиональных качествах.

 

Вредные привычки доктора, его небрежность в выполнении манипуляций, неопрятность халата также неблагоприятно сказываются на психологическом состоянии пациента. Ни в коем случае нельзя проводить осмотр грубыми движениями, с сильным звенящим звуком класть инструменты в лоток.

 

При неблагоприятных показателях состояния полости рта доктор должен корректно прокомментировать их, так, чтобы успокоить пациента и сохранить в нем уверенность в нормализации состояния по окончании лечения. При осмотре и постановке диагноза следует избегать применения сложной медицинской терминологии. Следует терпимо относиться к реакции пациента после сообщения о предстоящих манипуляциях (проявление страха или недоумения).

 

Долг врача – успокоить пациента и убедить в рациональности выбранного метода лечения.

 

 Доктор должен  быть приветлив с пациентом. Проявлять  искренней интерес к проблеме, выслушивать и анализировать  жалобы, ведь у врача и пациента  одна цель – добиться выздоровления.

 

 Стоматологу  необходимо помнить, что он не  имеет дело с зубами, он имеет  дело с людьми, которые заслуживают  самого учтивого и заботливого  внимания, становятся ею пациентами. http://www.medrelated.ru/heals-573-1.html

 

 Биоэтика и деонтология врача-стоматолога

 

 Для стоматолога  пациент – это самый главный  человек в его профессии, часть  этой профессии, а не постороннее  лицо. Пациент не зависит от  врача, врач зависим от пациента. Пациент является целью работы, а не ее помехой. Пациент делает  честь своим приходом к врачу. Врач делает ему одолжение, обслуживая  его. Пациент не просто статистика, это существо из крови и  плоти со своими чувствами  и эмоциями. Стоматолог должен  качественно и ответственно выполнять  свою работу, а не видеть в  этом только прибыль.

 

Однако от денег, во многом зависит эффект лечения. Обязанности врача – суть права больного, сформулировал Н.В. Эльштейн. Сегодняшнее общество, как на Западе, так и на Востоке стало жёсткое и бездуховное, медицина уродливо коммерциализируется.

 

 Как известно, наряду с бесплатной страховой  медициной существуют платные  виды медицинских услуг. В то  же время всё учащаются случаи  различных «поборов» с больных, когда врач, работающий в системе  страховой медицины, по сути вымогает «благодарность» за лечение и его «качество». Размер гонорара и правомочность требования вознаграждения вперёд, очерёдность оказания неотложной помощи – состоятельному или малоимущему пациенту: увы, такие вопросы обсуждаются сегодня, и немало в настоящее время имеется молодых медиков, которые ухмыляются, услышав слова «долг», «этика», «гуманизм и альтруизм». Наряду с общемедицинской этикой и деонтологией, каждая специальность имеет свои специфические морально-этические особенности. Касаясь вопросов врачебной этики и деонтологии, нельзя обойти вниманием и проблему формирования личности будущего медика, и проблем воспитания врачей уже с первых курсов медицинского учебного заведения.

 

Требования к личности врача со стороны общества и конкретного пациента бесспорны. Аккуратность, подтянутость, чёткость, доброжелательность, приветливость, точность, обязательность, милосердие – вот качества, которых ждут от каждого врача. От врача-стоматолога особенно ожидают выдержки, умения владеть собой, наблюдательности, решительности, терпения и терпимости. В то же время у некоторых пациентов и в средствах массовой информации складывается уродливое видение стоматолога: он нарочито груб, бескомпромиссно решителен и после трудной операции, выкурив крепкую папиросу, снимает стресс стаканом неразбавленного спирта. Как всё это лживо.

 

Даже при соблюдении всех этических, моральных и юридических норм любое стоматологическое вмешательство, пусть минимальное и безупречно выполненное, представляет определённую опасность своими не всегда предсказуемыми последствиями.

 

 Прежде всего необходимо учитывать силы больного. Не менее важно учесть силы врача. Молодой горячий врач чаще пойдёт на авантюру, чем его старший коллега. И в этом случае зачастую деонтологические, этические и юридические вопросы хирургического риска разрешить очень непросто.

 

Важным является деонтологическое требование к правилам поведения врача в его общении с родственниками пациентов. Бескорыстие и самоотверженность, доброжелательность и приветливость врача – качества, не только ожидаемые его пациентами, но и непременное условие личной карьеры врача. Излишняя суровость, раздражённый тон разговора не укрепляют авторитет врача. Внимание к больному – это признак профессионализма.

 

 Стоматолог, обязан  быть и хорошим психологом, и  хорошим актёром. Нужно чувствовать  индивидуальность больного, его  темперамент, его настроение и  страхи. Нужно так беседовать  и общаться с больным, чтобы  только от одного разговора  с доктором пациент чувствовал  облегчение и уверенность. Если  больному, – писал В.М.Бехтерев, –  после беседы с врачом не  становится легче, это не врач. Ещё один серьёзный вопрос  во взаимном общении врача  и пациента – информация о  диагнозе, лечении и прогнозе.. Этические  нормы в информировании больного  о его диагнозе в то же  время не должны входить в  конфликт с правами человека, но в этой проблеме много  нерешённых вопросов как в нашей стране, так и за рубежом. Больной имеет право знать всё о своей болезни, о необходимости, в конце концов, распорядиться своим имуществом.

 

 Каким должен  быть врач?

 

 Страшная черта  для врача – равнодушие. Нельзя, писал М.Р.Рокицкий, быть врачом с девяти до пятнадцати. Врач – это круглосуточно, это пожизненно.

 

При вступлении в отношения «пациент – врач», обе стороны должны руководствоваться рядом принципиально важных моментов. Пациент помимо «хочу, чтобы меня сделали» должен четко представлять: 1. Каким? 2. Зачем? 3. Как? 4. На сколько? (объем вмешательства) 5. Когда? 6. Кто? 7. Цена вопроса? Обе стороны должны найти ответ в процессе общения, порой длительного, прежде чем приступить к вмешательству.

 

 Как правило, вопросов возникает больше у  пациента, чем у врача. У стоматолога  есть единственный принцип, которым  он руководствуется при оказании  подобных услуг – не навреди!

 

 Проблемы взаимоотношения врача и пациента, врача и медицинского персонала, пациентов и представителей страховых фирм, врачей и руководителей структур здравоохранения имеют принципиальное значение для повышения эффективности стоматологической помощи.

Информация о работе Биоэтика и деонтология врача-стоматолога