Биохимические основы функционирования здорового образа организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Содержание работы

Введение.
Биохимические основы функционирования здорового образа организма.
Основные факторы, определяющие здоровье. Показатели здоровья. Индивидуальное и общественное здоровье.
Психологические основы здоровья. Психика и её компоненты.
Рациональная организация жизнедеятельности студентов.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Основные факторы.docx

— 64.68 Кб (Скачать файл)

Психические процессы проявляются  у разных людей по-разному, характеризуются  определенным уровнем активности, формирующим  фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности.

Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Это –  вдохновение и пассивность, уверенность  в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец,  для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, – психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

Таким образом, психика человека – это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов и  состояний, которые по-разному реализуются  у различных людей, создавая определенные индивидуальные особенности личности.

 

Рациональная  организация жизнедеятельности  студентов.

Учебная деятельность студента, требующая значительного эмоционально-психического напряжения в течение учебного дня, предъявляет к организму каждого  из них серьезные требования.

Является ли такая нагрузка чрезмерной для учащегося? Дать однозначный  ответ на этот вопрос затруднительно, так как степень ее влияния  определяется многими обстоятельствами: индивидуальными особенностями  учащегося, организацией и методикой  образовательного процесса, организацией режима жизнедеятельности и т. д. Тем не менее, существуют определенные обстоятельства, которые в процессе учебной деятельности оказывают  несомненное отрицательное влияние  на здоровье учащихся.

К ним следует отнести:

– высокую плотность необходимой  к усвоению новой информации;

– необходимость в течение  длительного времени поддерживать значительный уровень умственной работоспособности;

– длительное поддержание  вынужденной позы и малоподвижность;

– большую нагрузку на зрительный аппарат;

– частые нарушения режима питания и  сна;

– свойственную многим учащимся неорганизованность в обеспечении  режима дня и учебы;

– отсутствие оптимальных  условий в учебном заведении  для обеспечения здоровья (мебель, освещение, вентиляция, питание, тепловой режим, возможность для рекреации  и др.) и т. д.

Существующая в настоящее  время система относительно жестких  учебных планов, графиков учебного процесса, учебного расписания строго регламентирует жизнь учащегося  в течение всего периода обучения – все это делает его заложником предельно интенсивного ритма жизни, причем ритма, не зависящего от индивидуальных особенностей, специфики его установок, традиций, биоритмов. Последнее обстоятельство оказывается исключительно важным, так как именно с ритмическим  характером жизнедеятельности связан основной критерий эффективности и производительности умственного труда – работоспособность.

Работоспособность студентов во время учебной деятельности изменяется в том закономерном соответствии, которое уже было отмечено выше: в начале она повышается (вырабатывание), затем устанавливается на высоком уровне (устойчивая работоспособность) и постепенно снижается (развитие утомления).  В соответствии с такой особенностью, естественно, начало каждого указанного периода должно быть облегчено.

У студентов в начале учебного года учебная активность минимальна и в основном ограничивается аудиторными занятиями. Затем постепенно нагрузка возрастает за счет индивидуальной и самостоятельной работы, к концу семестра эти формы дополняются отработками, консультациями и др., и к самой сессии студент подходит если и не переутомленным, то в довольно близком к этому состоянии. В период сессии (особенно летней, когда количество зачетов и экзаменов больше) это состояние у большей части студентов все-таки наступает.

Жизнедеятельность студента насыщена разнообразными обстоятельствами. Однако и она может быть рационально регламентирована и организована целенаправленным планированием при условии четкого распределения приоритетов на данном этапе жизнедеятельности.

Важным обстоятельством, которое следует учитывать при  разработке режима дня учащегося, является его согласование с режимом семьи  в целом – искусственная изоляция режима учащегося от режима семьи  и исполнения своей части обязанностей делает его исключительным и ведет  к воспитанию у ребенка эгоистических  черт характера.

Видимо, наиболее разумно  поступают те учащиеся, которые уже в воскресенье определяют круг обязательных дел, необходимых для выполнения в предстоящую неделю помимо тех, которые строго регламентированы во времени (учебные занятия по расписанию, занятия в секции, на курсах и т. д.). Практика показывает, что если такие дела четко выделены, то распределить их в течение недели уже не представляет труда. Вместе с тем важно в конце недели подвести итог выполнения намеченного на прошедшую неделю плана и проанализировать причины возможного невыполнения его, с тем, чтобы в дальнейшем внести соответствующие коррективы либо в планирование жизнедеятельности, либо в свое поведение.

К сожалению, зачастую многие учащиеся неоправданно легкомысленно  относятся к планированию выходного дня. Одна часть из них предпочитает «ничегонеделание», считая, что заслужили его напряженной учебной неделей. Однако такой режим не позволяет им не только освободиться от накопившейся усталости, но и снять рабочую доминанту, которая и привела к возникновению утомления. Другая часть учащихся использует выходной день для того, чтобы доделать то, что не успели сделать в течение недели. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они в понедельник приступают к занятиям на фоне не только усталости, но и утомления.

Наиболее рационально  посвятить выходной день активному  отдыху, который в значительной степени  должен не только снять умственную доминанту, но и компенсировать неблагоприятные  последствия влияния учебной  деятельности на здоровье учащихся: гиподинамии, нервно-психического напряжения, жесткого режима деятельности и т. д. Кроме  того, сама жизнь  студента должна быть наполнена не только учебными и регламентированными  обязательными делами, но и личными  интересами, без которых сама жизнь становится скучной и обыденной. Уже исходя из этих предпосылок становятся понятными основные формы и средства организации и проведения выходного дня учащимся. Тем не менее необходимо предложить по этому вопросу несколько советов и пожеланий.

По возможности следует  сменить обстановку и отвлечься  от той, с которой связываются  у учащегося (даже на уровне подсознания) представления о повседневной деятельности, которая, собственно, и привела к  возникновению усталости. Поэтому  следует постараться провести выходной день вне дома с его обстановкой, книгами, конспектами и т. д. –  всем тем, при взгляде на что, невольно возникают мысли о предстоящей  новой учебной работе.

Воскресный отдых должен быть обязательно активным, а не заключаться только в том, чтобы  предаваться лени или пассивному восприятию информации (например, просмотру  телепередач). Сам активный отдых  предполагает, как уже отмечалось, переключение на виды деятельности, отличные от тех, которые привели к возникновению  утомления. Для учащихся, у которых  утомление к концу недели обусловлено  напряженной умственной деятельностью, средствами активного отдыха могут  быть лыжные прогулки и поход в  кино, рыбалка и дискотека, занятия  любимым делом (хобби) и встречи  с приятными людьми, участие в  дискуссиях и в соревнованиях...

В воскресном отдыхе обязательно  должен быть представлен двигательный компонент, который сам по себе снимает  накопившееся нервно-мышечное напряжение за счет нейтрализации гормонов стресса  и вместе с тем – стимуляции формирования в ЦНС двигательной доминанты, способствующей улучшению  психо-эмоционального состояния и настроения человека.

Анализ жизни выдающихся людей показывает, что большинству  их присущи не только достижения в  своей профессиональной деятельности, но и широкий круг интересов (вполне возможно, что именно последнее обстоятельство позволяло деятелям науки широко взглянуть на проблему и найти  ее решение), когда научная деятельность сочеталась с глубоким интересом  к искусству (А. Эйнштейн), к спорту (академик А. Тамм, академик С. Федоров), к общественной деятельности (академик Д. Лихачев) и т. д. Подобную высокую работоспособность и плодовитость все они несомненно связывали и связывают с жесткой регламентацией режима своей жизни, в котором находилось место не только для профессиональной деятельности, но и тому, что составляло круг их личностных, человеческих интересов, – именно это и позволяло им, не упуская ничего важного из поля зрения своих интересов, свести к минимуму затраты времени, сделать свою жизнь насыщенной и интересной и, вместе с тем, добиться высоких профессиональных достижений.

 

Заключение.

Итак, как уже говорилось ранее, здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.  К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогенетика, дефектология,  и другие.

Здоровье помогает нам  выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

В  контрольной работе мной были разобраны следующие вопросы: биохимические основы здорового  образа жизни; основные факторы, определяющие здоровье. Показатели здоровья. Индивидуальное и общественное здоровье; психологические  основы здоровья. Психология и её компоненты; рациональная организация жизнедеятельности  студентов.  Каждый из данных вопросов представляет собой огромную ценность, так как рассматривает человеческое здоровье в различных контекстах  с учётом индивидуальных особенностей организма. В последнее время всё реже можно встретить людей, состояние здоровья которых можно оценить на все 100%. Поэтому, необходимо соблюдать определённые рекомендации, которые смогут нам помочь в укреплении собственного здоровья. В своей работе я рассказал о здоровье человека, как главной ценности в жизни. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Как говорится в одноимённой пословице: «В здоровом теле - здоровый дух».

 

 

Список литературы.

1. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М.: Инфра-М, 1999.

2. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.

3. Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом //Здоровье. - 1999. - 10.

4. Хухлаева Д.В. Эликсир жизни. - М.: Просвещение, 1994.

5. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. Школа здоровья. 2005г. 
6. Бароненко. Здоровье и физическая культура; 
7. Качашкин В.М. Методика физического воспитания 
 


Информация о работе Биохимические основы функционирования здорового образа организма