Биохимические основы функционирования здорового образа организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Содержание работы

Введение.
Биохимические основы функционирования здорового образа организма.
Основные факторы, определяющие здоровье. Показатели здоровья. Индивидуальное и общественное здоровье.
Психологические основы здоровья. Психика и её компоненты.
Рациональная организация жизнедеятельности студентов.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Основные факторы.docx

— 64.68 Кб (Скачать файл)

Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П.Лисицин).

Потенциал общественного  здоровья — мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного  здоровья — соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели общественного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; обеспеченность населения безопасным водоснабжением; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела (< 2,5 кг); уровень детской смертности и средней продолжительности жизни; уровень грамотности взрослого населения; доля ВВП на душу населения.

В международной практике для описания общественного здоровья традиционно используют:

1. комплекс демографических  показателей: рождаемость, смертность (общую, детскую, перинатальную, младенческую, повозрастную), среднюю продолжительность предстоящей жизни;

2. показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным  группам, для инфекционных, хронических неспецифических заболеваний, отдельных видов заболеваний, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т. д.);

3. показатели инвалидности (общей, детской, по возрастной, по причинам);

4. уровень физического  развития.

Здоровье населения  — здоровье людей, живущих на определенной территории.

К методам изучения здоровья населения относятся: медико-статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный, организованного эксперимента.

Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей:

I. Медицинские.

II. Социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи.

III. Психического благополучия — заболеваемость психическими 
расстройствами, частота невротических состояний и психопатий и др.

 

 

Психологические основы здоровья. Психология и её компоненты.

Термин «психологическое здоровье» человека фиксирует два  категориальных словосочетания: психология здоровья и психология человека - фундаментальные  категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины. По своей практической значимости и актуальности проблема здоровья считается одной из самых  важных и сложных в современной  науке. Понятие «здоровье» не имеет  общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью  и неоднородностью состава. Согласно определению, которое было приведено  в преамбуле Устава Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., здоровье - это такое состояние  человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Длительное время проблема здоровья не являлась приоритетом психологической  науки. Психология ХХ столетия по большей  части была сосредоточена на аномалиях  человеческой природы, в то время  как душевное здоровье реже становилось  предметом основательного изучения. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической  психологии, учёных (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) вдохновила проблематика здоровой личности. В конце 1970-х гг. в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья. Началось её утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований. Складывается устойчивая тенденция возрастания роли психологии в обеспечении здоровья людей.

В современной России психология здоровья как новое научное направление  проходит стадию своего становления. Отечественные  психологи ввели в научный  психологический лексикон новый  термин «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье » имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье»,  относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов. Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Само понятие «норма» в данном случае - это не характеристика среднестатистического уровня развития какой-либо способности, не ссылка на отсутствие выраженной патологии, высокую приспособляемость, а указание на возможность высших достижений для данного возраста. В соответствии с интегральной периодизацией развития субъективной реальности любые стадии, ступень, период развития имеют свою определенную форму, в которой суммируются результаты развития в виде набора вполне определенных способностей как функциональных органов субъективности. Их конкретный состав образует ориентировочные возрастные нормы психологического здоровья. Индивидуальная норма, по замечанию Г.А. Цукерман и В.И. Слободчикова, есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития.

При содержательном раскрытии  категории психологического здоровья последовали напутствию А. Маслоу - использовать определение «человечность» как нормативную характеристику. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата, как умение выживать, приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных для большинства условиях и является предпосылкой здоровья психологического. Психологическое здоровье, в свою очередь, характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя индивидуальных сил и способностей. Человечность индивида - сущностная характеристика психологического здоровья - понимается как становление и манифестация субъективного духа, как жизнестойкость, основанная на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех её областях. В христианской культуре человечность находит своё выражение в личностном способе жизни, предполагающем свободный, сознательный и ответственный выбор поведения на основе ценностно - смыслового самоопределения субъекта жизнедеятельности. «Жизнь и дух, – писал К. Юнг, - представляют собой две силы или необходимости, между которыми находится человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета. Жизнь же необходима духу, ибо его истина, если она нежизнеспособна, ничего не значит». Психологическое здоровье - это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство полнота и цельность) жизнеспособности и человечности индивида.

Чтобы практически обеспечивать условия психологического здоровья детей, необходим определенный эталон, нормативная система координат. Антропологический принцип развития был операционализирован в оригинальной модели базовых педагогических позицией взрослого в детско-взрослой событийной общности. Системообразующий принцип - благодатный характер отношения взрослого к ребенку (то есть, благоприятствующий освоению ребенком человеческого способа жизни).

Один из вопросов психологии здоровья – определение критериев  оценки психического, социального здоровья. Психологический уровень здоровья связан с личностным контекстом, в  рамках которого человек предстает  как единое целое. Среди значимых критериев психологического здоровья - интегрированность личности, ее гармоничность, уравновешенность, духовность, ориентация на саморазвитие. В социальном уровне человек воспринимается как существо общественное. Социальное здоровье определяется количеством и качеством межличностных связей индивида и степенью его участия в жизни общества. Нарушения в сфере социального здоровья могут быть обусловлены доминированием определенных личностных свойств: конфликтностью, эгоцентризмом.

Для определения психического здоровья, душевного равновесия мы применили методику «Душевное равновесие», разработанную С.Степановым. Выборка  состояла из 30 человек - студентов второго, третьего курсов разных факультетов. Результаты получились следующие: 67 % студентов - спокойные, уравновешенные, обладают внутренней гармонией. Этим студентам свойственно  хорошее душевное и физическое состояние. 33% студентов - сохраняют психический  баланс, но не обладают полной внутренней гармонией. В третьей группе, у  которых много стрессов, переживаний - студентов не оказалось.

Для самооценки социального  здоровья мы применили методику «Конфликтность», разработанную С. Степановым. Были получены следующие результаты: 87 % студентов - тактичны, миролюбивы. Избегают критических  ситуаций дома и на учёбе, уходят от споров и конфликтов. 13 % студентов  попали в группу, характеризующиеся  как конфликтные, хотя и твердо могут  отстаивать свое мнение, не думая о  последствиях, но при этом не выходят  за рамки корректности, не унижают, не оскорбляют. В третьей группе, которая характеризовалась как  конфликтные, грубые, несдержанные, студентов не оказалось.

Применяя эти же методики, мы протестировали студентов пятого курса. Выборку составили также 30 человек. По методике «Душевное равновесие»  для самооценки психического здоровья мы получили следующие результаты: 30 % студентов попали в первую группу, т.е. это спокойные, уравновешенные, обладающие внутренней гармонией. 70 % студентов  хотя и сохраняют психический  баланс, но им свойственно то, что  нет полной внутренней гармонии. В  третьей группе, которая характеризовалась, как конфликтные, грубые, несдержанные - студентов не оказалось.

Оценивая социальное здоровье по методике «Конфликтность», мы получили следующие результаты: 75 % выпускников  тактичны, миролюбивы, избегают критических  ситуаций, уходят от конфликтов и споров; 25 % студентов характеризуются как  люди конфликтные, хотя это бывает, когда нет иного выхода. Эта  группа твердо отстаивает свое мнение, при этом не выходят за рамки корректности.

Таким образом, категория  «психологическое здоровье» фиксирует  антропоцентрический эталон здоровья, определяет направленность здоровья, определяет направленность развития и  характер актуализации собственно человеческого  в человеке; психологическое здоровье - это состояние, характеризующее  процесс и результат нормального  развития субъективной реальности в  пределах индивидуальной жизни. Индивидуальная норма психологического здоровья есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития. 

В идеале психологическое  здоровье  (т.е. единство, полнота  и цельность) жизнеспособность и  человечность индивида; в основе нарушений  психологического здоровья - недоразвитие или дисгармоничное развитие субъективной реальности, которые есть тенденции  к частичности бытия человека; образование, выделяющее в качестве приоритета развитие ребёнка как  человека, является оптимальной формой обеспечения психологического здоровья детей.

Как уже отмечалось, здоровье человека определяется несколькими  составляющими. Одними из очень важных являются состояние нервной системы  и характер процессов, протекающих в ней. Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называется центральной, или мозгом. Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя с сигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.

Психика – это свойство мозга воспринимать и оценивать  окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ  мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).

По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике  можно выделить два компонента, в  какой-то степени самостоятельных  и вместе с тем тесно взаимосвязанных, – сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание – высшая форма отражательной  способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

Значительный удельный вес  в психике человека составляет форма  бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные  автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция. Как правило, любой психический  акт начинается как бессознательный  и лишь, потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, «смутные» ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).

Психика проявляет себя в  форме психических процессов, или  функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и  чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.

Информация о работе Биохимические основы функционирования здорового образа организма