Анализ методов и способов общедисциплинарной дрессировки собак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Пастушьи собаки стерегут скот, подгоняют отставших и разыскивают потерявшихся животных, охраняют стада от хищников. Караульные собаки незаменимы при охране различных объектов и сооружений. На северных территориях надежным, а зачастую и единственным транспортом являются упряжки ездовых собак. Собаки розыскной и сторожевой службы помогают обнаружить и задержать различных преступников. Но использовать собаку для выполнения той или иной роли можно только после соответствующей дрессировки. Поэтому целью работы является изучение методов и способов общедисциплинарной дрессировки собак.

Содержание работы

Введение
1. Оборудование места для отработки приемов, требования, предъявляемые к организации занятий
1.1 Дрессировка собак. Основные положения
1.2 Снаряжение для отработки приемов дрессировки
1.3 Основные требования, предъявляемые к занятиям
2. Методика и способы подготовки собак по приемам общедисциплинарного циклу
2.1 Приемы дрессировки
2.2 Установление правильного взаимоотношения дрессировщика с собакой
2.3 Приучение к кличке, ошейнику и поводку
2.4 Подход собаки к дрессировщику
2.5 Посадка собаки
2.6 Движение рядом с дрессировщиком
2.7 Переход в свободное положение
2.8 Укладка собаки
2.9 Стойка на месте
2.10 Возвращение на место
2.11 Подача брошенного предмета
2.12 Прекращение нежелательных действий
2.13 Преодоление препятствий
2.14 Безразличие к найденному корму
3. Нормативы испытаний по программе дрессировки «Общий курс дрессировки собак»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа методика.docx

— 62.15 Кб (Скачать файл)

Окончательное закрепление  указанного навыка производится с помощью  упражнений, во время которых положение  «стоять» отрабатывается в комплексе  с приемами посадки и укладки. При этом необходимо добиваться от собаки четкой дифференцировки команд «Стоять», «Сидеть» и «Лежать», а  также соответствующих жестов.

Основными ошибками, возможными при проработке этого приема, являются:

1) чрезмерное давление  рукой на живот собаки или  удар по животу, вызывающие боязнь  руки дрессировщика; 

2) сильный рывок поводком, заставляющий собаку не только  вставать, но и сходить с места  и затрудняющий отработку выдержки;

3) частые подзывы собаки  из положения «стоять», ведущие  к слабой выдержке.

2.10 Возвращение на место

По команде «Место»  и направляющему жесту (вытягивание  правой руки вперед, в направлении  того места, на которое должна пойти  собака) собака должна быстро возвратиться на место, обозначенное каким-либо предметом, лечь около него и сохранять это  положение до последующей команды.

Положив в определенном месте  какой-либо предмет, хорошо известный  собаке (перчатку, или подстилку, на которой обычно отдыхает собака), дрессировщик подводит ее к положенному предмету и, подавая команды («Место», «Лежать»), побуждает ее лечь возле предмета, подкрепляя действия животного лакомством. Затем он отходит на небольшое (3—5 м) расстояние и подзывает собаку. После незначительной выдержки собаки у ноги дрессировщик берет в правую руку лакомство. В дальнейшем, повторив несколько раз команду «Место»  и привлекая собаку лакомством, отводит  ее на место, укладывает и поощряет. После нескольких упражнений дрессировщик, подавая команду «Место», сам  старается отстать от собаки, заставляя  ее вернуться на место по команде. Правильное действие собаки поощряется. Расстояние до места посыла следует  постепенно увеличивать до 15 м и  более.

На последующих занятиях по отработке этого навыка следует  чередовать посыл собаки на место  с подзывом, повторяя это не более  трех-четырех раз в течение  одного занятия. Со временем занятия  усложняют — увеличивают время  выдержки на месте, сначала в присутствии  дрессировщика, а затем в его  отсутствие. Выдержку в отсутствие дрессировщика отрабатывают следующим  образом. Уложив собаку у предмета, дрессировщик отходит за укрытие. При  ее попытках сорвать выдержку подается команда «Место» в угрожающей интонации.

Основными ошибками при проработке этого приема являются:

1) неправильная и далекая  укладка собаки от предмета;

2) подкрепление лакомством  каждого подзыва собаки с места,  ведущее к тому, что собака  вяло отходит от дрессировщика  и очень медленно возвращается  на место; 

3) возвращение животного  на одно и то же место,  в результате чего собака не  реагирует на расположение предмета;

4) использование аппортировочного предмета в качестве предмета для обозначения места, приводящее к тому, что собака стремится взять и принести предмет.

2.11 Подача брошенного  предмета.

По команде «Аппорт» или жесту (жест правой руки в направлении предмета) собака должна быстро принести брошенный предмет и сесть около левой ноги дрессировщика, не бросая предмет до команды «Дай».

Приучать собаку к подаче предмета следует начинать в щенячьем возрасте, в процессе игры. Взмахивая  аппортировочным предметом перед мордой щенка, дрессировщик как бы вовлекает его в игру. Одновременно с этим он произносит команду «Аппорт». Как только щенок схватит предмет, нужно слегка тянуть его к себе; это заставит щенка крепко держать аппорт. Убедившись в том, что щенок держит предмет достаточно крепко, нужно отпустить предмет и после небольшой выдержки, подав команду «Дай», взять его у щенка.

Для того чтобы щенок легко  отдал предмет, следует, произнося  команду «Дай», предложить ему лакомство. Увидев лакомство в руках дрессировщика, щенок сразу отдает предмет. Постепенно нужно увеличивать выдержку —  заставлять щенка дольше держать  предмет в пасти; рекомендуется  также позволять щенку держать  аппорт во время отхода от дрессировщика, при движении рядом с ним и при подходе.

Следует также приучить щенка  брать предметы с земли. Для этого  дрессировщик, бросает его на землю, произнося команду «Аппорт». Лакомство нужно давать только после взятия предмета из пасти щенка по команде «Дай».

Взрослую собаку можно  приучать к подаче брошенного предмета двумя способами. Первый из них аналогичен способу, по которому приучают щенка. Двигая предмет перед собакой, дрессировщик побуждает ее схватить предмет. Одновременно произносится команда «Аппорт». После небольшой выдержки, по команде «Дай» дрессировщик берет у собаки предмет и поощряет ее. В дальнейшем следует заставлять собаку поднимать предмет с земли.

Второй способ приучения  собаки основан на том, что дрессировщик насильственно открывает пасть  собаки и вкладывает предмет, придерживая  рукой нижнюю челюсть. Одновременно он подает команду «Аппорт», повторяя ее два три раза и поощряя собаку восклицанием «Хорошо». Через 5—10 сек. он произносит команду «Дай» и берет у собаки предмет, поощряя ее лакомством.

Добившись того, что собака хватает предмет по команде «Аппорт» из рук дрессировщика или с земли, нужно усложнять занятия. Прежде всего рекомендуется приучить собаку подносить предмет с различных расстояний. Затем нужно не брать у собаки принесенный предмет, а заставлять ее подносить его с обходом дрессировщика и посадкой у левой ноги. Как только собака начнет по команде быстро и безотказно подносить предмет, нужно отработать у нее выдержку в положении посадки перед посылом за предметом.

Основные ошибки при отработке  аппортировки:

1) предоставление собаке  возможности играть с подносимым  предметом; 

2) поспешный переход к  приучению подавать вещь с  расстояния;

3) наличие лакомства в  руках дрессировщика при подносе  предмета, приводящее к тому, что  собака преждевременно выбрасывает  вещь из пасти.

 

2.12 Прекращение нежелательных  действий.

Этот прием вырабатывает у собаки стойкий условный рефлекс  на прекращение или предупреждение нежелательных для дрессировщика  действий по его команде «Фу», используемой в угрожающей интонации.

Использовать команду  «Фу» нужно только при необходимости. Для отработки этого навыка следует  выбирать такое место, где имеются  отвлекающие раздражители. Придя  на место занятия, дрессировщик не спускает собаку с поводка и, подав команду  «Гуляй», свободно двигается с собакой, постепенно приближаясь к посторонним  отвлекающим раздражителям. Как  только собака, привлеченная каким-либо раздражителем, попытается совершить  нежелательное действие, дрессировщик подает команду «Фу», сопровождаемую сильным рывком поводка. Это прекращает нежелательное действие собаки. После  небольшой выдержки дрессировщик вновь  подает команду «Гуляй» и предоставляет  собаке возможность совершить нежелательное  действие, предупреждая его выполнение запрещающей командой «Фу». Такие  упражнения можно повторять на одном  занятии не более трех-четырех  раз.

Как только у собаки установится  условный рефлекс на команду «Фу», рекомендуется переходить к усложнению данного приема. Для этого занятия  переносятся в места, отличающиеся наличием большого количества разнообразных отвлекающих раздражителей. Собака вначале находится на длинном поводке, а затем без поводка.

Основные ошибки:

1) чрезмерно частое подкрепление  команды «Фу» сильными болевыми  раздражителями;

2) частое употребление  команды «Фу», ослабляющее силу  действия этой команды на собаку;

3) неуместное использование  команды «Фу» взамен какой-либо  основной команды.

2.13 Преодоление препятствий

Первоначальное приучение  собаки к преодолению препятствий  проводится на специально приспособленных  снарядах (барьер, бум, лестница, канава). Для преодоления препятствий, требующих  прыжков используется команда «Барьер»; для преодолений препятствий  путем лазания или перехода —  команда «Вперед».

Приучая собаку к преодолению  препятствий, нужно придерживаться следующих правил:

1) начинать с наиболее  легких упражнений;

2) не проводить занятия  сразу после кормления собак;

3) усложнять упражнения  постепенно с учетом физического  состояния собаки.

Приучение собаки к преодолению  барьера, бума и лестницы проводится одновременно в различной последовательности.

Для первоначального приучения  используется барьер высотой от 30 см до 1 м. Держа собаку на поводке, дрессировщик быстро подходит или бежит с ней  к барьеру и, произнося перед  препятствием команду «Барьер», прыгает  через него, увлекая за собой собаку. После прыжка собаку поощряют лакомством, оглаживанием и восклицанием «Хорошо». Так повторяется три-четыре раза.

На последующих занятиях дрессировщик подбегает с собакой  к барьеру и побуждает ее к  прыжку командой «Барьер», но сам не прыгает. Остановившись перед препятствием, он предоставляет собаке возможность  совершить прыжок. В момент прыжка собаки дрессировщик быстро переходит на другую сторону барьера и там поощряет собаку.

Добившись того, что собака начнет прыгать через барьер только по одной команде, нужно переходить к усложнениям: увеличении высоты барьера  и приучении собаки захватываться  передними лапами за верхнюю доску  и, подтягиваясь, перепрыгивать через  преграду.

Если необходимо, дрессировщик поддерживает собаку в момент прыжка. После этого быстро перебегает на противоположную сторону барьера  и поощряет собаку.

Приучение к прыжкам через  канаву производится аналогично описанному.

Основные возможные ошибки:

1) увеличение высоты барьера  без учета физических возможностей  собаки;

2) злоупотребление количеством  прыжков, вызывающее перенапряжение  собаки.

По команде «Вперед» собака должна переходить через бум (бревно), двигаясь впереди дрессировщика  на расстоянии одного метра. Дрессировщик, держа собаку у левой ноги, подходит к буму. Взяв ее за поводок около  ошейника и подавая команду «Вперед», он побуждает собаку взойти по доске  откоса на бум.

После этого дрессировщик вновь подает команду «Вперед» и  подтягиванием поводка, а также  своим движением рядом с собакой  побуждает ее двигаться по буму. Если собака теряет равновесие, нужно  поддержать ее левой рукой под  живот и ободрить.

При попытках собаки спрыгнуть  с бума дрессировщик подает команду  «Вперед» в угрожающей интонации  и рывками поводка принуждает ее продолжить движение.

После того как собака начнет проходить через бум лишь по одной  команде «Вперед», упражнения усложняются: собаку приучают к движению без поводка, отрабатывается замедленный темп перехода через бум при движении дрессировщика  позади собаки.

Окончательное закрепление  этого навыка производится путем  упражнений в различных условиях (переход собаки по бревну или доске, переброшенной, через канавы). В этом случае собака по команде «Вперед» и жесту идет впереди дрессировщика.

Основные ошибки:

1) применение сильных  рывков поводка с целью заставить  собаку идти на бум; 

2) недостаточный контроль  за собакой, в результате чего  она многократно спрыгивает с  бума.

По команде «Вперед» собака должна подняться до площадки и после  выдержки спуститься с лестницы по подзыву дрессировщика. Для выработки  у собаки этого навыка следует  вначале использовать лестницу с  широкими ступенями. Держа собаку на коротком поводке, дрессировщик подходит к лестнице и, подавая команду  «Вперед», поднимается по ней вместе с собакой, поощряя ее.

Как только собака будет  по команде «Вперед» свободно всходить по обычной лестнице, занятия нужно  перенести на специальную учебную  лестницу.

При первоначальной дрессировке  собаку следует держать на коротком поводке, который затем заменяется длинным. На первых занятиях дрессировщик должен подниматься и спускаться с лестницы вместе с собакой. Подойдя  к лестнице с отлогими широкими ступенями, он подает команду «Вперед» и, держа  собаку правой рукой за поводок у  ошейника, медленно поднимается с  ней по лестнице. Иногда необходимо помогать собаке — переставлять ее лапы со ступеньки на ступеньку. После  небольшой выдержки можно начать спуск. Во время приучения собаки к спуску дрессировщик должен находиться немного впереди нее. В дальнейшем собаку можно пускать без поводка.

Основные ошибки:

1) использование при первоначальной  дрессировке лестницы, имеющей узкие  ступени, с большими промежутками  между ними;

2) несвоевременное предупреждение  падения собаки;

3) пуск собаки на лестницу  без отработки необходимой выдержки  на площадке лестницы;

4) пуск собаки по лестнице  с волочащимся поводком, затрудняющим  ее движение.

По команде «Вперед» собака должна свободно входить в воду и  плыть в указанном направлении. Приступая к проработке этого  приема, прежде всего нужно приучить собаку к тому, чтобы она не боялась воды. Поэтому начинать занятия следует в теплые дни.

Находясь в воде и подзывая к себе собаку, дрессировщик показывает лакомство, которым поощряет ее в  тот момент, когда она входит в  воду. Если собака отказывается идти в  воду, нужно взять ее на руки, занести  в воду и поставить недалеко от берега. После этого нужно стараться  отвести собаку поглубже. Если, попав  на глубокое место, собака, пытаясь  удержаться на воде, начнет бить передними  лапами, следует придерживать ее под  живот, подавая команду «Вперед».

Основные ошибки при проработке этого приема:

1) бросание собаки в  воду, вызывающее «боязнь воды»; 

2) приучение к плаванию  сразу на глубоком месте в  быстро текущей воде, приводящее  иногда к гибели животного.

Информация о работе Анализ методов и способов общедисциплинарной дрессировки собак