Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания. Наука, религия и искусство как способы познания мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Содержание работы

1.Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания.
Введение.
1.1.Научное познание и его особенности.
1.2. Классификация методов научного познания.
1.3.Общенаучные методы познания.
1.4.Эмпирические методы.
1.5.Теоретические методы.
1.6.Исторический и логический методы.
1.7.Конкретно научные методы.
2. Наука, религия и искусство как способы познания мира.

Введение

2.1.Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур.
2.2.Три способа познания
2.3.Искусство и религия как способ познания мира.

Файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Идеализация. Этот метод основан на универсальном мыслительном приеме, применяемом в любом познавательном процессе — абстрагировании (лат. – отвлечение), которое представляет собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракции — понятия, категории, содержанием которых являются существенные свойства и связи явлений. 
В процессе последовательного абстрагирования образуются абстракции все более высокой степени общности (планета Земля — планета Солнечной системы — планета — небесное тело — тело). Такое абстрагирование называется многоступенчатым. Видом абстрагирования является идеализация, сущность которой состоит в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов, т.е. объектов, которые не существуют и не могут существовать в действительности, но изучение которых позволяет значительно упростить сложные системы, выделить свойства объектов в их «чистом» виде и благодаря этому установить существенные связи, не заслоненные побочными обстоятельствами. Таковы, например, плоскость, линия, точка, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.п. Сконструировать идеальный объект — значит мысленно исключить некоторые реальные его свойства. Так, исключая толщину реального объекта, получают плоскость, исключая ширину, получают линию и, наконец, исключая длину, получают точку. Располагая реальные тела соответственно увеличению их твердости и мысленно продолжая этот ряд, образуют понятие абсолютно твердого тела, переходя таким образом к предельному случаю развитии этого свойства. 
Метод идеализации находит широкое применение в научном познании. Он позволяет переходить от эмпирических законов к теоретическим, формулировать их на языке науки. В современной науке все более широкое применение находит формализация - метод изучения некоторых областей знания в формализованных системах с помощью искусственных языков. Таковы, например, формализованные языки химии, математики, логики.

Таким образом, абстрактное — это неполное, одностороннее  знание об объекте, выраженное в категориях; конкретное — знание всестороннее и полное, отражающее объект во всей совокупности его сторон и связей.

 

Восхождение от абстрактного к конкретному. Выше уже говорилось о значимости процедуры абстрагирования для осуществления процесса познания. Способность человеческого мышления абстрагироваться от целостного (конкретного) восприятия является предпосылкой формирования знания о существенных связях, отношениях и сторонах изучаемого факта. Но процедура абстрагирования имеет максимальную значимость лишь в том случае, если полученные в результате первичного анализа абстракции впоследствии будут синтезированы в целостность (познанную, с выявленной структурой и функциями, с определенным содержанием и формой и т. д.).

Выделяя в научном  исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обусловливает и обосновывает применяемые при этом методы.

6.Исторический и логический методы. 
           Любой объект имеет свою историю и логику. История объекта — это реальный процесс его возникновения, изменения, развития. Логика объекта — объективная закономерность, основная тенденция этого процесса. В этом смысле употребляются понятия «логика событий», «логика вещей», «логика общественного развития» и т.п.  
История и логика объекта обусловливают исторический и логический методы познания.

            Исторический метод воспроизводит историю объекта во всех подробностях, с присущими ей зигзагами, скачками и случайностями. Он находит широкое применение в исторических науках, где существенное, значение имеет изучение конкретных событий, особенностей развития народов, характеров и деятельности отдельных личностей. К таким наукам относятся, например, история отдельной страны, история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений.

Логический метод воспроизводит историю объекта в главном, основном, существенном, исключая события и факты, вызванные случайными обстоятельствами. История предстает в «выправленном», обобщенном виде, что позволяет выявить законность исторического процесса, его логику. Логический метод применяется в теоретических науках: теории государства и права, экономической теории и др. Вместе с тем, несмотря на различие этих методов, их относительную самостоятельность, ни один из них не применяется в «чистом» виде. Исследуя историю объекта, нельзя игнорировать его логику; это ведет к описанию фактов без их объяснения, выявления закономерных связей и обусловливающих их причин. Исторический метод предполагает логический анализ исторического материала. С другой стороны, логическая реконструкция истории объекта должна опираться на реальный исторический процесс, на конкретные факты; в противном случае неизбежно абстрактное, оторванное от действительности теоретизирование. В процессе познания оба метода применяются, как правило, в единстве, обусловленном единством исторического и логического в реальном историческом процессе.

 

7.Конкретно научные методы

К конкретно- научным методам научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований, какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Конкретное – результат научного исследования, отражает объективной действительности в системе понятий и категорий, теоретически осмысленное единство многообразного в объекте исследования. Методом теоретического познания объекта как целого является восхождение от абстрактного к конкретному.  
Каждая конкретная наука имеет свои специфические методы исследования. Например, в химии конкретно научным методом является спектральный анализ, в биологии электронный микроскоп, а в социологии – анкетирование, наблюдение, эксперимент, интервьюирование и т.п.  
Интервьюирование - это способ проведения социологических опросов, как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на 2 вида: стандартизованные (формализованные) и свободные. 

Анкетирование - это техническое средство конкретного социального составление, исследования, изучение анкет, распространение. Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучении общественного мнения 
Конкретно научные методы могут действовать за пределами той отрасли, где они возникли. Например, методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию геофизики, астрофизики, кристаллофизики и т.д. 
Конкретно научные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В конкретно научных методах, могут присутствовать измерения, наблюдения, дедуктивные или индуктивные умозаключения и т.д. Характер их сочетания, и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, конкретно научные методы не оторваны от общенаучных, они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов, для изучения конкретной области объективного мира.

Таким образом, в научном познании функционирует  сложная,  динамичная, целостная, субординированная  система многообразных методов  разных  уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

 

 

 

 

 

 

2. Наука, религия и искусство как способы познания мира.

 

Введение

 

Функция познания мира, основная для науки, свойственна  также и искусству, но направлена она преимущественно на познание духовного мира. Однако искусство выполняет и множество других, разительно отличающихся между собой функций. Они являются следствием одной “суперфункции” или “метафункции”, носящей более абстрактный характер и определяющей основное назначение искусства как метода: утверждение интуитивного суждения в противовес логике. Это необходимо человечеству, ибо только совместное использование обоих методов может обеспечить полноту познания и выбор решения в необозримом множестве проблем во всех сферах человеческой деятельности, от личных бытовых до широкомасштабных, “стратегических”, общесоциальных. Противопоставление науки и искусства имеет чисто психологическую природу. В действительности они взаимодополняют друг друга и их сосуществование естественно. Сложнее вопрос о взаимоотношениях науки и искусства с религией. Сначала мы остановимся на истории этих взаимоотношений.

 

 Во все  времена религия в своей практике  использовала все виды искусства  – музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию, ораторское искусство и литературу (притчи). Направленная на внушение людским массам идей определённой системы, что предполагало установление общего языка, она неизбежно в своих основополагающих священных книгах отражала научное знание, накопленный опыт и мудрость человечества.

 

 Искусство,  например, музыка, существовало всегда  и вне церкви как фольклор, а примерно с XII века историки  музыки прослеживают и то, чему  было дано название “третий  пласт” – светское, бытовое искусство,  от трубадуров, карнавальной музыки и т.п. до современной оперетты и рока. Однако церковь растила, формировала и использовала музыку высокого духовного плана, в которой развивалась и форма, техника искусства и его высокие художественные нормы.

 

 Искусство  неоценимо важно в религиозном ритуале, так как оно обладает удивительной способностью укреплять восприятие интуитивных (в том числе мистических) идей, эмоций, мироощущений, доводя людей до экстаза, катарсиса. Синкретическое искусство ритуала, совокупное действие различных его видов является особым дополнительным фактором.

 

 Однако с  Возрождения начинается новый  этап. Наряду с остающимся в церкви, возникает и начинает быстро развиваться, тоже серьёзное и высокодуховное, но внерелигиозное искусство. Если Бах писал светские произведения ещё наряду с произведениями для церкви, то уже в XVII и XIX веках сформировалась вполне самостоятельная оперная, а также симфоническая и вообще инструментальная внецерковная музыка высокого плана. Исследователи чётко показывают, что она “вышла из Храма”, но развивалась уже вне религии.

 

 Тот же  процесс в живописи можно проиллюстрировать  одним из остроумных футурологических  рассказов блестящего физика  середины XX века Сцилларда. В нём  он рассказывает, как после всемирной  ядерной войны и гибели человечества на Землю прилетают инопланетяне и стараются восстановить её историю. Исследуя картинные галереи, они приходят к выводу, что сначала Землю населяли человекоподобные существа в белых одеждах и с белыми крыльями, а также черные с рогами и хвостами, но потом они вымерли и остались обычные люди.

 

 Совершенно  ясно, что сосуществование и взаимопроникновение  светского искусства и религии  в условиях свободы религий  и атеизма вполне возможны.

 

 Сложнее  было с наукой. Её развитие  вступило в противоречие с представлениями о структуре мира, закреплённых в древних основополагающих религиозных книгах, если эти представления принимать в буквальном смысле, а не символически. Столкновение было неизбежно, поскольку знание развивается и обогащается не только количественно, но и качественно, принципиально, иногда изменяя самые его основы.

 

 Возникшее  противостояние в эпоху Возрождения  привело к реакции консервативной  церкви, которую в наиболее жестокой  форме, в инквизиции, можно охарактеризовать  словами “шаг влево, шаг вправо – считаю еретиком”. В сочетании с коренными социальными преобразованиями той эпохи прежняя канонизированная религия, которая в предшествующем веке была, естественно, органически обязательной для каждого, породила новые её формы (протестантизм и т.п.), а сама религиозность стала ослабевать и терять своих приверженцев. Быстрое развитие науки привело к тому, что к началу ХХ века в образованной среде религия для очень многих либо модифицировалась в привычный обычай с вялым признанием существования некой неопределенной, но всеохватывающей силы, высшего духа, либо вообще потеряла значение. Особенно силен был этот неагрессивный атеизм российской интеллигенции среди тех, кто занимался естественными науками. Наряду с этим многие глубокие мыслители искали новые пути для религиозной (христианской) идеологии, совместимые с психологией новой эпохи в развитии человечества.

Более общим  термином, заменяющим термины «исследование», «изучение»

является термин «освоение действительности». Имеется  в виду включение какого-либо явления, предмета, объекта, опыта в обычную, повседневную практику человека и человечества. Например, специалист по черно-белой фотографии, или художник по тканям тѐмных оттенков может различить до нескольких сотен оттенков серого. Это происходит потому, что они профессионально и каждодневно работают с этими оттенками. Иными словами, эти оттенки включены в сферу каждодневной практической деятельности этих

специалистов.

Известно, что  древние греки имели одно слово  для двух различных цветов –

синего и  зелѐного. Скорее всего, это происходило потому, что долгое время не было необходимости специально выделять эти цвета. В некоторых современных языках сохраняется такая же ситуация. Например, в современном японском языке существует слово, которое читается [аой]: , одновременно обозначающее и голубой, и зелѐный цвет. Очевидно, что японцы отличали и отличают эти два цвета, но и в современном японском:

– [ао дзора] значит голубое небо, а

– [ао куса] –  зелѐная трава.

Можно предположить, что и на японских островах долгое время не было

практической  необходимости различать эти  цвета. Видимо каждодневная практическая деятельность была такова, что не было необходимости различать траву на фоне неба. Другими словами можно сказать, что не было повода «умножать сущности без необходимости» – специально выделять эти два цвета в языке.

Освоение действительности человеком – это более общий термин чем исследование, изучение, работа, описание. Он означает включение некого предмета или явления в человеческую практику. Только после этого данный предмет или явление начинают существовать для культуры данного человека или сообщества.

Информация о работе Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания. Наука, религия и искусство как способы познания мира