Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания. Наука, религия и искусство как способы познания мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Содержание работы

1.Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания.
Введение.
1.1.Научное познание и его особенности.
1.2. Классификация методов научного познания.
1.3.Общенаучные методы познания.
1.4.Эмпирические методы.
1.5.Теоретические методы.
1.6.Исторический и логический методы.
1.7.Конкретно научные методы.
2. Наука, религия и искусство как способы познания мира.

Введение

2.1.Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур.
2.2.Три способа познания
2.3.Искусство и религия как способ познания мира.

Файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего  профессионального образования

«Новгородский государственный  университет 

имени Ярослава Мудрого»


Кафедра педагогики и  методики начального образования

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету:

 

Концепция современного естествознания.

 

 

Тема:

 

Всеобщие, общенаучные  и конкретно-научные методы познания.

 

Наука, религия  и искусство как способы познания мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания.

       Введение.

1.1.Научное познание и его особенности.

1.2. Классификация методов научного познания.

1.3.Общенаучные методы познания.

1.4.Эмпирические методы.

1.5.Теоретические методы.

1.6.Исторический и логический методы.

1.7.Конкретно научные методы.

2. Наука, религия  и искусство как способы познания  мира.

 

Введение

 

2.1.Взаимосвязь  естественнонаучной и гуманитарной  культур.

2.2.Три способа познания 

2.3.Искусство и религия как  способ познания мира.

 

 

 

 

 

 

“Если бы кто-то выяснял природу качества

или способности, которая ближе всего  к жизни,

то он, в конце концов, пришел бы к знанию.

 Жизнь  может знать. 

Все остальное — методы или системы  знания.”

(Д.  Х. Стивенс)

Введение

            Современная наука развивается очень  быстрыми  темпами,  в  настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около  90  %  всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За какие- то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество  сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90  % всех  научно-технических достижений  были  сделаны в наше  время).  Весь окружающий нас мир показывает,  какого  прогресса достигло  человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к  постиндустриальному  обществу,  повсеместному  внедрению  информационных технологий, появления «новой экономики», для которой  не  действуют  законы классической экономической теории, начала переноса  знаний  человечества  в электронную форму, столь удобную для  хранения,  систематизации,  поиска  и обработки, и мн.др.

             Все это убедительно  доказывает,  что  основная  форма  человеческого  познания – наука  в наши  дни становиться  все  более  и  более  значимой  и существенной частью реальности.

Однако наука  не была бы столь продуктивной, если бы  не  имела  столь присущую ей развитую систему методов,  принципов  и  императивов  познания. Именно правильно выбранный  метод наряду с талантом  ученого  помогает  ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать  законы и закономерности.  Количество  методов,  которые  разрабатывает  наука  для познания действительности, постоянно увеличивается.  Точное  их  количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в  мире  существует  около  15000  наук  и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Вместе с  тем все  эти  методы  находятся  в  диалектической  связи  с  общенаучными методами, которые  они,  как  правило,  содержат  в  различных сочетаниях  и  с  всеобщим,  диалектическим  методом.  Это  обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность  наличия  философских знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее  общих закономерностях бытия и развития мира»  занимается  изучением  тенденций  и путей развития научного познания, его структуры  и   методов  исследования, рассматривая их через  призму  своих  категорий,  законов  и  принципов.   Вдобавок ко всему философия  наделяет  ученого  тем  всеобщим  методом,  без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.

 

1.Научное познание и его особенности.

Познание –  это специфический вид деятельности  человека,  направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание  –  это, обусловленный,  прежде  всего общественно-исторической  практикой,   процесс приобретения и развития знания, его постоянное  углубление,  расширение,  и совершенствование».

Человек  постигает  окружающий  его  мир,  овладевает  им различными способами, среди которых можно выделить два  основных.  Первый  (генетически исходный) – материально-технический — производство средств  к  жизни,  труд, практика. Второй – духовный (идеальный), в  рамках  которого  познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других.  В свою  очередь процесс познания и получаемые в нем знания  в ходе  исторического развития практики и самого  познания  все более дифференцируется  и воплощается  в различных своих формах.

Каждой форме  общественного  сознания:  науке,  философии,  мифологии, политике,  религии  и  т.д.  соответствуют  специфические  формы   познания. Обычно  выделяют  следующие  из  них:  обыденное,  игровое,  мифологическое, художественно-образное,  философское,  религиозное,   личностное,   научное. Последние, хотя и связаны, но не тождественны  одна  другой,  каждая  из  них имеет свою специфику.

Не будем  останавливаться на  рассмотрении  каждой  из  форм  познания. Предметом нашего исследования является научное  познание.  В  связи  с  этим целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего.

Основными  особенностями  научного познания являются:

1. Основная задача  научного знания — обнаружение  объективных  законов действительности —  природных,  социальных  (общественных),  законов  самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным  образом  на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики  и  их выражение в системе абстракций. «Сущность научного  познания  заключается в достоверном обобщении фактов,  в том,  что за  случайным   оно   находит необходимое,  закономерное,  за  единичным – общее и   на   этой   основе осуществляет предвидение различных явлений и событий». Научное  познание стремиться вскрыть необходимые, объективные  связи,  которые  фиксируются  в качестве объективных законов. Если этого нет,  то  нет  и  науки,  ибо  само понятие научности  предполагает  открытие  законов,  углубление  в  сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная  цель  и  высшая  ценность  научного   познания – объективная  истина, постигаемая преимущественно  рациональными  средствами  и  методами,  но,  разумеется,  не  без  участия  живого   созерцания.   Отсюда характерная   черта  научного  познания  —   объективность,   устранение   по возможности субъективистских  моментов  во  многих  случаях  для  реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Ещё  Эйнштейн  писал:  «То,  что  мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей  твердо  установить  то что есть». Её задача – дать  истинное  отражение  процессов,  объективную картину того, что есть. Вместе с тем  надо  иметь  в  виду,  что  активность субъекта — важнейшее условие  и  предпосылка  научного  познания.  Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения  к  действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.

3. Наука в  большей мере, чем другие формы   познания  ориентирована  на  то, чтобы быть воплощенной в  практике, быть «руководством  к действию» по изменению окружающей действительности и управлению  реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть  выражен формулой:  «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не  только  в настоящем,  но  и в будущем.  Весь  прогресс  научного  знания  связан  с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать  процессы  и управлять ими.  Научное   знание открывает возможность не только предвидения будущего,  но  и  сознательного его формирования. «Ориентация науки на  изучение  объектов,  которые  могут быть включены  в  деятельность  (либо  актуально,  либо  потенциально,  как возможные  объекты  ее  будущего   освоения),   и   их   исследование   как подчиняющихся объективным законам функционирования  и  развития  составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность  отличает его от других форм познавательной деятельности человека».

Существенной  особенностью современной науки является то, что она стала такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства  наука превращается в  его  мать.  Многие  современные  производственные  процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает запросы производства,  но  и  все  чаще  выступает  в  качестве предпосылки  технической   революции.   Великие   открытия   за   последние десятилетия  в  ведущих  областях  знания  привели   к   научно-технической революции, охватившей  все  элементы  процесса  производства:  всесторонняя автоматизация  и  механизация,  освоение  новых  видов  энергии,  сырья   и материалов,  проникновение  в  микромир  и  в  космос.  В  итоге  сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.

4. Научное   познание   в   гносеологическом   плане   есть   сложный противоречивый  процесс   воспроизводства   знаний,   образующих   целостную  развивающуюся систему понятий,  теорий, гипотез, законов и   других  идеальных форм, закрепленных в языке — естественном  или  —  что  более  характерно  — искусственном  (математическая  символика,  химические  формулы  и    т.п.). Научное  знание  не  просто   фиксирует   свои   элементы,   но   непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует  их  в  соответствии со своими нормами и принципами.  В  развитии  научного  познания  чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят  к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды,  на  протяжении которых знания  углубляются   и   детализируются.    Процесс   непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала  — важный  показатель научности.

5. В  процессе  научного  познания  применяются   такие  специфические материальные  средства  как  приборы,  инструменты,  другое  так  называемое «научное   оборудование»,   зачастую   очень   сложное    и    дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы,  ракетно-космнческая  техника  и  т.  д.). Кроме того,  для  науки  в  большей  мере,  чем  для  других  форм  познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя  таких идеальных  (духовных)   средств   и   методов,   как   современная   логика, математические  методы,  диалектика,  системный,  гипотетико-дедуктивный   и другие общенаучные приемы и методы.

6. Научному познанию  присущи: строгая  доказательность,  обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе  с  тем  здесь  немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п.  Вот  почему тут   важнейшее   значение    имеет    логико-методологическая    подготовка исследователей,  их  философская  культура,   постоянное   совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

2. Классификация методов научного познания.

Методы научного познания принято подразделять по степени  их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Рассмотрим  “Знать” как процесс (Процесс  — последовательная смена состояний  объекта во времени.). “Знать” – рассмотренное как процесс, обозначается термином “познание”.

Познание – способ отражения объективной реальности (получения знания), возникший с возникновением жизни и непрерывно развивающийся от примитивного чувственного восприятия к абстрактному мышлению.

Чувственное восприятие (чувственное познание) – составная часть познания, заключающаяся в отражении реальности исходя из ее воздействия на органы чувств.

Ощущение – форма чувственного познания (восприятия) – отражение отдельных свойств объективной реальности непосредственно действующих на органы чувств и возбуждающих нервные центры. Является исходным пунктом любого познания.

Восприятие – базирующийся на ощущениях процесс приема и преобразования информации, создающий целостное отражение образов по некоторым, непосредственно воспринимаемым свойствам.

Все вышеописанные  способы присущи не только человеку, но и животному. Т.е. животное тоже обладает способностью к познанию ( не осознавая  этого), но ограниченной лишь условными  рефлексами, отражающими окружающую действительность с помощью конкретных слуховых, зрительных и других сенсорных сигналов.

Далее идут способы  познания характерные для хомо сапиенс, основанные на развитии второй сигнальной системы *

Представление – воссоздание образа предмета или явления в данный момент не воспринимаемого, но зафиксированного памятью (появление которой обусловлено развитием мозга сверх пределов, необходимых для простой координации функций отдельных органов), а так же (на последнем этапе развития познания), образ, созданный продуктивным воображением, опирающимся на абстрактное мышление (например, визуальное изображение ни разу не виденной солнечной системы из одного лишь рассудочного знания).

Интуиция – высшая форма чувственного познания, являясь инстинктивной формой мышления, не просто отражает непосредственные ощущения подобно восприятию, но и, опираясь на опыт, ассоциативные и индуктивные связи, преобразует их в новое, непосредственно не следующее из ощущений, знание. Служа переходным звеном к абстрактному мышлению, она, по сути, является непосредственным мышлением, оперирующим чувственными образами.

Поскольку все  формы чувственного познания непосредственно  связаны с ощущениями, то дают лишь фрагментарное, полностью субъективное и, от того, зачастую, искаженное отражение действительности (так, человек может чувствовать голод, не испытывая реальной потребности в еде или испытывать страх, не имея на то внешних причин). Более объективное абстрактное мышление призвано внести порядок в хаос ощущений и исключить субъективные искажения.

Информация о работе Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания. Наука, религия и искусство как способы познания мира