Виды избирательных ситстем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избира тельной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Понятие и принципы избирательного права
2. Виды избирательных систем
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

prudnikova_kursovaia_rabota.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Полупропорциональная система. Под  этим названием объединены системы,

которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства  голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства  и меньшинству избирателей. Это  достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое

число кандидатов, которое равно  числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.

Типичным примером такой системы  была действовавшая в Японии до 1993 года система единственного непередаваемого голоса. При этой системе партия в

многомандатном избирательном  округе выдвигает не список кандидатов

, баллотирующийся как единое  целое, а отдельных кандидатов. Избиратель же в этом многомандатном  округе голосует только за одного из кандидатов,

хотя от округа должно быть избрано  несколько или даже много депутатов.

Избранным считается кандидат, собравший  наибольшее число голосов.

Ограниченный вотум требует  от политических партий точного расчета  при

выдвижении их кандидатов. Надо хорошо представлять себе, сколько голосов насчитывает партийный электорат и как они могут распределиться между кандидатами от партии. Ведь если партия выдвинет в избирательном округе слишком много кандидатов, голоса ее электората «распылятся» между ними и вполне может случиться, что ни один не окажется избранным. С другой стороны, если кандидатов будет мало, то они могут получить больше голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего партии не дают,

кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно еще одного или более своих депутатов.

Тот факт, что избиратель, принадлежащий  к большинству, может влиять своим  голосованием на выбор не всех депутатов  от избирательного округа, открывает  возможности для меньшинства провести в представительный орган в этом избирательном округе одного или даже нескольких своих депутатов, либо несколько депутатов пройдут от разных меньшинств. Разумеется, пропорционального представительства здесь, как правило, не получается (большинство обычно бывает непропорционально велико), и потому такие избирательные системы называют полупропорциональными. К этой же группе систем относится и так называемый кумулятивный вотум, применяемый, в частности, на выборах в органы местного самоуправления в Баварии и некоторых других землях Германии.

Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько  голосов, сколько следует избрать  кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей

одинаковое). Он распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их

у него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio – скопление). Как полагают британские исследователи избирательных систем «так же как и ограниченное голосование, кумулятивное голосование способствует обеспечению представительства меньшинства и избранию самых популярных кандидатов,

но его действие весьма неопределенно». Здесь также весьма важен точный

подсчет партиями своего электората и правильное ориентирование его  в

отношении использования голосов.

2.3 Смешанные системы

Смешанная избирательная система  возникает тогда, когда при

выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок выборов Государственной Думы.

Половина состава Государственной  Думы (общий состав 450 депутатов) избирается на основе мажоритарной

системы относительного большинства. Вторая половина депутатов Государственной  Думы избирается на основе пропорционального  представительства по общефедеральному избирательному округу.

По результатам голосования  депутатские мандаты распределяются между общефедеральными списками кандидатов, исходя из следующих правил:

1) подсчитывается сумма голосов,  поданных по общефедеральному  избирательному округу за общефедеральные списки кандидатов тех избирательных объединений, которые оказались допущены к распределению мандатов. Данная сумма делиться на 225 – число депутатских мандатов, которые распределяют по этому округу. Полученный результат – это первое избирательное частное;

2) число действительных голосов,  полученное каждым общефедеральным  списком кандидатов, которые участвовали  в распределении депутатских  мандатов, делится на избирательное  частное. Целая часть полученного  в результате деления числа  есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий общефедеральный список кандидатов;

3) в случае, когда после произведенных  действий в соответствии со  вторым правилом, остаются не  распределенные мандаты, производится  их вторичное

распределение. Не распределенные мандаты передаются по одному тем общефедеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть, т.е. остаток числа, полученного в результате деления. При их равенстве преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов

, за который подано больше  голосов. При равенстве голосов  преимущество отдается тому общефедеральному  списку кандидатов, который зарегистрировался  раньше.

Если общефедеральный список при  регистрации был разбит на региональные группы, то затем производится распределение мандатов внутри списка –

этими группами и кандидатами, не включенными  ни в одну из групп. На первом

этапе такого распределения устанавливается  число кандидатов, не вошедших ни в  одну из региональных групп и не избранных по одномандатным округам. Указанным кандидатам полученные списком мандаты переходят в первую очередь.

Оставшиеся не распределенными  внутри списка мандаты распределяются в

точности по изложенным выше правилам. С той разницей, что в правиле  № 1 делиться общее число голосов, полученных списком, на число оставшихся не распределенными внутри этого списка мандатов. По правилу № 2 на избирательное частное делиться число голосов, поданных за каждую региональную группу в соответствующем субъекте РФ или группе субъектов РФ. Дальнейшее действия аналогичны. Если при этом в одной или нескольких региональных группах не оказалась должного числа кандидатов, то оставшиеся не распределенные мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам.

Заключение

 

Избирательное право - один из важнейших институтов современного конституционного права, реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития и укрепления демократических элементов в жизни общества.

Опыт проведения президентских  и парламентских избирательных кампаний определил необходимость политики правового реформирования российской избирательной системы на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Причин тому несколько: несовершенство современного российского избирательного законодательства; недостатки мажоритарной избирательной системы на парламентских выборах; необходимость государственного признания социальной ценности демократического воспроизводства государственной власти в рамках правовой институционализации адекватной избирательной системы; противоречивость российского избирательного законодательства, порождающая недоверие к выборам. А ведь состояние современной избирательной системы в Российской Федерации всегда влияло на политическую ситуацию и, как следствие, на стабильность государственной власти. На современном этапе развития избирательного законодательства России необходимо отметить, что в рамках законодательных инициатив Президента РФ избирательное право становится все более актуальным и приоритетным.

Немало избирательных споров порождает и недостаточный уровень правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Многие споры просто не возникли бы, если бы некоторые кандидаты лучше разбирались в избирательном законодательстве. Низкая правовая культура участников избирательного процесса в определенной степени обусловлена тем, что избирательные правоотношения в России находятся на стадии становления. Им пока не достает зрелости, они еще не успели достаточно прочно сформироваться. Поэтому повышение правовой культуры участников избирательного процесса позволит гармонизировать избирательные правоотношения, что сократит количество спорных, конфликтных ситуаций.

Другой немаловажной проблемой  является постоянные нарушения в  избирательном процессе, то есть подкуп избирателей отдельными кандидатами, неравная борьба среди кандидатов в период проведения избирательной кампании, подтасовка результатов выборов и другие.

Проанализировав проблемы современного российского избирательного права, стоит отметить необходимость дальнейшего реформирования избирательной системы России. Однако несомненно, что подходить к реформированию избирательных отношений необходимо максимально обдуманно и взвешенно, опираясь на выявленные эмпирическим путем тенденции демократического развертывания российской избирательной системы, избегая «революционных» скачков в развитии электорального законодательства. В развитии правовой культуры населения огромную роль играют средства массовой информации, которым необходимо постоянно включать в свою работу ролики и передачи, разъясняющие важность избирательного права по отношению к каждому гражданину. Кроме того следует улучшить работу правоохранительных органов, путем совершенствования подзаконных актов контролирующих ведомств этих органов.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что реализация избирательных прав граждан сопряжена с рядом трудностей политического, социально-экономического, юридического характера. Объективной реальностью стало появление новых, часто скрытых и трудно преодолеваемых нарушений этих прав, которые выражаются как в их умалении, так и в создании препятствий для их использования, невыполнении конституционных и законодательно установленных обязанностей, корреспондирующих избирательным правам. Реализация гражданами РФ своих избирательных прав является опорой законности выборов в Российской Федерации.

Знание своих прав, способность  их реализовать, при необходимости  защищать и отстаивать являются составляющей принципов равного и прямого  голосования. Необходимо осознавать степень  значимости избирательных прав российских граждан в качестве единственного легитимного средства, обеспечивающего воспроизводство электоральных основ государственной и муниципальной власти.

Одними из основных задач правовой политики сегодня являются дальнейшая демократизация действующей избирательной системы России и определение путей ее совершенствования в целях обеспечения наиболее полной реализации и защиты избирательных прав граждан и, в конечном итоге, власти всего народа.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Гражданское право

система правовых норм, регулирующих имущественные отношения и связанные  с ними личные неимущественные отношения  граждан и юридических лиц, а  также охрану и защиту нематериальных благ

2

Избирательная система

в широком смысле - порядок  формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.

Избирательная система - в узком смысле - система распределения  мест в выборных органах после установления результатов голосования.

3

Выборщик

ицо, имеющее право  голосовать на второй и последующих  ступенях при многоступенчатых выборах. Выборщик:

- либо избирается только  для исполнения им этой функции;

- либо является таковым  по занимаемой должности.

4

Избирательная квота

наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота может  определяться для каждого избирательного округа в отдельности или для  всей страны в целом.

5

Мажоритарная избирательная  система

система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства

6

Мандатная система голосования

система голосования, при  которой делегат может иметь  несколько голосов соответственно численности представляемой им организации.

7

Многостепенные выборы

избирательная система, при которой депутаты представительного  органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят избранные населением выборщики и/или депутаты нижестоящих представительных органов.

8

Пропорциональная избирательная  система

 порядок определения  результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

9

Равное представительство 

принцип избирательной  системы, в соответствии с которым каждый депутат одного и того же представительного органа власти должен избираться от примерно равного количества избирателей.

10

Смешанная избирательная  система

в ряде стран - избирательная  система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

11

Соединение списков

правило избирательной  системы, согласно которому голоса, поданные за списки блокирующихся партий, должны рассматриваться как поданные за их общий список. Правило соединенных  списков позволяет искусственно увеличить шансы блокирующихся партий.

12

Система премий

избирательная система, при которой партия или блок партий, вышедшие на первое место по числу  собранных ими голосов, получают, согласно закону, непропорционально  большее и при том заранее  фиксированное количество депутатских мест.


 

Список использованных источников

1

Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Норма, 2008.

2

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) [Текст] : кодекс от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 1 февраля 2008 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.

3

О прокуратуре Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон  от 17.01. 1992 № 2202-1 (в ред. от 01.07.2010) // Собрание законодательства  РФ – 1995 - № 47 - Ст. 4472

4

Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей [Текст]: Постановление Правительства  РФ от 16 апреля 2003 г. // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 6. - Ст. 1539, 2004. - № 8. - Ст. 663

5

Агапова, Т. А. Макроэкономика [Текст] : учебник / Т. А. Агапова. – М. : Дело и  Сервис, 2007 (гриф УМО).

6

Бабашкина, А. М. Государственное регулирование  национальной экономики [Текст] : учеб. пособие / А. М. Бабашкина. – М. : Финансы  и статистика , 2006.

7

Обзор практики разрешения споров, связанных  с договорами энергоснабжения [Текст] : Информационное письмо Президиума ВАС  РФ от 17 февраля 1998 г. № 30 // Вестник ВАС  РФ. – 1998. - №4.

8

Архив Коломенского городского суда. Дело 1127/09

9

Постников А.Е. Система российского  избирательного законодательства// Журнал российского права, 2007, № 1.

10

Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008.


 

Приложения

А

Б

В





Информация о работе Виды избирательных ситстем