Виды избирательных ситстем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избира тельной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Понятие и принципы избирательного права
2. Виды избирательных систем
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

prudnikova_kursovaia_rabota.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции  РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему  активным избирательным правом):

    наличие российского  гражданства (существует одно  исключение, о котором подробнее - ниже);

    возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин  должен достигнуть хотя бы  в день голосования);

    дееспособность (отсутствие  признания судом недееспособным);

    гражданин не должен  содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

Следует также отметить, что своё активное избирательное право гражданин  реализует, как правило, в избирательном  округе, в пределах которого расположено  его место жительства.

К кандидатам на выборные должности (лицам, обладающим пассивным избирательным правом на соответствующих выборах) предъявляются дополнительные требования по сравнению с избирателями. Это связано с необходимостью обеспечения отбора наиболее достойных и компетентных лиц и т.д.

Требования к кандидатам можно  разделить на общие (применяющиеся на всех видах выборов) и специальные (применяемые на отдельных видах выборов). При этом нельзя не отметить, что дополнительно к требованиям, установленным Конституцией РФ, довольно широкий их набор предусматривает федеральное избирательное законодательство.

Общие требования:

   - наличие активного избирательного  права;

   - не имеют права быть  избранными граждане РФ:

   - имеющие гражданство иностранного  государства либо вид на жительство  или иной документ, подтверждающий  право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации;

   - осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

   - осужденные за совершение  преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

   - подвергнутые административному  наказанию за совершение административных  правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики) и 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

   - в отношении которых  вступившим в силу решением  суда установлен факт нарушения  ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан РФ», либо совершения действий, предусмотренных подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76 этого же Федерального закона (конституционно-правовые нарушения экстремистской направленности), если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;

   - при наличии в отношении  гражданина Российской Федерации  вступившего в силу решения  суда о лишении его права  занимать государственные и (или)  муниципальные должности в течение  определенного срока этот гражданин  не может быть зарегистрирован  в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Специальные требования:

    более высокий, чем  18 лет возраст – например, на  выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края и депутатов Государственной Думы РФ – 21 год, на выборах Президента РФ – 35 лет;

    требования к продолжительности  и сроку проживания на определённой  территории – могут устанавливаться  только Конституцией РФ. В ч. 2 ст. 81 Конституции предусматривается, что Президентом РФ может быть избран гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет;

    запрет занимать выборную  должность более определённого  количества сроков подряд. Например, одно и то же лицо не может  занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ);

    запрет совмещения некоторых  выборных должностей с некоторыми  другими должностями и видами  деятельности (предусматриваются Конституцией  РФ и федеральным избирательным  законодательством).

2) Принцип равного избирательного  права – означает, что граждане  Российской Федерации участвуют  в выборах на равных основаниях. Например, избиратели имеют на  выборах равное число голосов  (в том числе более одного  – при проведении выборов по  смешанной избирательной системе, по многомандатным округам и т.д.).

3) Принцип прямого избирательного  права – предполагает, что граждане  Российской Федерации голосуют  на выборах соответственно за  кандидатов (списки кандидатов), а  в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно.

Данный принцип означает, что  российское законодательство не предполагает проведения так называемых косвенных  выборов, которые применяются в  некоторых других странах (например, на выборах Президента США). При косвенных выборах результаты волеизъявления избирателей влияют на состав коллегии выборщиков, которые уже голосуют за того или иного кандидата непосредственно. На то, что выборы по российскому законодательству могут быть только прямыми, указывает и определение данного понятия, цитировавшееся выше.

4) Принцип тайного голосования  – означает, что голосование на  выборах является тайным, исключающим  возможность какого-либо контроля  за волеизъявлением гражданина. В принципе существует и голосование  открытое – оно часто применяется, например, при принятии решений коллегиальными органами государственной власти. Однако для обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателя ему предоставляется возможность проголосовать тайно – сделать соответствующую пометку в бюллетене в специальной кабинке. Проводятся и эксперименты по голосованию в электронной форме

К легальным принципам избирательного права следует отнести следующие:

    свободное и добровольное  участие гражданина Российской  Федерации в выборах;

    наличие у гражданина Российской Федерации, проживающим за пределами ее территории, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;

    проведение выборов избирательными  комиссиями как самостоятельными  органами публичной власти;

    открытость и гласность  деятельности комиссий при подготовке  и проведении выборов;

    запрет участия иностранных  граждан, за исключением случая, указанного в законе, лиц без  гражданства, иностранных организаций  в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах. При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах, а также на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации;

    обязательность проведения  выборов (включая наличие установленных  сроков проведения и порядка  назначения выборов, единых выборных дней – как правило, второе воскресенье марта или октября).

----------

7 См., например: Дмитриев Ю.А., Исраелян  В.Б. Избирательное право. –  М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. // СПС «Гарант».

3. Система избирательного права

Система избирательного права –  это упорядоченная определённым образом совокупность элементов, составляющих институт (подотрасль) избирательного права Российской Федерации. Такими элементами являются материальная и процессуальная части избирательного права, подинституты и нормы.

Как и большинство крупных правовых образований, избирательное право имеет материальную и процессуальную части. Материальные нормы избирательного права имеют первичный характер. К ним, например, относятся нормы, закрепляющие субъективное избирательное право, понятие выборов, принципы избирательного права и т.д. Избирательно-процессуальное право устанавливает порядок реализации материальных норм, поэтому носит вторичный характер. К нему относятся нормы, подробно регламентирующие проведение отдельных стадий выборов (назначение, предвыборная агитация и т.д.). В узком смысле избирательный процесс и есть совокупность стадий организации и проведения выборов.

С точки зрения территориального уровня проведения выборов можно выделить уровни правового регулирования  федеральных выборов, выборов в субъектах Российской Федерации и муниципальных выборов.

К федеральной составляющей избирательного права следует отнести установление общих основ проведения выборов, регламентацию выборов Президента РФ и Государственной Думы РФ.

К правовому регулированию выборов в субъектах РФ можно отнести регламентацию выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также, возможно, некоторых других выборных органов субъекта РФ (например, палат парламента субъекта РФ, если он включает больше одной палаты).

К уровню правового регулирования  муниципальных выборов следует  отнести регламентацию выборов  должностных лиц и органов  местного самоуправления, которые могут  быть выборными – главы муниципального образования, представительного органа муниципального образования, контрольного органа муниципального образования, и, возможно, - других.

Низшим элементом организации  системы избирательного права являются нормы – правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные  с организацией и проведением выборов.

 

2 Виды избирательных систем

 

Общая характеристика мажоритарной системы

Наиболе е распространена на выборах

система большинства, которая именуется  мажоритарной. При этой системе избранными считаются те кандидаты, которые  получили установленное большинство голосов. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же

она применяется для выборов  коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа,

то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

В странах, имеющих длительные демократические  традиции, политическая

жизнь давно монополизирована политическими  партиями, представители которых  в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная

система еще находится в стадии становления, а возникающие политические

партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе  создают слабо орган изованную  палату. Мажоритарная система имеет  несколько разновидностей, обусловленных  различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая  система. «По этой системе победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины»

Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М., Норма. 2000г. с.205 . Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично

в Германии и частично, как известно,

в России. Очень часто она применяется  при местных выборах

. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся, как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные. Многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков

).

Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем  меньше голосов требуется для  избрания. Если кандидатов более двух десятков, могут оказаться избранными кандидаты, за которых подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Информация о работе Виды избирательных ситстем