Социальная роль предприятий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
1 Предприятия в России: от истоков к современному этапу
2 Специфика предприятий и их роль в экономике
3 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
4 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КСО.docx

— 45.01 Кб (Скачать файл)

- создание институциональных  основ;

- управленческая научно-методическая  поддержка;

- правовое обеспечение  и защита предпринимательства,  отраженные в законодательствах  о предприятиях, антимонопольном,  налоговом, внешнеторговом, отраслевом  законодательствах, хозяйственном,  коммерческом кодексах, в системе  специальных законов о статусе  и льготах для мелких и средних  предприятий, инновационных предприятий;

- финансово-кредитная поддержка;

- налоговая политика;

- антимонопольная политика.

Рассмотрим лишь некоторые  формы государственной поддержки  на развитие малого и среднего бизнеса.

Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное  участие в решении социально-экономических  проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых  институциональных основ. /4/

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства./4/

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а  также через различные программы  на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.

Одну из прогрессивных  и действенных форм поддержки  малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.

Важным инструментом государственной  поддержки малым предприятиям в  большинстве промышленно развитых стран является система государственных  заказов. Данная форма отношений  позволяет обеспечить малому бизнесу  гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить  производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать  оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка  малому бизнесу осуществляется путем  реализации государственных целевых  программ, предоставление льготных и  безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.

Государственная поддержка  малому и среднему бизнесу в налоговой  политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему  ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению  справедливых равноправных условий  подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также  между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

К сожалению, в России сложилась  парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных  структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые  общественные движения - союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка  малого предпринимательства постоянно  сокращается. Опыт развития малого предпринимательства  показал, что недостаточная эффективность  различных форм государственной  поддержки в России во многом вызвана  слабой подготовленностью данного  сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в  принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать  свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами. Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка. Так, требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.

Первым важным шагом к  формированию последовательной государственной  поддержки и развитию малого и  среднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным  советом Российской Федерации Концепции  государственной политики поддержки  и развития малого предпринимательства  в РФ. Данный документ декларирует  отношение власти к малому бизнесу  и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования  государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый  бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намерений  государства потребует разработки четкой программы действий на ближайший  период и более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления  контроля за реализацией основных положений этого документа.

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между  государством и бизнесом, от учета  в полной мере интересов обеих  сторон в значительной степени зависит  экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства  не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании  вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и  средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных  товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях  небольшие фирмы идут по более  простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия  стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует  процесс производства с целью  наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми  фирмами малого и среднего предпринимательства.

Мелкие и  средние предприятия в свою очередь  являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров  и т. п.) вызывает потребность в  соответствующих промышленных услугах  по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные  монополисты вынуждены затрачивать  много усилий в этом направлении  или создавать разветвленную  сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания  престижа крупной фирмы.

Развитие предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого  среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный  уровень жизни, являющихся основой  социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, предпринимательство ведет к  оздоровлению экономики в целом  и, следовательно, лучший выход для  России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий  предпринимательства в нашей  стране.

Однако, перспективность  сектора малого и среднего бизнеса  в современной экономике, не следует  рассматривать лишь как очередную  компанию в системе антикризисной  политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой  государственной политики в области  предпринимательства, могут стать  основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить  процессы структурной политики и  формирование всероссийского рынка.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих  пор остаются открытыми большое  количество проблем, и до сих пор  сохраняется довольно сложное экономическое  положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Колесникова  Л.А. Предпринимательство и малый  бизнес в современном государстве:  управление развитием/ М.: Новый  Логос, 2000.

2. Воронов  А.А. Малый бизнес - стратегический  приоритет национальной конкурентоспособности  России/ «Малое предприятие» №11, 2002.

3. Александр  Иоффе. Только развитие предпринимательства  обеспечит ускорение роста экономики  / «Бизнес для всех» № 10, 2002

4. Кожахметов А. Богатство России - в хорошие руки / "Финансовая Россия" № 27, 2002

5. Рыбак О.  Малый бизнес в большой статистике / "Экономическая газета" №  20, 2003


Информация о работе Социальная роль предприятий в России