Социальная роль предприятий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
1 Предприятия в России: от истоков к современному этапу
2 Специфика предприятий и их роль в экономике
3 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
4 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КСО.docx

— 45.01 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО  «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

Филиал  НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт

внешнеэкономических связей экономики и права»  в г. Перми

                                      Экономический факультет 

Заочное отделение

Кафедра экономики  и менеджмента

Специальность 080507 «Менеджмент организации»

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине Корпоративная Социальная Ответственность

Тема: Социальная роль предприятий в России

 

 

 

 

Студента 2 курса                                                        Горловой Ольги Владимировны

     

      Преподаватель

      Научная  степень, звание                                            Хакимова Елизовета Рубертовна

 

 

 

 

        

 

  Пермь  2013

 

                                                             Содержание

Введение

1 Предприятия в России: от истоков к современному  этапу

2 Специфика предприятий  и их роль в экономике

3 Современные проблемы  развития малого и среднего бизнеса в России

4 Основные направления  государственной поддержки развития  малого бизнеса в Российской  Федерации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в  России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как  появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих  мест, малым предприятием легче управлять  в условиях нестабильного курса  национальной валюты, а также это  приносит реальные деньги в федеральный  бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с  ними получают значительную выгоду, как  для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса  является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а  также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной  жизни нашей страны.

Все вышеперечисленные факты  обуславливают целесообразность проанализировать в данной работе ситуацию, связанную  с развитием предприятий в  нашей стране. В список поставленных задач входит рассмотрение вопросов, связанных с тем положительным  влиянием, которое оказывают предприятия  на экономику государства, анализ положения  предприятий в России, выявление  трудностей и барьеров, встающих на пути развития бизнеса, а также возможные  пути преодоления возникающих проблем.

Основу информационной базы работы составляют аналитические материалы  специализированных периодических  изданий и ресурсы тематических источников информации сети Интернет. Для общего представления субъекта анализа и рассматриваемых проблем  была использована актуальная учебная  литература.

Тематика рассматриваемого явления весьма обширна и включает в себя множество вопросов и проблем, материалов для рассмотрения и анализа. Осветить все аспекты анализируемых  вопросов в рамках одной работы невозможно. Поэтому были выбраны приоритетные темы для рассмотрения. За рамками  работы остается вопрос истории развития предприятий в нашей стране, западный опыт в данной сфере. Акцент в работе делается на детальное рассмотрение всех проблем, обусловивших замедление развития предприятий в России, поиск  путей преодоления выявленных препятствий. Завершением проделанной работы являются выводы по данной теме, позволяющие  составить представление как о самой проблеме, так и о необходимых действиях по исправлению создавшийся негативной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Предприятия  в России: от истоков к современному  этапу

 

Во всех развитых странах  бизнесу принадлежит немалый  удельный вес в суммарных показателях  функционирования экономики. Так, например, в США в настоящее время  функционируют 25 млн. малых и средних  предприятий и это составляет 99,6 % всех американских предприятий. На долю малого и среднего бизнеса в  Америке приходится две трети  всех занятых в экономике и  больше половины валового национального  продукта.1Аналогичная ситуация характерна и для других индустриальных стран. В России темпы развития бизнеса  и фактические показатели присутствия  предприятий на рынке существенно  занижены, по сравнению с западными  странами. На долю бизнеса приходится всего лишь 6,2 % от общего объема произведенной  продукции, количество работников предприятий  в нашей стране представляет собой  только 13 % от всех занятых в экономике, они производят 10-11 % валового внутреннего продукта.

Основной правительственный  замысел развития индивидуального  и малого предпринимательства в  России в конце 1980-х годов связывался главным образом с производственной сферой экономики, возможностью увеличения товарной массы на потребительском  рынке, появлением массовых конкурентов  крупным производителям продукции. Для этого предпринимались особые меры по созданию подходящих экономических  условий для развития малого бизнеса. Однако спустя несколько лет ситуация с предприятиями не внушала оптимизма. Из 624 тысяч зарегистрированных в  середине 1993 г. предприятий в сфере  производства удержались очень не многие, и их доля в промышленном производстве и строительстве составила менее 1% - в основном они сосредоточились  в сфере торговли и посредничества.

На 1 июля 1999г. в России действовали 890 тыс. предприятий, что составило 30 процентов от общей численности  российских предприятий. Количество предприятий  выросло на два с половиной  процента по сравнению с положением дел на 1 января 1999г. Значительно  выросло число субъектов бизнеса  в отраслях связи, транспорта, материально-технического снабжения и сбыта. Немного меньший  прирост произошел в промышленности. Но в жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве, в сферах культуры и искусства, науки и научного обслуживания малых предприятий  стало меньше. По состоянию на 1 января 2000 г. в России действовало 890,6 тыс. предприятий. В среднем по Российской Федерации  на одну тысячу населения приходится 7 малых предприятий.

Для сравнения, в США этот показатель составляет 74 предприятия, в Италии - 68, Японии - 50, Великобритании - 46 и во Франции - 35.2По оценкам экспертов, для создания эффективной конкурентной среды оптимальным было бы доведение числа субъектов малого предпринимательства, по крайней мере, до 3,5 млн. к 2005 году.

Специфической особенностью развития сферы предприятий в  нашей стране является сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг - в ней функционирует до 49 % мелких хозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядит следующим образом: на промышленность приходится 15 % всех предприятий, на строительство - 15 %, науку и научное обслуживание - 4 %, транспорт и связь - 3 % и сельское хозяйство - 1,5 %. В целом на малых предприятиях России занято 6,5 млн. работников, в том числе в торговле и общественном питании - 35 %, промышленности - 22% и строительстве - 22 %. При этом прослеживается отчетливая тенденция снижения числа занятых на одном предприятии. Так, если в 1994 г. в среднем на одно предприятие приходилось 15 работников, то к 2000 г. их число сократилось до 7. Следует отметить неравномерность географического распределения субъектов малого бизнеса на территории Российской Федерации. Больше всего предприятий сосредоточено в Центральном экономическом районе - 36%, причем только в одной Москве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь - на эти регионы в совокупности приходится около трети всех малых предприятий.

Целесообразно особо отметить, что по некоторым оценкам, примерно девять десятых предприятий в  России, независимо от заявленных сфер деятельности, выживают только за счет посредничества и торговли.

Несмотря на увеличение общего числа предприятий в стране, темпы  роста их количества замедлены. Бизнес в России поставлен в трудные  условия существования, сопряженные  с множеством проблем, которые заставляют фирмы уходить в тень, действовать  за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

Хотя в настоящее время  мало кто отрицает значение развития бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной  власти в отношении слабой эффективности  экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет  в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что  система государственной поддержки  предприятий в российской экономике  продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Специфика предприятий  и их роль в экономике.

 

Во всех развитых индустриальных странах сфера бизнеса играет важную роль в экономической системе  государства. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются  или выполняются в недостаточной  степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают  воедино все ее звенья. Эта функция  предприятий предотвращает явление  так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров  имеет место наряду с дефицитом  других. Другая важнейшая функция  фирм - поддержание конкуренции, что  обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой  политики. Предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных  научно-технических достижений.

Поскольку любая экономическая  система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной  конкуренцией, крупные компании стремятся  монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В  этих условиях существование небольших  предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности бизнеса  и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы  оказывается менее выгодным, чем  деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия  в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров  и услуг, то есть в случаях, когда  направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные  корпорации готовы рисковать вложениями в необкатанные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор - поддержка бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство как правило оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.

Для решения вышеупомянутых производственно-технических задач  малый бизнес должен иметь ряд  преимуществ по сравнению с крупным  производством. К выделенным достоинствам малых предприятий относятся:

·большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

·мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой  техники, изобретений;

·более экономичное использование  ресурсов, в том числе вторичных;

·снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

·повышенная скорость обращения  капитала.

Развитие сферы предпринимательства, таким образом, способствует решению  многих социально-экономических проблем - создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональной структуры  экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и др. Чем больше сектор гибких и подвижных малых предприятий, и чем выше количество занятых в малом бизнесе, тем выше стабильность экономики.

Следует особо отметить, что понятие предприятия не имеет  четкого объективного определения. Деление хозяйственных структур на мелкие и крупные можно осуществлять по целому ряду признаков и поэтому  не существует единого универсального определения для предприятия. Вопрос об определении предприятия как  решается на уровне законодательной  власти всех стран, но общий принцип  заключается в выборе критерия оценки и установке ограничений на выбранный  признак. Выделяют количественный, качественный и комбинированный подходы к  определению предприятий. В определениях малых предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие  легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Основное достоинство количественных определений - удобство их использования. Основными недостатками количественных подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и трудность их использования для сравнительного анализа. Качественные варианты определений предусматривают использование качественных критериев. Часто используют дополнение качественного определения некоторыми количественными показателями. Делаются также попытки определить размер ""малого,"среднего" и "крупного" предприятий через рассмотрение "эффектов" или последствий влияния размера на характер деятельности фирмы. К преимуществам качественного подхода можно отнести достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно" присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практического его применения, обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации, а также достаточно широкий спектр самих критериев. Иллюстрацией комбинированного подхода может служить определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания).Болтонский комитет предложил так называемые "экономическое" и "статистическое" определения малой фирмы:

Информация о работе Социальная роль предприятий в России