Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:26, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является рассмотрение эволюции естествознания, как развивался в это время системный подход, концепция глобального эволюционизма и вместе с ним антропного принципа.
Введение
1.Системный подход
1.1. Эволюция системных представлений.
1.2. Необходимость системного подхода.
2. Эволюция естествознания.
2.1 Натурфилософия и ее место в истории естествознания.
2.2. Естествознание эпохи к Средневековья.
2.3.Глобальная научная революция XVI—XVII вв.
2.4.Классическое естествознание Нового времени.
2.5.Глобальная научная революция конца XIX — начала XX в.
2.6. Основные черты современного естествознания и науки.
3. Глобальный эволюционизм.
3.1.Становление эволюционных идей в науке.
3.2. Концепция глобального эволюционизма.
4. Антропный принцип.
4.1. Развитие антропного принципа.
4.2.Современный антропный принцип.
Заключение.
Список использованной литературы.
Таким образом, наращивание
системности знаний - постоянный процесс,
происходящий во всех областях человеческой
деятельности. Осознанное использование
системного подхода к изучению различных
объектов и явлений, в том числе
природных, в настоящее время
развивается в рамках трех основных
направлений - кибернетики, общей теории
систем и синергетики. Попытки объединить
все эти направления
1.2. Необходимость системного подхода.
Для того чтобы осознать необходимость системности во всех отраслях человеческой деятельности, обратимся к практической деятельности человека, рассмотрев последовательное формирование трех уровней системности труда: механизацию, автоматизацию и кибернетизацию. Каждый из этих уровней, надстраиваясь на предыдущем, включает его в себя и не отменяет его полностью.
Механизация - простейший способ повышения эффективности труда. С помощью механизмов и машин один человек выполняет физическую работу, посильную многим людям. Механизация, позволяя решать многие проблемы, однако, имеет естественный предел - работой механизмов управляет человек, а его возможности ограничены физиологически: лопату нельзя делать слишком широкой; машина не должна иметь слишком много индикаторов и рычагов управления и т.д.
Решение проблемы состоит
в том, чтобы исключить участие
человека из конкретного производственного
процесса, т.е. возложить на машины выполнение
не только самого процесса, но операций
по его регулированию. Автоматизация
- способ повышения производительности
труда с помощью автоматов, т.е.
технических устройств, реализующих
указанные две функции. В жизнь
вошли торговые и игровые автоматы,
автоматическая телефонная связь, в
промышленности функционируют автоматические
линии, цеха и заводы, развивается
промышленная и транспортная робототехника.
Большие возможности
Однако автоматизировать можно только те работы, которые хорошо изучены, подробно и полно описаны, о которых точно известно, что, в каком порядке и как надо делать в каждом случае, точно известны все возможные случаи и обстоятельства, в которых может оказаться автомат. Автомат реализует определенный алгоритм, который в какой-то своей части может быть неправилен или неточен либо не предусматривает всех возможных ситуаций; в этих случаях автомат не соответствует целям его создания.
Такие проблемы возникают в процессе руководства человеческими коллективами, при проектировании, эксплуатации и управлении крупными техническими комплексами, при вмешательстве (например, медицинском) в жизнедеятельность человеческого организма, при воздействии человека на природу, т.е. в тех случаях, когда приходится сталкиваться с неформализуемостью процессов, происходящих в системе, и непредвиденностью некоторых внешних условий.
Кибернетизация.- совокупность способов решения возникающих при этом проблем - третий уровень системности практической деятельности человека. Кибернетика первой стала претендовать на научное решение проблем управления сложными системами. Поэтому, когда автоматизация (т.е. формальная алгоритмизация) невозможна, следует использовать человеческий интеллект, т.е. способность ориентироваться в незнакомых условиях и находить решение слабо формализованных задач. При этом человек выполняет операции, которые не поддаются формализации: экспертная оценка или сравнение неколичественных вариантов, взятие на себя ответственности и т.д. На таком принципе строятся автоматизированные (в отличие от автоматических) системы управления, в которых формализованные операции выполняют автоматы и компьютеры, а неформализованные операции - человек. Дальнейший путь кибернетизации обычно связывают с попытками хотя бы частично смоделировать интеллектуальные возможности человека.
2. Эволюция естествознания.
2.1 Натурфилософия и ее место в истории естествознания.
Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия ( от лат. natura — природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Считалось, что философии — в ее натурфилософской форме — отведена роль "науки наук", "царицы наук", ибо она является вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь ее составными частями.
Натурфилософское понимание
природы содержало много
1. Когда естественнонаучного
знания (в его нынешнем понимании)
еще практически не
2. Вплоть до XIX столетия
естествознание было слабо
3. Отрывочному знанию
об объектах, явлениях природы,
которое давало тогдашнее
Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития и был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т. е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, существование натурфилософии потеряло всякое историческое оправдание. А в связи с этим понимание философии как "науки наук" также прекратило свое существование. Вместе с уходом с исторической арены старой натурфилософии сама философия, так же как и различные отрасли естествознания, наконец-то обрела свой предмет. Однако тесная двусторонняя связь между философией и естествознанием сохраняется по сей день.
Впервые наука в истории
человечества возникает в Древней
Греции в VI в. до н. э. Под наукой понимается
не просто совокупность каких-то отрывочных,
разрозненных сведений, а определенная
система знаний, являющаяся результатом
деятельности особой группы людей (научного
сообщества) по получению новых знаний.
В отличие от ряда древних цивилизаций
(Египта, Вавилона, Ассирии) именно в
культуре Древней Греции обнаруживаются
указанные характеристики науки. Именно
там возникают первые научные
сообщества (милетская школа, платоновская
академия, пифагорейцы и др.). При
этом древнегреческие мыслители
были, как правило, одновременно и
философами, и учеными-
2.2. Естествознание эпохи к Средневековья.
Эпоха Средних Веков
В эту эпоху философия
тесно сближается с теологией (богословием),
фактически становится ее "служанкой".
Возникает непреодолимое
Пока европейская христианская наука переживала длительный период упадка (вплоть до XII—XIII вз.), на Востоке, наоборот, наблюдался прогресс науки. Со второй половины VIII в. научное лидерство явно переместилось из Европы на Ближний Восток. В IX веке на арабский язык были переведены "Начала" Евклида и сочинения Аристотеля. Таким образом, древнегреческая научная мысль получила известность в мусульманском мире, способствуя развитию астрономии и математики. В истории науки этого периода известны такие имена арабских ученых, как Мухаммед аль-Баттани (850—929), астроном, составивший новые астрономические таблицы, Ибн-Юнас (950—1009), достигший заметных успехов в тригонометрии и сделавший немало ценных наблюдений лунных и солнечных затмений, Ибн аль-Хайсам (965—1020), получивший известность своими работами в области оптики, Ибн-Рушд (1126—1198), виднейший философ и естествоиспытатель своего времени, считавший Аристотеля своим учителем.
Средневековой арабской науке принадлежат и наибольшие успехи в химии.В их работах алхимия постепенно превращалась в химию. А уже отсюда (благодаря главным образом испанским маврам) в позднее средневековье возникла европейская химия.
В XI веке страны Европы пришли
в соприкосновение с
Большую роль в подъеме западной христианской науки сыграли университеты (Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др.), которые стали образовываться начиная с XII века. И хотя эти университеты первоначально предназначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучаться предметы математического и естественнонаучного направления, а само обучение носило, более чем когда-либо раньше, систематический характер.
XIII век характерен для
европейской науки началом
В XIV веке в полемике с античными учеными рождаются новые идеи, начинают использоваться математические методы, т. е. идет прогресс подготовки будущего точного естествознания. Лидерство переходит к группе ученых Оксфордского университета, среди которых наиболее значительная фигура — Томас Брадвардип (1290—1349). Ему принадлежит трактат "О пропорциях" (1328 г.), который в истории науки оценивается как первая попытка написать "Математические начала натуральной философии" (именно так почти триста шестьдесят лет спустя назовет свой знаменитый труд Исаак Ньютон).
Все вышесказанное свидетельствует о том, что на протяжении многовековой, довольно мрачной эпохи, именуемой Средневековьем, интерес к познанию явлений окружающего мира все же не угасал, и процесс поиска Истины продолжался. Появлялись все новые и новые поколения ученых, стремящихся, несмотря ни на что, изучать природу.Естествознание — в его нынешнем понимании — еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной "пред-науки".
2.3.Глобальная научная революция XVI—XVII вв.
В XVI—XVII вв. натурфилософское
и схоластическое познание природы
превратилось в современное естествознание,
в систематическое научное
Следующий шаг в становлении гелиоцентрической картины мира сделал Дж. Бруно. Он предложил набросок новой полицентрической картины мироздания, окончательно утвердившейся век спустя: Вселенная вечна во времени, бесконечна в пространстве, вокруг бесконечного числа звезд вращается множество планет, населенных разумными существами.
Но, несмотря на всю грандиозность
этой картины, она продолжала оставаться
эскизом, нуждавшимся в фундаментальном
обосновании. Нужно было открыть
законы, действующие в мире и доказывающие
правильность предположений Коперника
и Бруно. Доказательство их идей стало
одной из важнейших задач первой
глобальной научной революции, которая
началась с открытий Галилео Галилея.
Его труды в области
Информация о работе Системный подход в современном естествознании. Идея глобального эволюционизма