Шпаргалка по "естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по "естествознанию"

Файлы: 1 файл

ксе.docx

— 221.87 Кб (Скачать файл)

 

С биологической точки  зрения появление человека разумного  может казаться вполне ординарным событием. Однако человек – носитель разума, мысли – это особый феномен  природы. В процессе развития живых  систем сформировался мозг – материальная основа разума. Элементы разумного  поведения проявляют многие высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное  проявление разума в биосфере присуще  только человеку, так как лишь в  его социальном сообществе сформировалась, а затем развивалась коллективная память, названная В. И. Вернадским научной  мыслью.

 

Простейшим функциональным элементом мозга является структурный  ансамбль нервных клеток-нейронов со сложными и фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет  вполне определенным процессом или  одной функцией организма.

 

Эволюция мозга, его усложнение происходили не столько за счет роста  числа нейронов, сколько за счет организации и упорядоченности  как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные  функции в сложные поведенческие  реакции. Структурные ансамбли разветвляются  в форме вертикальных колонок, включающих клетки древних слоев мозга, расположенных  в его нижних пластах, и клетки более поздних поверхностных  слоев. В результате усложнения связей и увеличения их числа происходят и качественные изменения структурных  ансамблей.

 

Структурные ансамбли мозга  человека и приматов, определяющие такие функции, как зрение, слух и  двигательные реакции тела, мало различаются  между собой. Существенные отличия  выявлены в размерах и связях структурных  ансамблей мозга человека, ведающих его речью и двигательными  реакциями рук, особенно кистей, и  определяющих способность человека к трудовой деятельности. У человека заметно выделяются лобные доли, которые  согласно сложившимся представлениям осуществляют интеграцию различных  функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также  участвуют в ассоциативных и  обобщающих мыслительных процессах.

 

Несмотря на многие достижения современного естествознания, мозг человека остается одним из самых загадочных объектов исследования. Тем не менее  к настоящему времени удалось  определить функции нейромедиаторов, с помощью которых передаются биохимические сигналы от одного нейрона к другому, и выяснить механизмы действия кратковременной и долговременной памяти живых организмов.

 

Мозг как единая система  обладает удивительным свойством –  памятью. Память зависит не только от конкретных биохимических процессов  в отдельных нервных клетках, но прежде всего от того, в каких  именно клетках они происходят, от расположения их в том или ином отделе мозга и их связи друг с  другом. Основа памяти – установление связи между воспринимаемыми  образами, нервными клетками и их ансамблями, между отделами и уровнями мозга.

 

88. ПУТЬ К ЕДИНОЙ КУЛЬТУРЕ 

 

Взаимоотношения науки с  другими отраслями культуры не были безоблачными. Борьба за духовное лидерство  принимала жесткие, порой жестокие формы. В Средние века политическая и с нею духовная власть принадлежала религии, и это накладывало отпечаток  на развитие науки. Она в основном должна была служить доказательством  теологических истин.

 

Культура же развивается  не только эволюционным путем накопления отдельных достижений, но и революционным  путем смены значения ее отраслей. Программа Сократа достичь всеобщего  блага посредством философского знания оказалась нереализованной  и пала под давлением античного  скептицизма. Люди поверили Христу и  полтора тысячелетия ждали второго  пришествия, но дождались индульгенций богатых и костров инквизиции.

 

В эпоху Возрождения господство религиозного мышления и церкви было подорвано как изнутри, так и  снаружи. Философские и религиозные  усилия по созданию общезначимых знания и веры, приносящих людям счастье, не оправдались, но потребность в  систематизации и единстве знаний и  счастья осталась, и теперь наука  дала надежды на ее реализацию. Борьба между наукой и культурой вступила в решающую стадию.

 

Произошел великий переворот  в развитии культуры – наука поднялась  на ее высшую ступень. В современном  виде наука сформировалась в XVI–XVIII вв., и тогда же ей удалось одержать победу над другими отраслями культуры и прежде всего над господствовавшей в то время религией. Наука победила в XVII в. все другие отрасли культуры и сохраняла доминирующую роль до XX в. Своей победой она обязана прежде всего естествознанию, которое лежит в фундаменте научного знания.

 

В XX в. создалось своеобразное научное лобби, которое получило название сциентизма (от лат. сци-енция – «наука»). Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм с представлением о науке, особенно естествознании, как о высшей, если не абсолютной, ценности. Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая бессмертие.

 

Для сциентизма характерны абсолютизация  стиля и метода точных наук, объявления их вершиной знания, часто сопровождающегося  отрицанием социально-гуманитарной проблематики как не имеющей познавательного  значения. На волне сциентизма возникло представление о никак не связанных  друг с другом «двух культурах» –  естественно-научной и гуманитарной.

 

В рамках сциентизма наука  рассматривалась как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В противоположность этому  также громко заявившие о себе во второй половине XX в. антисциентистские высказывания обрекают ее либо на вымирание, либо на вечное противопоставление человеческой природе.

 

Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеческую силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Да, говорят критики, наука повышает благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.

 

Быть может, век науки  подходит к концу на самой вершине  ее власти?

 

89. БИОЭТИКА 

 

Существует такая наука  – деонтология. Считают, что начало ей положил Гиппократ своим знаменитым «не навреди». Хотя понятно, что истоки деонтологии теряются в глубине  веков, ибо она касается медицинской  этики, моральных норм для врачующего. Любой врач-практик, наверное, сталкивался  с драматическими ситуациями, когда  смерть действительно казалась лучшим выходом для больного.

 

Есть ли жизнь за... жизнью? Наверное, пока существует человечество, оно будет задавать себе этот вопрос вновь и вновь. Верующие различных  конфессий, атеисты, просто обыватели  по-разному отвечают на него. История  религии и культуры дает нам множество  доказательств того, что в древних  обществах вера в загробную жизнь  появлялась лишь при достаточно высоком  уровне развития интеллекта, особенно абстрактного мышления. Многочисленные исследования религиозных текстов, фольклора, археологические изыскания (вплоть до неандертальской культуры) позволяют проследить развитие идеи о бессмертии души. Но цель в другом: хотелось рассмотреть явления, которые  часто используют для доказательства существования жизни после смерти.

 

Существуют исследования, будто поначалу в трупе поднимается  температура, вернее, из тела умершего уходит больше тепла, чем оно могло  содержать в момент смерти. Установившие этот факт авторы пришли к выводу, что  это результат отделения духа от тела, и таким образом, по их мнению, душа приобретает объективно ощутимую данность.

 

Однако такие опыты  могут иметь вполне материалистическое объяснение, душа тут ни при чем. В качестве одного из объяснений можно  привести такое: в живом организме  происходит множество ферментативных реакций. После смерти активность разных ферментов падает неравномерно. Например, ферменты, обусловливающие синтез, выключаются раньше, чем гидролитические. Не одновременно инактивиру-ются и окислительно-восстановительные ферменты. Исходя из этого нетрудно представить такую картину: живому организму присущ, скажем, гидролиз гликогена. В окислении образовавшейся глюкозы принимало участие множество ферментов. С помощью одних получаемая энергия шла на непосредственные нужды организма, с помощью других – запасалась в АТФ или АДФ. Но вот после смерти часть ферментов вышла из строя, а часть еще функционирует. Позже других выключаются те ферменты, которые активируют экзотермические реакции. Вот и происходит «сгорание» без использования выделяемой энергии, а следовательно, выделение тепла.

 

В стандартных ситуациях  переход от живого к неживому фиксируется  достаточно точно (в пределах нескольких десятков секунд). А вот нестандартные  случаи (их достаточно много, и достижения медицины увеличивают их число) как  раз и дают пищу для легенд, газетных и журнальных сенсаций. Но это не главное. Главное, что с такими случаями связано множество моральных, юридических, медицинских и других проблем.

 

По определению ВОЗ, жизнь  окончена, когда мозг как главный  орган, определяющий существование  человека, прекращает свою деятельность. Смерть мозга можно считать биологической  смертью – это, пожалуй, единственное, в чем сегодня сошлись ученые и христианские богословы. Но критерии смерти мозга едва ли смогут быть приняты  единогласно в ближайшем будущем.

 

90. ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ  ЖИЗНИ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО 

 

Здоровье – это состояние  полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье имеет не только физиологический, но и социально-этический, культурологический аспект. Здоровье включает и отношение  ответственности: матери к своему будущему ребенку, родителей к детям, врача  к пациентам, государства к населению, человека к самому себе. Здоровье, с  одной стороны, объективное состояние  организма (включая и состояние  психики), с другой стороны, это большая  ценность.

 

В сохранении здоровья населения  огромное значение имеют профилактическая работа, систематические периодические  профосмотры, которые способствуют ранней диагностике заболеваний и их своевременному эффективному лечению. Здесь многое зависит от врачей и от больных; если все они относятся к лечению с максимальной ответственностью, то обеспечивается полное или хотя бы частичное выздоровление.

 

Здоровье – это индивидуальное душевно-телесное состояние, выражающееся в способности человека удовлетворять  свои жизненные потребности. Здоровье характеризуется биологическим  потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями  реализации человеком всех генетически  детерминированных задатков.

 

В сохранении и укреплении здоровья большую роль играет здоровый образ жизни. По мнению А. В. Сахно, к  ним относятся:

 

– деятельное в биологическом  и социальном отношении существование  человека (индивидуальная и общественнополезная, духовная или физическая деятельность);

 

– отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотиков и токсических  веществ);

 

– рациональное питание, сбалансированное качественно (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы) и количественно (энергетическая ценность пищи и расход энергии в  процессе деятельности);

 

– рациональная двигательная активность;

 

– соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали.

 

Цель здорового образа жизни – создать условия для  продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями и радостью жизни человека, его активной творческой деятельности.

 

Физическое и духовное здоровье человека является основой  его жизнедеятельности и работоспособности, т. е. его способности к работе, к физическому и умственному  труду. Сохранению работоспособности  на высоком уровне помогают тренировка, многократное повторение какой-либо работы. Важное значение имеет рациональная организация труда. Говорят, что  усталость приходит прежде всего  от бес-толковой работы. Там, где четко  организован труд, человек последовательно  наблюдает позитивные результаты своего труда, имеет место повышение  и производительности труда, и настроения, что умножает силы и энергию человека, его творческую активность. Творчество человека – это создание чего-то нового в любых сферах человеческой деятельности. Творчество делает мир  человека богатым, интересным, радостным, расширяет его горизонты. Решающее значение имеет создание нужных самому индивиду и другим людям ценностей, в том числе и тех, которые  обеспечивают здоровье.


Информация о работе Шпаргалка по "естествознанию"