Шпаргалка по "естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по "естествознанию"

Файлы: 1 файл

ксе.docx

— 221.87 Кб (Скачать файл)

 

Человечество научилось  направленно, избирательно воздействовать на генетический аппарат различных  организмов, продуцируя организмы с  чужеродными генами. Возникли методы, с помощью которых можно резать ДНК в нужных местах и «клеить» с любым другим кусочком ДНК, причем не только с готовыми генами, но и  с рекомбинантами – комбинациями разных, в том числе искусственно созданных, генов. Это направление получило название генной инженерии. На ее основе родились два больших практических направления – биотехнология и генная инженерия.

 

83. ЕВГЕНИКА 

 

Наследственность – это  свойство живых организмов сохранять  и передавать потомству особенности  своего строения, функций и развития. Благодаря наследственности из поколения  в поколение сохраняются признаки вида, сорта, породы.

 

Изменчивость – это  способность организмов изменять свои признаки и свойства.

 

Наследственная изменчивость связана с изменением генотипа особи, поэтому возникшие изменения  наследуются. В природе мутации  появляются под влиянием различных  внешних и внутренних факторов. Характер мутаций предсказать трудно.

 

Также выделяют модификационную изменчивость – изменчивость, не связанную с изменением генотипа. Ее пределы, степень изменяемости признака в зависимости от условий среды называют нормой реакции, которая позволяет организмам приспосабливаться к разным условиям среды и оставлять потомство.

 

Мутациями называют скачкообразные стойкие наследственные изменения. Мутации делятся на спонтанные (возникают  в природе без вмешательства  человека) и индуцированные (вызываются специальным воздействием искусственных  источников). Способность к мутированию является одним из основных свойств гена. Причины мутаций до конца не выяснены, но установлена их зависимость от физиологического состояния клетки, режима питания, температуры и других естественных факторов.

 

Учение о наследственном здоровье человека и путях его  улучшения называется евгеникой. Принципы евгеники были впервые сформулированы в 1869 г. Френсисом Гальтоном, предположившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений. Интерес к евгеническим идеям был особенно значительным в первой четверти XX в., в период бурного развития генетики и накопления данных по наследованию признаков у человека.

 

В связи с повышением фона ионизирующей радиации и загрязнениями  окружающей среды мутагенами (факторами, вызывающими мутации у организма) число вредных мутаций у человека возрастает. Ежегодно в мире появляются на свет 75 млн детей, из них около 1,5 млн рождаются с наследственными  болезнями. С наследственностью  связана предрасположенность к  раку, туберкулезу. Известны серьезные  дефекты нервной системы и  психики (слабоумие, эпилепсия, шизофрения), крови (гемофилия, злокачественные  анемии).

 

Прогрессивные ученые ставили  перед евгеникой гуманные цели. Однако ее идеи нередко использовались для  оправдания расизма (например, фашистская расовая теория). Расизм – это  совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения  о физической и психической неравноценности  человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю  и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными  создателями цивилизации, призванными  к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой  культуры и обречены на эксплуатацию. Следовательно, потомки низших рас  не могут достичь уровня развития высших.

 

Это дискредитировало не только евгенику как научную дисциплину, но и сам термин «евгеника». В  современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными  заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

 

84. СОВРЕМЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 

 

Антропогенез – процесс  исторического развития человека, того биологического вида, к которому принадлежим  мы все. Важнейшее значение в разработке теории антропогенеза имеет положение  Ф. Энгельса о ведущей роли социальных факторов труда в формировании человека. Другой краеугольный камень учения об антропогенезе – общая теория эволюции и гипотеза происхождения  человека от обезьян Ч. Дарвина. Вопрос о происхождении человека он рассматривал в русле развития жизни с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного  царства. Теория Дарвина обоснована с помощью сравнительно-эволюционного  метода.

 

Ф. Энгельс обсуждал проблему происхождения человечества как  социума. Ч. Дарвинже рассматривал проблему происхождения человека не в социальном аспекте, а сугубо с точки зрения биолога. В. П. ААлек-сеев, выделяя семейство гоминид с входящим в него видом Homo sapies, утверждал, что для определения границы между животным и человеком нужно исходить не из факта изготовления орудий, не из возникновения в морфологии человека предпосылок трудовой деятельности, не из его социальной природы, а из собственно морфологических различий между человеком и ближайшими к нему предковы-ми формами. Современная наука подтверждает положение Ч. Дарвина о переходе к прямохождению как части эволюционного процесса.

 

В последние 20 лет в изучении проблем антропогенеза произошла  революция. Ее причинами были: обширные раскопки, особенно в Экваториальной Африке, приведшие к открытию множества  костей древних обезьян и людей; новые методы определения возраста горных пород, основанные на анализе  радиоактивных изотопов. В результате стало ясно, что гоминиды древнее  на миллионы лет, чем предполагали ученые в XIX в.

 

В теории становления человека существуют два течения. Классическое – моноцентризм – говорит об одной прародине человечества на африканском континенте. Полицентризм утверждает, что существовали несколько  независимых зон антропогенеза, одна из которых могла располагаться  не просто в Азии, но даже в зоне с  крайне суровыми климатическими условиями.

 

Человек является высшим, но не последним звеном эволюции жизни  на Земле. Человек как биологический  вид вследствие углубляющихся противоречий между состоянием окружающей среды  с возможностями и потребностями  человека находится в кризисе, который  может завершиться постепенным  его вырождением. В этих условиях началось формирование нового биологического вида, который вытеснит человека и  займет его место на планете. Важнейшим  его свойством может быть переход  от речи к телепатическому общению. При этом все особи вида будут  использовать единое информационное поле, что позволит создать интеллектуально  единое общество и избавиться от использования  подавляющего числа технических  средств. Другие ученые полагают, что  биологическая эволюция человека прекратилась, сменившись социальной. Но эволюция всегда шла таким образом, что в ее процессе возникали все более  сложные системы. Наиболее сложной  из них является мозг человека. Именно мозг генерирует все рациональные схемы, к которым человек приспосабливает  себя, свою деятельность и окружающий его мир.

 

85. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОСМОСА  И ЧЕЛОВЕКА 

 

Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря  тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

 

П. А. Флоренский является одним  из тех, кого по праву относят к  традиции «русского космизма». Он считал, что существует «идеальное родство» мира и человека, их «пронизанность друг другом», взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философам, он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своем роде образом и подобием Вселенной и несущий в себе все, что есть в мире. И мир, и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга.

 

Можно выделить несколько  бесспорных идей космизма В. Н. Соловьева:

 

– идея всеединства, вечного  органически целостного истинно  сущего мира, которая имеет религиозный  характер;

 

– тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек, являясь посредником  между Богом и материальным бытием, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек  – устроитель и организатор Вселенной).

 

В космосе Соловьева главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз  и узловых моментов его эволюции и бытия.

 

Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая, тем самым  Соловьевкритикует рациональность как отвлеченное начало, подчиняя и преобразуя ее в свете религиозного опыта и мистического созерцания.

 

Космос, космическое в  философском сознании обычно были воплощением  беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с  трепетом ужаса перед бездной  небытия. Созерцательное отношение  к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Е. П. Федорова в философию  и науку входит требование преобразовательной активности со сторонычеловечества, направленной на макрокосмос. Пророческая идея Федорова о неразрывной связи космоса и человека находит свое подтверждение в современных научных подходах. В этой связи можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя. Если бы мир был другим хоть немного, нас бы не было. Чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла, – не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот принцип. Изменять свою природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство, произведенное несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной), приводит к истощению природы, которая, как бумеранг, обрушивается на самого человека.

 

86. ПРИНЦИПЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО  ЭВОЛЮЦИОНИЗМА 

 

Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с  постепенными количественными изменениями  объекта (эволюция), и революционную, характеризующуюся качественными  изменениями в структуре объекта (революция). Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития (прогресс) и регрессивную, нисходящую линию (регресс).

 

Эволюция в широком  смысле – представление об изменениях в природе и в обществе, их направленности, порядке, закономерностях; определенное состояние какой-либо системы рассматривается  как результат более или менее  длительных изменений ее предшествовавшего  состояния; в более узком смысле – представление о медленном, постепенном количественном изменении.

 

Эволюционная теория (эволюционизм) зародилась и развилась в XIX в. в  качестве оппозиции представлению  о неизменности мира, но своего апогея она достигла в нашем столетии, и ее принятие можно считать достижением XX в. В прошлом веке идея неизменчивости органического мира нашла свое яркое выражение в лице Ж. Кювье. Он исходил из своей теории постоянства и неизменности видов и ее двух основных принципов – принципа корреляций и принципа условий существования. Теория типов, теория гармонии природы и теория неизменности видов прекрасно согласовались друг с другом и составляли фундамент естествознания первой половины XIX в. Впервые обосновал эволюцию Ч. Дарвин.

 

В XX в. идею гармонии природы  сменила идея эволюции. Принцип гармонии природы, теория типов и представление  об устойчивости вида отодвинулись в  сознании людей на задний план, а  многим казались опровергнутыми. С  течением времени, однако, полное обоснование  эволюционной идеи породило свою противоположность. В науке XX в. вновь возродилась  идея устойчивости. И с тем же благородным рвением, с каким  человеческая мысль разрушала теорию типов и теорию неизменности видов, она устремилась на поиски механизмов поддержания устойчивости.

 

В. И. Вернадский сумел раскрыть на уровне биосферы в целом взаимодействие эволюционного процесса и идеи устойчивости живой природы. По сложившемуся мнению вершина его творчества – учение о биосфере и об эволюционном переходе ее под влиянием человеческого разума в новое состояние – ноосферу. Основные направления поиска в эволюционной теории – это разработка целостных  концепций, отражающих системный характер изучаемых явлений.

 

Общепризнан тезис о движении как атрибуте материи, но можно ли считать атрибутом материи развитие? Решение вопроса об атрибутивном характере развития связано с  тем содержанием, которое вкладывается в понятие «развитие». Обычно выделяют три подхода: развитие как круговорот; развитие как необратимое качественное изменение; развитие как бесконечное  движение от низшего к высшему. Эти  подходы справедливы, когда речь идет не о материи вообще, а о  каком-либо материальном образовании.

 

Одной из фундаментальных  черт современного естествознания и  направлений его диалектизации является проникновение в систему наук о природе эволюционных идей, которые связаны с концепцией иерархии качественно своеобразных структурных уровней материальной организации, выступающих как этапы эволюции природных объектов.

 

87. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 

 

Физиология – наука  о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных  частей, клеток, органов, функциональных систем. Это весьма разветвленная  наука, охватывающая многие проблемы, связанные с механизмами различных  функций живого организма (ростом, размножением, дыханием и др.), с их взаимодействием, регуляцией и приспособлением к  внешней среде, происхождением и  становлением в процессе эволюции.

Информация о работе Шпаргалка по "естествознанию"