Пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Этнология Гумилева многогранна: с ее помощью решены трудные задачи в исследовании разных народов. Благодаря Гумилеву совершился переход от общего знания о философии истории, науки крайне субъективной, от работ натурфилософов, от Дж. Вико, И. Гердера, Н. Грановского, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби к построению новой историко-этнологической науки, являющейся, по убеждению ее автора, естественнонаучной. В полном контексте истории ХХ в. она становится всемирно-исторической картиной мира [5, c. 18].В качестве методов впервые для данного предмета были использованы теория биохимической энергии В.И. Вернадского и системный подход Берталанфи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
I.ЭТНОС
1.Понятие этноса……………………………………………………………………………………..………4
2.Этнос как система…………………………………………………………………………………………5
II. ЭТНОГЕНЕЗ
1.Метод в этнологии……………………………………………………………………………………….6
2.Пассионарность в этногенезе…………………………………………………………………….10
3. Фазы этногенеза………………………………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

реферат КСЕ.docx

— 43.76 Кб (Скачать файл)

Чтобы человек мог расходовать  «распирающую» его изнутри энергию, ему необходимо получить для этого  новые возможности. Он может получить их, вступив в новые социальные связи, которые при этом играют роль каналов приложения (утилизации) избытка  человеческой энергии. Так возникает  спонтанное стремление высокоактивных особей к объединению в  новые  социальные структуры. Подобный процесс  мы наблюдаем в подростковой среде, когда у бурно растущей молодежи возникает необоримая тяга к созданию группировок и жестоким дракам между  ними по поводам, совершенно непонятным с точки зрения разума (например, драки между фанатами разных футбольных клубов или рок-поп-групп). Так возникают консорции - зародыши новых этносов.

 

Но консорции как продукт начальной стадии процесса этногенеза не могут возникнуть сразу. Для них необходима некоторая «критическая масса», то есть определенная минимальная доля высокоактивных особей в популяции. Поэтому процесс имеет скрытую (латентную) фазу, которая длится около 150 лет.[18] В те времена (0,5 – 3 тыс. лет тому назад), за которые мы имеем исторические данные, имеющие значение для вычленения процессов этногенеза, в активное деторождение вступали в среднем примерно в возрасте 15 лет. Следовательно, для выхода из латентной фазы должно смениться около 10 поколений людей.

После выхода процесса из латентной  фазы начинается бурное разрастание  новых социальных структур, их активное взаимодействие, поскольку именно усложнение структуры этносоциума оказывается наиболее эффективным (с «энергетической» точки зрения) способом «утилизации» его растущего пассионарного ресурса. Данный процесс подхлестывается продолжающимся воздействием мутагенного агента. Эта фаза явного пассионарного подъема, который уже может оставлять следы в истории человечества, длится еще примерно 150 лет (10 поколений).

Затем пассионарных особей становится так много, что внутри старого социума им жить уже невозможно. Начинается либо бурная  экспансия в сопредельные регионы, либо истребительная междоусобица. Л.Н. Гумилев назвал эту фазу фазой пассионарного перегрева, или акматической. Ее продолжительность составляет около 300 лет. С системологической точки зрения эта фаза характеризуется динамическим (как правило, с колебательными процессами) равновесием между алгоритмикой этносоциума, которая обеспечивает максимально возможное расходование пассионарного ресурса (или «стравливание» его избытка путем экспансии или междоусобного взаимоистребления) без разрушения этносоциальной системы, и природно-биологическими механизмами, которые обусловливают продолжающееся возобновление этого ресурса («ограничение по насыщению»). Иными словами, существует некий допустимый предел подъема пассионарности по условию внутренней устойчивости этноса (этносоциума) как системы. При превышении его либо начинаются описанные выше процессы экспансии или внутреннего взаимоистребления, либо этносоциальная система прекращает существование (например, вследствие легкомысленно развязанной войны против противника, оказавшегося более сильным).

Весь описанный выше процесс  занимает около 600 лет. За это время  затухают все естественноприродные (в том числе биологические) процессы, обуславливавшие увеличение доли пассионарных особей.

Как указывал Л.Н. Гумилев, пассионарность снижает степень инстинктивного самосохранения особи. Поэтому в ходе эволюции биологического вида она приобрела характер рецессивного  генетического признака. Из математического описания наследования признаков известно, что при равновероятном формировании родительских пар доля особей, у которых проявляется унаследованный от родителей рецессивный признак, с каждым поколением монотонно уменьшается. Таким образом, после прекращения действия мутагенного фактора доля пассионарных особей в популяции имеет тенденцию к естественному снижению со сменой каждого поколения.

Так начинается обратный процесс - нисходящая ветвь цикла этногенеза. При этом, по прошествии определенного времени, пассионарного ресурса становится недостаточно для прежнего функционирования социальных институтов, характерных для алгоритмики акматической фазы, и тогда неизбежно происходит перестройка социальной алгоритмики. Начинается новая фаза цикла этногенеза, которую Л.Н. Гумилев назвал фазой пассионарного надлома. Для нее характерен постепенный распад тех структур и внутриэтнических связей, которые позволяли утилизировать большое количество пассионарной энергии и обеспечивали агрессивное поведение этносоциума на геополитической арене. Длительность этой фазы составляет в среднем 150 - 200 лет, то есть 10-13 поколений.

То, как сложится дальнейшая этническая история данного этносоциума, на наш взгляд, существенно зависит от его пассионарной структуры, то есть от количественного соотношения между группами людей с различным уровнем пассионарности.

Л.Н. Гумилев указывал, что в каждом этносе можно выделить три группы людей, различающихся по уровню своей индивидуальной пассионарности. Пассионарии – это те из них, у кого пассионарность явно преобладает над инстинктами и сиюминутными узкопрагматическими интересами, которые совокупно обеспечивают биологическое существование особи, ее самосохранение и продолжение ее рода. Гармоничные личности – те, у кого эти противоположно направленные факторы примерно уравновешены. Субпассионарии – те, у кого поведение определяется преимущественно животными инстинктами, примитивными потребностями и сиюминутными интересами.

Если в ходе акматической фазы этносоциум преимущественно утрачивал пассионариев и субпассионариев (такое развитие событий характерно для этносоциумов, осуществлявших активную колониальную экспансию или захватнические войны), то к концу фазы пассионарного надлома в этносоциуме остается достаточная доля гармоничных личностей, не склонных к безумным авантюрам, но работоспособных и обладающих внутренним человеческим достоинством. Вследствие этого складываются предпосылки для последующего экономического и культурного расцвета, который Л.Н. Гумилев называл цивилизацией.

Если же в акматической фазе этносоциум преимущественно утрачивал гармоничных личностей, что характерно для этносоциумов с кровавыми внутренними междоусобицами и социальными конфликтами (в том числе – социальными революциями, если в ходе их истреблялся материально-экономический и человеческий потенциал), то последующий пассионарный надлом будет характеризоваться тем, что Л.Н. Гумилев называл распадом этнического поля: дальнейшей поляризацией этносоциума, углублением социальной пропасти между пассионариями и субпассионариями (в том числе – классовой пропасти между пассионариями в виде класса хищных собственников средств производства – эксплуататоров - и субпассионариями в виде класса эксплуатируемых трудящихся, в большинстве своем психофизиологически не способных к самоорганизации и самозащите своих интересов). Такая поляризация может иметь достаточно печальные последствия. С одной стороны, это формирование новой консорции в виде высокоактивных собственников средств производства, для которой характерны «акматические» процессы взаимоистребительной внутренней междоусобицы («война олигархов»). С другой стороны - этногенетическое угасание (обскурация) основной массы населения, не способной (в силу недостаточной пассионарности подавляющего большинства индивидуумов) к внутренней самоорганизации для продолжения нормального социального функционирования данной группы населения.  Очевидно, что при таком развитии событий не остается больших надежд на то, что за пассионарным надломом последует достаточно продолжительный период желанной цивилизации, для которой характерны рост благосостояния, культурный расцвет, устойчивое функционирование демократической политической системы.

По общему правилу, по прошествии периода пассионарного надлома происходит новая перестройка социальной алгоритмики - устанавливается новое относительное равновесие: между пассионарным ресурсом этносоциума и потребностями затрат пассионарной энергии для обеспечения устойчивого существования этносоциума как в своем ареале, так и в конкурентной геосоциальной (геополитической) среде. Эту фазу цикла этногенеза Л.Н. Гумилев назвал инерционной.  Однако, поскольку доля пассионариев продолжает убывать на протяжении каждого поколения за счет чисто естественных (генетических) причин, вскоре в этносоциуме возникает иная проблема - дефицит пассионарности, и судьба этносоциума, как будет показано далее, во многом зависит от того, как ему удастся справиться с этой проблемой.

Если этносоциуму удалось пойти по «цивилизованному» сценарию, то на этой фазе цикла этногенеза развиваются экономика, культура и наука. Широкое распространение получают идеалы гуманизма и прав человека. Население пользуется благами цивилизации. Если же на стадии пассионарного надлома произошел слишком глубокий социально-классовый распад этнического поля, то весьма вероятен стремительный переход в фазу обскурации,на которой, в большинстве случаев, угасающий этнос становится субстратом для новых этносов, передавая им и свой остаток человеческого потенциала, и (что наиболее важно для человечества!) свои культурные достижения.

 

Поскольку длительность инерционной  фазы мало зависит от чисто естественных (внесоциальных) причин, то длительность этой фазы определяют иные факторы, и предугадать ее заранее практически невозможно. Разброс может достигать одного и даже двух порядков (то есть 10 - 100 раз). Разумеется, огромное значение имеет то, как система управления социумом (то есть государство) сможет компенсировать или хотя бы замедлить дальнейшее падение уровня пассионарности (например, эффективной иммиграционной и демографической политикой). Кроме внешних геосоциальных факторов (агрессия сопредельных этносоциумов), на длительность инерционной фазы значительное влияние может оказать ширина зоны устойчивости присущих этой фазе алгоритмов функционирования этносоциума применительно к условиям ареала обитания (в частности - природно-климатические факторы). Если, например, климат позволяет проявлять довольно широкую лень и сибаритство без серьезных сбоев, то так жить можно будет сравнительно долго. Если же условия жизни требуют постоянного проявления энергичности, то «маниловы» довольно быстро вымирают, а этносоциум теряет внутреннюю системную устойчивость, сокращается в численности, переходя в фазу обскурации, и, в конечном итоге, теряет геосоциальную устойчивость, то есть устойчивость к внешним агрессиям.

Переход в фазу обскурации также сопровождается очередной перестройкой социальной алгоритмики. Большинство этносов (за исключением этносов-изолятов), перейдя в эту стадию, становятся легкой добычей более активных геосоциальных конкурентов и прекращают существование как этносы, становясь субстратом для новых этносов. Однако при этом в ряде случаев возможно возникновение нового этноса, столь похожего на прежний по своим социокультурным чертам, что с культурно-исторической точки зрения это может быть воспринято как чудесное возрождение прежнего этноса (хотя с точки зрения этнической истории это не так).

Последующие стадии цикла этногенеза (мемориальная, гомеостаз, вырождение) сегодня не имеют для нас актуальности и потому не рассматриваются. Отметим лишь, что стадия гомеостаза характеризуется новым относительным равновесием – между остатками пассионарного ресурса этносоциума и потребностями затрат пассионарной энергии для обеспечения его устойчивого существования в своем природном ареале, но без сохранения устойчивости к воздействиям конкурентной геосоциальной среды.

3. Фазы этногенеза

Фазы этногенеза. Для описания последовательности изменение этнической системы, процесс  этногенеза разбивается Гумилевым  во времени отрезки по признакам, характеризующим изменения пассионарного напряжения в этносистеме. Всего шесть временных отрезков – фаз этногенеза: подъем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, фаза обскурации, мемориальная фаза. (Лимарев)

Фаза подъема – стабильное повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка. (Гумилев)

Акматическая фаза – колебание пассионарного напряжения в этнической системе в поле подъема. На предельной для данной системы уровне пассионарности. (Гумилев)

Надлом – резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазе, сопровождающееся расколом системы поле подъема. (Гумилев)

Инерционная фаза – плавное снижение уровня пассионарного напряжения этнической системы поле надлома.

Фаза обскурации – снижение уровня пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса, как системы, либо превращение его в реликт.

Мемориальная фаза – состояние  этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняются культурные традиции.

Заключение

Теория Л.Н. Гумилева имеет большое  значение для понимания исторических судеб народов и, прежде всего, Российского суперэтноса . Выводы могут быть сделаны как на глобальном уровне при принятии политических решений, так и каждым человеком во взаимоотношениях со своим окружением.

Изменить законы Природы нельзя, остановить природные процессы этногенеза невозможно, но можно их предсказать, так же, как предсказывают цунами и землетрясения.

Теория Л.Н. Гумилева – это попытка  дать ответы на наиболее фундаментальные  вопросы человеческого бытия.

Теория пассионарности помогла решить «алгебраически», трудные для «арифметического» решения задачи исторической науки.

Был открыт географический фактор второго  уровня, являющийся пусковым механизмом этногенеза

Существенно были развиты научные  методы и образована новая научная  дисциплина. Определено место новой  науки в системе знаний.

       

 

 

 

 Список литературы

  1. Чернявская ,Ю. Народная культура и национальные традиции[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Chern/01.php
  2. ЕЛИШЕВ ,С.  Основы национальной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ponjatija.ru/node/18http://ponjatija.ru/node/18
  3. Садохин А.П. Этнология[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coolreferat.com/Методы_этнологии
  4. Л.И. Лерман Пассионарность и её проявления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://antisys.narod.ru/lerman.html
  5. Лимарев В.Н. Фазы этногенеза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://limarev10.narod.ru/teor6.htm
  6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.:Гидрометеоиздат, 1990
  7. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993
  8. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. – М.: Экопрос, 1994.
  9. Крюков М. Заметки об этническом самосознании. – М.: «Знание – сила», 1985, № 3.
  10. Этнология: Учебник для вузов, Марков Г.Е., Пименов В.В., ред. – М: Наука, 1994

Информация о работе Пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилёва