Пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Этнология Гумилева многогранна: с ее помощью решены трудные задачи в исследовании разных народов. Благодаря Гумилеву совершился переход от общего знания о философии истории, науки крайне субъективной, от работ натурфилософов, от Дж. Вико, И. Гердера, Н. Грановского, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби к построению новой историко-этнологической науки, являющейся, по убеждению ее автора, естественнонаучной. В полном контексте истории ХХ в. она становится всемирно-исторической картиной мира [5, c. 18].В качестве методов впервые для данного предмета были использованы теория биохимической энергии В.И. Вернадского и системный подход Берталанфи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
I.ЭТНОС
1.Понятие этноса……………………………………………………………………………………..………4
2.Этнос как система…………………………………………………………………………………………5
II. ЭТНОГЕНЕЗ
1.Метод в этнологии……………………………………………………………………………………….6
2.Пассионарность в этногенезе…………………………………………………………………….10
3. Фазы этногенеза………………………………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

реферат КСЕ.docx

— 43.76 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННООЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Государственный  университет Министерства

финансов  Российской Федерации»

Омский филиал

 

Контрольная работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Концепции Современного естествознания

Тема: Пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилёва

Студент: Тараненко Анастасия Александровна

Группа : 1ГМУ1

Курс: 1

   Факультет: Финансово-учетный

Специальность(направление): Государственное и муниципальное управление

Отделение: очное 

 

Научный руководитель: Романова Елена Николаевна

_______________

Дата поступления 

Работы в  деканат 

_________________

Допуск к  защите

Подпись преподавателя 

________________

Защита работы

Оценка 

Подпись преподавателя 


 

Омск – 2012/2013 уч .год.

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………….3

I.ЭТНОС

1.Понятие этноса……………………………………………………………………………………..………4

2.Этнос как система…………………………………………………………………………………………5

II. ЭТНОГЕНЕЗ

1.Метод в этнологии……………………………………………………………………………………….6

2.Пассионарность в этногенезе…………………………………………………………………….10

3. Фазы этногенеза………………………………………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Распад Советского союза делает актуальной проблему взаимоотношения  народов ,так как эта держава вовлекала в свои владения страны социалистического содружества. Национальные конфликты и войны, вспыхнувшие на окраинах великой державы, вызывают беспокойство за наше будущее. И как всегда люди обращаются к истории в поисках выхода их тяжелых ситуаций.

Позднее появилась яркая и принципиально  новая теория, объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов (эносов). Ее автор, Лев Николаевич Гумилев (1912-1992 гг.), – не просто ученый, доктор географических и доктор исторических наук, но один из интересных авторов, повествующий о малоизвестном в прошлом народов нашей Земли. Л.Н. Гумилев создал новую науку этнологию. Его теория долгое время замалчивалась и искажалась официальной наукой.

Будучи энциклопедистом, он изучал многие науки: историю, географию, биологию и смежные с ними дисциплины.

Этнология Гумилева многогранна: с  ее помощью решены трудные задачи в исследовании разных народов. Благодаря Гумилеву совершился переход от общего знания о философии истории, науки крайне субъективной, от работ натурфилософов, от Дж. Вико, И. Гердера, Н. Грановского, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби к построению новой историко-этнологической науки, являющейся, по убеждению ее автора, естественнонаучной. В полном контексте истории ХХ в. она становится всемирно-исторической картиной мира [5, c. 18].В качестве методов впервые для данного предмета были использованы теория биохимической энергии В.И. Вернадского и системный подход Берталанфи.

I. ЭТНОС

1.Понятие этноса

Прежде чем говорить об этносах  и их культурах, следует определить, что же подразумевается под словом “этнос”. В переводе с греческого оно имеет множество значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, язычники, стадо... Что объединяет все эти значения? То, что все они имеют смысл совокупности существ, чем-то похожих. Уже к 5 в. до н. э. выделяются два основных значения этого термина — “племя” и “народ”, и постепенно второе вытесняет первое. Казалось бы, все ясно: этнос — это народ. Но в таком случае, почему же к сегодняшнему дню учеными накоплено несколько сотен определений этого понятия и ежегодно появляются все новые?

Между всеми этими понятиями  есть существенные различия, речь о  которых впереди. Дело в том, что  в культурологическом аспекте термин “этнос” употребляется в узком  и широком смысле. В широком  смысле “этнос” — понятие собирательное, включающее в себя все типы этнических общностей (от крошечного племени до многомиллионной нации). Этносы - это  как бы основные единицы этнической классификации человечества, наряду с которыми можно выделить этнические общности большей или меньшей  сложности. Такое понимание предполагает, что каждый человек относится  к какой-либо этнической общности и  к какой-либо этнической культуре. А  в узком смысле слова этнос  — это одна из форм этнической общности; исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры, психики и самосознанием, позволяющим членам данного этноса отличать себя от всех других этнических образований.

 

2.Энос как система

Этнос в персистентном (цикличном, статичном, реликтовом) состоянии представляет собой этническую систему в состоянии  гомеостаза – последней стадии этногенеза, при которой жизненный цикл этноса повторяется в каждом поколении  без изменений. Такая этническая система находится в равновесии и гармонии с окружающим ландшафтом и не проявляет какой-либо активности в изменении своего окружения. Новое поколение стремится повторить стереотипы поведения предшествовавшего. Наблюдается стремление ограничить прирост населения, недопущение иноземцев к своим культам, заимствование только техники. К персистентному состоянию этносы приходят в результате завершения процесса этногенеза и в этом состоянии, практически ни сколько не изменяясь, они могут существовать достаточно долго

Этнос в динамическом (творческом, историческом) состоянии представляет собой этническую систему, при которой  вследствие «пассионарного толчка», происходит изменение присущих этническому полю ритмов и смена фаз этногенеза, следствием чего является активное преобразование этноландшафтной среды, а «нахождение в персистентном состоянии расценивается как «дикость», «застой», «неполноценность». Новое поколение стремиться быть непохожим на предшествовавшее; возникает «стремление к расширению территории», ареалу обитания этноса, ведутся завоевательные войны; происходит «активное усвоение чужих идей; их использование или отторжение; наблюдается тенденция к неограниченному росту рождаемости, прозелетизм и религиозная нетерпимость; образуются новые социальные группы, на лицо – не циклическое, а линейное исчисление времени

 

Этнос в динамическом состоянии  не может пребывать вечно. Он может  либо исчезнуть; либо по прошествии определённого  цикла развития перейти в персистентное состояние.Для характеристики динамического состояния этноса некоторые авторы используют и другие термины и категории. В рамках своей историко-философской концепции А.Г. Дугин использует для обозначения динамического состояния этноса категорию «народ», вкладывая, правда, в неё свой особый смысл.

II. ЭТНОГЕНЕЗ

1.Метод в этнологии

Официальная этнология занималась лишь накоплением фактов, т.е. была лишь этнографией. Каждая наука предполагает изучение своего объекта с помощью всего объема накопленных ею знаний и соответствующих методов позволяющих получить более полное и точное знание об изучаемом объекте. Современная наука располагает довольно большим количеством методов познания. В целом все их можно разделить на общенаучные и специальные, применяемые в различных комбинациях и сочетаниях в зависимости от специфики изучаемого объекта. Из общенаучных методов этнология отдает предпочтение историческому и социологическому, а из специальных – методу полевых исследований.

 Метод полевых исследований  – один из основных при изучении  этносов и этнических процессов.  Суть метода заключается в  длительном пребывании исследователя  в месте проживания изучаемого  этноса, во вживании в изучаемую  этническую среду. Исследователь,  как правило, участвует в жизни  исследуемой этнической группы  в качестве ее полноценного  члена. Отсюда и ценность метода  полевых исследований заключается  в том, что этнолог становится  свидетелем и соучастником жизни  этноса.

 Исторический метод, в свою  очередь, основан на таких методах  сбора информации, как изучение  археологических материалов и  письменных источников.

 Изучение археологических материалов  позволяет восстановить и реконструировать  этническую и культурную историю  народов. Этот метод – самый  надежный и достоверный способ  получения первичной информации: благодаря современным приемам  изучения и датирования археологических  материалов он позволяет довольно  точно определить время исторических  событий или возраст предметов  культуры.

 Изучение письменных источников  также весьма надежный способ  получения информации, поскольку  различного рода письменные источники  получили предварительную оценку  на доверие собственными составителями.  В качестве письменных источников  используется обычно исторические  жизнеописания народов, составленные  ими самими или представителями  других народов. 

 Среди других методов этнологических  исследований немаловажное значение  отводится сравнительному языкознанию,  сущность которого заключается  в сравнении определенных слов  и терминов из разных языков  и установлении соотношения близких  языков и степени их родства. 

 Социологический метод представляет  собой совокупность исследовательских  методов, технических приемов  и процедур сбора, обработки  и анализа информации и данных, представляющих интерес для этнологической  науки. Он включает в себя  группу частных методов получения  этносоциологической информации, среди  которых наиболее распространенными  являются опрос (анкетирование  и интервьюирование), выборочное  обследование, наблюдение. Социологический  метод используется для сбора сведений по определенным вопросам или в связи с теми или иными событиями жизнедеятельности этносов (межэтнические конфликты, изменение этнических границ, проблемы этнической идентичности, межэтнические контакты и т.п.).

 С помощью опроса в мире  собирается большая часть этнологической  информации. Исследователи считают  этот метод почти универсальным  методом познания, поскольку он  позволяет получить информацию  о чувствах, мотивах, установках, побуждениях людей, которыми они  руководствуются в своем повседневном  поведении. Помимо изучения субъективных  состояний, с помощью метода  опроса можно получить информацию  и об объективных явлениях  жизни этносов, не зафиксированных  в документальных источниках. В  этнической социологии различают  два вида опроса можно получить  информацию и об объективных  явлениях жизни этносов, не  зафиксированных в документальных  источниках. этнической социологии различают два вида опроса: сплошной и выборочный. В свою очередь, в рамках сплошного опроса выделяется особая разновидность – перепись, при которой опрашивается все население страны, этнической общности или группы. Для этнологов перепись имеет огромное значение, так как содержит информацию по самому широкому кругу вопросов, в том числе об этнической принадлежности (национальность), языке, социально-экономические, социально-культурные и демографические показатели. Более того, эта информация уже представлена в систематизированном, упорядоченном виде.

 Важная особенность переписей  заключается в том, что при  их проведении люди сами определяют  свою этническую принадлежность  по самосознанию, что дает возможность  точнее выявить не только этнический  состав страны, но и иерархичность  многих этносов – наличие в  них этнографических, этнокультурных и территориальных групп. При этом собираемая информация привязана к вполне определенному отрезку времени и касается каждого жителя страны или члена этнической общности.

 Не менее важным и надежным  методом является выборочное  исследование. Суть его заключается  в составлении суждения о неизвестных  явлениях или процессах генеральной  совокупности по его выборочной  статистике. Популярность этого  метода в значительной степени  обусловлена тем, что этнологии  часто не имеют возможностей  для проведения сплошных комплексных  обследований этнических процессов  или этнических групп отдельных  регионов. Поэтому, как правило,  исследование проводятся избирательно  – по ограниченному кругу проблем  или объектов исследования либо  по отдельным этническим группам.  Данные, полученные на ограниченном  объеме, отражают всю совокупность  изучаемых процессов и служат  для нее репрезентативными показателями. Метод наблюдения – целенаправленное, систематическое, непосредственное  визуальное восприятия и регистрация  значимых с точки зрения целей  исследования этнических явлений,  процессов, а также отдельных  признаков и свойств изучаемых  этнических групп и общностей.  Суть его заключается в наблюдении  образа жизни, взаимодействий, обычаев,  нравов и традиций племен, этнических  групп и общностей. Метод наблюдения  имеет узкие границы, поскольку  наблюдатель, отбирая впечатления,  не может полностью отвлечься  от их собственной оценки. По  этой причине данный метод  чаще всего используется при  первичном ознакомлении с объектом  исследования, а также при изучении  этнических групп и национальных  меньшинств.

 Методическая база современной  этнологии не ограничивается  отмеченными методами научного  познания. Современные процессы  взаимной интеграции различных  сфер научного знания все чаще  приводят к использованию в этнологии научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворными здесь оказываются методы этнографии, демографии, семиотики, психологии, прикладной социологии.

 

2.Пассионарность в этногенезе

Жизнь человека в «обычных» условиях характеризуется относительным  равновесием его физиологических  возможностей и тех затрат усилий (и, соответственно, энергии), которые  необходимы для его жизнедеятельности. То есть, в условиях прежних внутрисоциальных и биосферных связей человеку с необычно высокой внутренней энергией некуда девать ее избыток.

Информация о работе Пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилёва