М.В. Ломоносов - основоположник российской науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 21:55, реферат

Описание работы

М.В. Ломоносов был во всех отношениях личностью небывалого масштаба. Он считается признанным гением и с течением времени все яснее становится, что его наследие требует дальнейшего тщательного изучения и осмысления.
Ломоносов занимает особое место в истории отечественной науки, культуры в целом, в истории России. Как справедливо писал о нем в начале ХХ столетия русский философ В.Ф.Эрн «отставьте Академию от Ломоносова - и в Академии останутся лишь стены да мебель».

Файлы: 1 файл

Реферат (1).docx

— 79.80 Кб (Скачать файл)

Факультет     Управления

Кафедра        Менеджмент

 

Реферат

по дисциплине

Концепции современного естествознания

 

 

Тема:

 

 

М.В. Ломоносов - основоположник российской науки.

   

 

                                              

Выполнил студент

Первого курса   Рядчин Андрей Николаевич


 

 

 

 

Преподаватель

Разумова  Е. Р.

 

(ученая степень, звание, фамилия  и инициалы)


                                 

 

 

 

Москва 2015г.

Введение

М.В. Ломоносов был во всех отношениях личностью небывалого масштаба.  Он считается признанным гением и с течением времени все яснее становится, что его наследие требует дальнейшего тщательного изучения и осмысления.

Ломоносов занимает особое место в истории отечественной науки, культуры в целом, в истории России. Как справедливо писал о нем в начале ХХ столетия русский философ В.Ф.Эрн «отставьте Академию от Ломоносова - и в Академии останутся лишь стены да мебель».  

Как известно, М.В. Ломоносов был человеком энциклопедических знаний, успешно работавшим во многих областях естествознания, техники и гуманитарных наук. Все это позволяло ему подходить к задачам познания природы не только с точки зрения какой-либо отдельной науки, а опираясь на объединенные данные целого комплекса наук. М.В. Ломоносов неоднократно подчеркивал необходимость комплексных исследований, в которых сочетались бы методы нескольких наук в интересах достижения общей цели.

Известно, что Ломоносов внес громадный вклад в развитие целого ряда естественных и гуманитарных наук, известно, что он практически создавал в России серьезное, соответствующее времени, образование как основу для развития науки, известно, как органично вошел он при этом в мировую науку и культуру, ведя за собой Россию. «Без науки нет будущего для отечества» - справедливо полагал Ломоносов. Движимый реальным патриотизмом, на основе глубоких исследований российской истории, он был способен оценить подлинный потенциал России, ее возможности и, понимая, что в историческом развитии так важно не упустить время, всего себя отдавал практической реализации своих научных открытий.

1. Биография М.В. Ломоносова

Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка, что в Архангельской губернии.

Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека. Мать Михаила Ломоносова - Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге.

И вот, в начале декабря 1730 года, Ломоносов без разрешения отца ушёл из дома, с санным обозом отправился в дальнюю дорогу на Москву. Около полутора месяцев находился обоз в пути. В 1731 году Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил Васильевич изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».

Счастливая случайность - вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников - решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля - химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.

В 1741 году Ломоносов возвращается на родину уже зрелым, высококвалифицированным ученым. Началась плодотворная научная деятельность в стенах академии, которая продолжалась почти четверть века.

В 1742 в Петербургской Академии наук Ломоносов сделан адъюнктом по физике, а в 1745 профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни.

В 1757 Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом.

В 1760 году Ломоносов избран почетным членом Шведской королевской АН. Но как достижение положения, так и деятельность Ломоносова сопровождались непрерывной борьбой с академической канцелярией, которая заведовала не только экономическими, но и учеными и учебными делами, с господствовавшей немецкой партией, «с неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно насаждению Петра Великого».

Напряженная деятельность, продолжительная борьба с враждебной партией преждевременно расстроили здоровье Ломоносова. Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля скончался.

Похоронен Михаил Васильевич Ломоносов на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

2. Творческая деятельность и научное наследие М.В. Ломоносова

Ломоносову был присущ широкий, отличающий большого ученого, взгляд на познание и его предмет. И в этой области, в значительном своем смысле философской, он высказал глубокие, выходящие за пределы конкретного исторического времени, идеи. Он рассматривал духовную культуру как целостное явление, в котором каждая из граней требует осознания своей незаменяемости и самоценности. Нет смысла, по Ломоносову, ставить вопрос о том, что выше - наука или религия, поскольку это просто разные сферы духовной жизни. Разные, но взаимосвязанные. И поэтому он был близок в понимании проблемы соотношения науки и религии таким мыслителям как Ньютон, Лейбниц, Декарт. Наука и религия, полагал Ломоносов, по своей природе не могут противоречить друг другу. Он писал, что «неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если думает, что на Псалтыре можно научиться астрономии или химии». Потому так естественны у него восклицания: «Но коль велика творческая премудрость!» и закономерны его выводы: «Чем глубже до самых причин толь чудных дел проницает рассуждение, тем яснее показывается непостижимый всего бытия строитель».

М.В. Ломоносов рассматривал проблему единства естественнонаучного знания. По Ломоносову, знание едино прежде всего потому, что един мир, природа как предмет познания гармонична во всем своем бесконечном многообразии и познание этой объективной гармонии мира определяет гармоничность знания, внутреннюю связь наук. Идея единства познания как важнейший познавательный мировоззренческий принцип - это условие успеха в достижении истины, считал ломоносов и неоднократно подчеркивал важность этой идеи. Он писал о том, что химия неразрывно связана с физикой, ее «правая рука», тогда как «математика - глаза» физики. Он был озабочен тем, чтобы идея связи наук стала основополагающей в образовании, которое требует осознания того, что необходим «союз наук и людей ученых дружба», ибо часто требует астроном совета физика и механика, ботаник - химика и т.д. «Слеп физик без математики, сухорук без химии». Сам Ломоносов был гармоничной личностью, энциклопедистом в науке своего времени. Главную цель своей жизни он видел в достижении истины: «Твердо намеряюсь держаться истины и употреблять на то целую сил возможность. Великостию сего дела закрыться должно все, что разум от природы отвратить может».

В 1741 году Ломоносов возвращается в Россию сложившимся учёным с определёнными научными убеждениями и принципами. Его назначают адъюнктом физики Петербургской Академии. С этого времени и до конца своей жизни Ломоносов трудится над созданием условий, способствующих “процветанию наук” в России. Первыми научными трудами Ломоносова были сочинения, посылаемые им из Германии в Академию Наук в качестве отчета о своих научных занятиях. “Работу по физике о превращении твёрдого тела в жидкое, зависящем от движения имеющейся налицо жидкости”(1738г.), “О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул”(1739г.). В Марбурге же Ломоносов начал большое сочинение “Элементы математической химии”(1741г.), которое осталось незаконченным, как и многие другие работы по физике и химии. В этих работах Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества, проник в тайны его строения. Концепция атома возникла впервые в Древней Греции в 5-3 в.в. до н.э. - древнегреческие философы Демокрит, Эпикур высказывали мысль, что все тела в окружающем нас мире состоят из мельчайших неделимых частиц, “кирпичиков”, вещества (“атом”-по-гречески “неделимый”). “Корпускула (по Ломоносову)-есть собрание элементов в одну небольшую массу”. Ломоносов впервые разграничил понятие атома “элемента” и молекулы “корпускулы”, но лишь в XIX веке это его предвидение нашло окончательное признание-английский учёный Джон Дальтон продолжил его учение, что привело к созданию химической атомистики. Эти первые работы Ломоносова предопределяют дальнейший ход развития его научных воззрений. Ломоносов начинал свой научный путь в эпоху становления химии как науки, хотя с различными химическими превращениями человек имел дело ещё в древние времена. А химия XVII в. ещё не освободилась от алхимических представлений; алхимики преследовали мистические цели - искали средства превращения обычных веществ в благородные металлы, создания удивительного вещества - “философского камня”, но им принадлежат и практические цели: изготовление различных лекарств для лечения людей. Поэтому первоначальные сведения о химических явлениях и процессах накапливались в результате практической деятельности людей - в ходе выплавки металлов, изготовления стекла и керамики и т.д. В этом смысле металлургическая практика стимулировала особый интерес к металлам и их окислам. Но нужно было и теоретическое обоснование процессам. В 1703 году врач прусского короля, занимавшийся химией, Георг Эрнест Шталь предложил так называемую теорию флогистона (“флогистос” по-гречески воспламеняющийся). Шталь считал, что различные вещества и металлы содержат в своём составе особое “начало горючести” - флогистон - невесомое вещество с отрицательным весом. У этой теории было много сторонников. Принимал её и Ломоносов (сочинения “О металлическом блеске”(1745г.), “О рождении и природе селитры”(1749г.), даже в его физико-химических заметках в “курсе истинной физической химии”(1752- 1754г.г.) “Слове о рождении металлов от трясения земли”(1757г.), “Слове о происхождении света…(1756г.) и других сочинениях. Ведь во времена Ломоносова были известные только два газа: воздух и углекислый газ. Водород, кислород и азот были открыты после его смерти. В этих условиях создать правильную теорию горения было просто невозможно. Поразительно, что молодой Ломоносов увидел недостатки в современной ему науке и наметил правильные теоретические основы химии. В основе химических явлений, по Ломоносову, лежит движение частиц - “корпускул”. Ещё Галилей считал, что корпускулы находятся в движении. А движение - создаёт тепло - считал Ломоносов. В работах Ломоносов на эту тему - о теплоте и холоде: “О нечувствительных физических частицах, составляющих тела природы…”(1744г.) и классической “Размышления о причине теплоты и стужи”(1747г.) важную роль играет атомистика. Отдельные положения его классической работы о теплоте и холоде предвосхитили представления атомно-молекулярной теории более чем на 50 лет. В этих работах Ломоносов показывает, что теплота это результат движения “нечувствительных частиц” и зависит от скорости их хаотического движения, которое прекращается при достижении “низшего градуса холода”, т.е. говорит Ломоносов: “Величайший холод в теле - абсолютный покой; если есть хоть где-либо малейшее движение, то имеется и теплота” Ломоносов впервые искусственным путём получил холод, при котором замёрзла ртуть, и назвал температурой абсолютного нуля.

В 1745 году Ломоносов был избран в число академиков, стал первым русским профессором химии в университете. В 1748 году он создаёт первую русскую химическую лабораторию, помогает Ломоносову в этом его близкий друг Г. Рихман - русский физик, занимавшийся работами по электричеству. В научной системе Ломоносова важное место занимает один из фундаментальных законов природы - закон сохранения материи (или массы вещества) и движения, ведь материя без движения столь же немыслима как и движение без материи. Физические представления о материи и движении - философских понятиях, были развиты учёными древности Демокритом, Платоном, Аристотелем, которые не утратили своего значения и по сей день. В дальнейшем достижения Г.Галилея и его современников в области физического учения о материи и движении, подготовили почву для работ И.Ньютона. Мерой количества материи была масса, а термин “материя” закрепился в конце XIX века только за “весовой материей”-веществом. Впервые Ломоносов формулирует “всеобщий закон” сохранения в письме к Леонарду Эйлеру (великолепному математику, физику и астроному) в 1748 году: “Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования, и т.д. Т.к. это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому…”-мысли, которых до Ломоносова не высказывал. Это знаменовало переворот в науке, начало этой эры; теперь наука могла объяснить изменения веществ - один из основных вопросов, занимавших в то время умы учёных. Печатная публикация закона последовала через 12 лет, в 1760 году, в диссертации “Рассуждение о твёрдости и о жидкости тел.” Рядом блестящих опытов, Ломоносов, на конкретном примере применения всеобщего закона сохранения, доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях. Это поистине великое открытие, благодаря которому удалось сформулировать и основной закон химической науки - закон постоянства массы. Так, Ломоносов в России, а позднее Лавуазье во Франции завершил процесс превращения химии в строгую количественную науку. Век алхимии кончился, начался путь к химическим производствам.

В науке, по мнению Ломоносова, теория и практика неразрывно связаны. Уже в одной из своих первых работ - “Элементы математической химии” Ломоносов утверждает: “Истинный химик должен быть теоретиком и практиком…, а также и философом.” Так, при самом зарождении химической науки, Ломоносов, сам только начинавший свой научный путь, ясно понял, что химическая теория должна строиться на законах механики и математики.

Информация о работе М.В. Ломоносов - основоположник российской науки