Модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия сознания и рассмотрение «расширяющегося сознания» в соотношении с классическими представителями.
Перед нами поставлены следующие задачи:
Рассмотреть структуру и выявить источники сознания.
Изучить понятие сознания.
Рассмотреть модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций.

Файлы: 1 файл

моя.docx

— 48.28 Кб (Скачать файл)

В соответствии с классической моделью:

1. Границы  человеческого организма абсолютны  и совпадают с поверхностью  кожи.

2. Коммуникация  и приобретение информации требуют  участия сенсорных органов и  известных видов энергии.

3. Умственная  деятельность состоит в перекомбинировании сенсорной информации (нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах).

4. Хранение  в памяти осуществляется на  основе материального субстрата  — мозговых клеток и цепей  генов.

5. Духовный  опыт сводится к исходному  нарциссизму, жажде «океанического  чувства» и другим младенческим  переживаниям.

6. Сознание  есть продукт мозга и нейрофизиологических  процессов, происходящих в нем.

7. Симптомы  психического заболевания надо  ликвидировать с помощью лекарств.

8. Во  время патологического процесса  внутренние гомеостатические и  целительные механизмы организма  бездействуют.

9. Лечение  психических заболеваний следует  проводить электрошоком, инсулиновой  блокадой, психофармакологическими  средствами, вербальной психотерапией  (метод свободных ассоциаций, беседа, разрушение стереотипов).

10. В процессе  лечения терапевт активен, пациент  пассивен. Врач — эксперт, он  все знает.

11. Цель  лечения—преодоление симптомов болезни и дискомфорта.

Напротив, в соответствии с так называемой холотропной моделью сознания С. Грофа:

1. Человек  имеет бесконечное поле сознания, выходящее за пределы трехмерного  пространства, линейного времени  и причинно-следственных связей; он соизмерим со всею целостностью  бытия.

2. Для  коммуникации и получения информации  не обязательны сенсорные каналы  и известные виды энергии.

3. Психика  включает весь опыт эволюции  Вселенной (в том числе смерть  и коллективное бессознательное). В каждом человеке есть все.

4. Память  может существовать без материального  субстрата.

5. Духовный  опыт является универсальным;  продолжает информацию, полученную  в измененных состояниях сознания, и несводим к регрессивным  состояниям.

6. Сознание  опосредуется мозгом, но не зарождается  в нем.

7. Симптомы  болезни следует поддерживать (принцип  гомеопатии), так как наличие их  свидетельствует о возможности  решения проблемы, вставшей перед  организмом.

8. Гомеостатические  и целительные механизмы всегда  играют решающую роль и необычные состояния сознания активизируют их силу.

9. Лечение  осуществляется с помощью сеанса  изменения сознания (духовное исцеление,  исцеление через транс, ритуалы  перехода, мистерии смерти и возрождения  и т. п.).

10. Терапевт  только помогает в процессе  исцеления установить связь между  Эго и высшим Я. Источник  исцеления — сам пациент.

11. Цель  лечения — глубокая трансформация  личности и смена фундаментальных  ценностей человека. По-настоящему  здоров тот, кто приходит к  чувству планетарного единства, экологической озабоченности и  необходимости служения.

Какими  бы удивительными ни казались максимы  холотропной модели сознания, прослеживаются определенные параллели между ними и современными физическими представлениями.

1. Поле  сознания выходит за трехмерное  пространство и линейное время  (в физике: пространство — время  не трехмерно и не линейно).

2. Отсутствует  однозначный детерминизм (в физике: внедрение вероятностных представлений).

3. Память, как и энергия может существовать без материального субстрата (в физике: масса покоя может быть равна нулю).

4. Поле  сознания бесконечно (в физике: принцип  дальнодействия).

5. Сознание  опосредуется мозгом, но не зарождается  в нем (в физике: «свобода воли»  электрода).

6. Вселенная  предполагает участие космического  разума как решающего фактора  развития. Сознание — исходный  атрибут существования (в космологии: антропный принцип).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сознание — объект внимания многих наук, как естественных, так  и гуманитарных. Органом сознания является мозг и интерес к нему очень велик. Вопросы сознания неразрывно связаны с проблемой существования  мира и проблемами познания человеком  самого себя.

Традиционно сознание определяется как высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой состоит:

1. В отражении объективных  свойств предметов внешнего мира.

2. В предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов.

3. В правильном регулировании  и саморегулировании взаимоотношений  человека с общественной и  природной действительностью.

Сознание — это совместное знание, общее, то, что может быть передано другим людям. Язык служит нормой выражения мысли и средством  общения людей. Мысль никогда  не равна прямому значению слова, но она и невозможна без слов.

Классическую модель сознания можно описать так: сознание есть продукт мозга и нейрофизиологических процессов, происходящих в нем. Материальный мир в том виде, в каком он воспринимается индивидом с момента  рождения, является единственным источником, из которого черпается психическое  содержание. Новорожденный - это «tabula rasa» (чистый лист). Концепция, учитывающая постнатальные воспоминания индивида (то есть после рождения) и фрейдовское бессознательное, считается достаточным и адекватным способом объяснения психических феноменов, которые свойственны индивидам, не страдающим органической патологией. Все, что в эту концепцию не вписывается, вызвано какой-нибудь патологией («болезнь с известной или неизвестной этиологией»). При рассмотрении психотических феноменов обычно пренебрегают биографическими факторами и считают, что их основной причиной являются анатомические, физиологические или биохимические изменения организма. Психологическое направление пытается объяснить природу и содержание психотического опыта ранними постнатальными травмами.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамович В. Метафизика и космология учёного Николы Теслы// Дельфис. – 1999. - № 4. – С. 31-36
  2. Акимов А.Е., Ю., Карпенко Ю.П. Место сознания в системе научного знания// Сборник работ академика РАЕН, директора Международного института теоретической и прикладной физики А.Е.Акимова / Сост. В.Г.Акимова. – Пенза, 2000. С. 63 – 83
  3. Герасимова И.А. Проблема сознания в контексте междисциплинарного диалога // Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение. Труды Международной конференции. 9-12 сентября. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет»,  2004. - С.170-174.
  4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания.  М.: Центр, 1997
  5. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.
  6. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

1 Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.

2 Герасимова И.А. Проблема сознания в контексте междисциплинарного диалога // Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение. Труды Международной конференции. 9-12 сентября. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. - С.170-174.

3 Герасимова И.А. Проблема сознания в контексте междисциплинарного диалога // Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение. Труды Международной конференции. 9-12 сентября. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. - С.170-174.


Информация о работе Модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций