Модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия сознания и рассмотрение «расширяющегося сознания» в соотношении с классическими представителями.
Перед нами поставлены следующие задачи:
Рассмотреть структуру и выявить источники сознания.
Изучить понятие сознания.
Рассмотреть модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций.

Файлы: 1 файл

моя.docx

— 48.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Модель «расширяющегося  сознания» в ряду других концепций

В материалистической философии в варианте марксистской философии под сознанием понимается высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности в форме  чувственных и умственных образов  предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Сознание представляет собой  свойство высокоорганизованной материи  – мозга. Сознание выступает как  осознанное бытие, субъективный образ  объективного мира, а в гносеологическом плане – как идеальное в  противоположность материальному и в единстве с ним. Социальная практика оказывается решающей для формирования и развития сознания (как совокупности идей, ценностей, установок, представлений).

В информационной концепции сознания, развиваемой  в рамках когнитивно-эволюционного подхода, оспаривается тезис о доминирующей роли социальных факторов в феномене сознания и указывается на важнейшую роль генетически-врожденных факторов (в том числе и культурных генов), под влиянием которых формируется и реализуется работа когнитивной системы человека. Поддерживается вывод: «Сознание, разумное мышление, память, с точки зрения коннекционистских моделей, возникают в результате самоорганизации как эмерджентное свойство нейронных сетей, когнитивной системы в целом, а не как свойство ее отдельных элементов». Подчеркивается, что гипотеза о тождестве физического и психического – имеется только одно состояние, которое может восприниматься либо психически, либо физиологически – оказалась плодотворной среди нейрофизиологов, психофизиологов, нейробиологов. При этом постулируется, что позитивное решение психофизиологической проблемы исключает любые формы дуализма, как в марксистском варианте – идеального и материального, так и в картезианском варианте – независимости души и тела. В качестве основного аргумента против дуализма выдвигается сомнение в том, что нематериальная сила приводит в движение мускулы человека и управляет его мышлением.

Во многом благодаря когнитивно-эволюционному подходу, удалось прояснить информационную природу когнитивных процессов и сознания, выявить близость когнитивных систем высших животных и человека, ввести методики более тонкого анализа осознаваемых, бессознательных, полуосознаваемых процессов, а также трансформаций сознания (сон, гипноз, внушение).

На представления  любого исследователя неизбежно  оказывает влияние социальная практика (выделяя этот аспект, марксисты  все же были в чем-то правы). Если оценить под эти углом теоретико-информационный подход, то можно наблюдать явное  влияние научно-технического мировоззрения  и языка. В этом есть свои недостатки, если забыть об ограничениях научного метода. В техническом мировоззрении живые существа мыслятся подобно самоорганизующимся техническим устройствам (термины «анализаторы», «обмен информацией», «коммуникации»). Феномен магии языка всесилен и в наши времена – мысля в технических терминах, человек поневоле и относится ко всему также как и к созданной им искусственной технике. А она для человека – не живая. Чувство живого и сочувствия всей природе в результате притупляется, а, кроме того, неизбежно возникают барьеры в понимании природы живого и сознания2.

Материалистическое  понимание сталкивается с трудностями: как бессознательное порождает  сознательно разумное? Как неживое  порождает живое? Откуда берется  стремление природы к возникновению  сложных иерархически-системных  уровней? Почему имеются универсальные  принципы и константы, объединяющие и гармонизирующие эволюцию природы? Перед марксистской и информационной концепциями сознания можно поставить вопросы, которые выйдут за пределы очерчиваемой ими компетенции, но столь важны для свободного выдвижения гипотез в развивающемся естествознании: феномены духовных практик, биолокация в мире природы и у людей, проблема интерпретации реальности многомерных пространств в современной космологии, проблема реальности “темной материи”, проблема реальности разумных существ иной формы, чем человечество и т.д.

В холотропной модели сознания (например, по С. Грофу) человек имеет бесконечное поле сознания, которое соизмеримо со всей целостностью бытия; сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем; память может существовать без биофизического материального субстрата; психика включает в себя весь опыт эволюции Вселенной и в каждом человеке есть всё. Модель Грофа прямо связана с мистическими учениями Востока и Запада. В материалистических моделях и в модели «расширяющегося сознания» понятие сознания употребляется в разных смыслах. В классике можно говорить о внешнем сознании, а в холотропной модели о внешне физическом и внутренне-психическом сознаниях (глубинном, непроявленном, которое при определенных условиях может проявиться).

В эзотерической  традиции дух и материя мыслятся как два аспекта единой сущности (или духо-материи, что на уровне общей идеи совпадает с информационным подходом). В этом смысле неверно сказать, что идеальные нематериальные процессы управляют материальными. Но принцип дуализма с этой точки зрения верен в том смысле, что духовно-материальные силы высшей природы (тонкого плана) управляют материальными процессами низшей природы физического (плотного) плана. Предполагается, что мироздание имеет иерархически-сложную структуру, причем каждому уровню соответствуют свои законы организации материальных форм (например, насчитывают семь форм существования материи, в отличие от известных науке четырех состояний – твердое, жидкое, газообразное, плазма). Утверждается принцип континуальности, то есть в природе нет пустоты: межмолекулярному пространству соответствуют вибрации эфира низшего тонкого (астрального) плана, межатомному - вибрации эфира высшего тонкого плана, которые недоступны познанию на физическом уровне организации материи. Имея в виду эти представления, можно предположить, что постулируемая учеными “темная материя” являет собой один из видов эфирного состояния материи.

В эмпирической метафизике утверждается принцип: в  жизни целого высшее управляет низшим. Человек связан с Высшим инобытием через каналы интуиции. В этом смысле бессознательное имеет двоякую природу – подсознания или инстинкта и высшего чувствознания или творческой интуиции.

Энергетический  аспект сознания в современных научных  концепциях не представлен, но изучался, например, в школе йоги. В индийской  традиции метафизики сознание мыслится как атма-шакти или энергия Высшего «Я». Сознание – это тонко-материальная субстанция (энергия), в которой посредством вибраций жизненной энергии праны рождаются мысли. Путем очищения сознания и повышения вибраций нервных и психических центров в практике йоги стремятся достичь соединения индивидуального сознания с универсальным (космическим, божественным), управления сознанием, телесными и психическими процессами.

С точки  зрения эмпирической метафизики жизнь  есть сознание с присущими ему  различными формами, поскольку все  сущее активизируется и движется благодаря пронизывающим его  духовным энергиям. Отсюда процессы распознавания, коммуникаций, выбора, симпатий и антипатий в мире природы имеют психическую основу. Если оставить технический язык описания современной науки и перейти на язык психологии, то я бы выделила особо феномен понимания в природе. Именно понимание как распознавание и осознание знаков пространственно-временной ситуации делает возможным жизнедеятельность растений и животных. Можно сказать, что чувственное осознание в форме понимания составляет основу невербального познания и общения и среди людей. 

Эзотерику не зря называют эмпирической метафизикой. Немалый интерес для развития науки и понимания феномена сознания представляет творчество изобретателей-мистиков, таких как Джон Кили и Никола Тесла. Их творчество свидетельствует о том, что представления человека о мире и феномене сознания ограничены его собственным миром и сознанием. При расширении сознания мир оказывается совсем иным.

Изобретателя  Николу Тесла (1856-1943) называют гением вне  времени. Автор более 300 патентов на изобретения выступал с лекциями о своих взглядах на творчество и  природу мироздания. Тесла был  первым, кто занимался изучением  сверхсильных магнитных и электрических  полей и заявлял, что он видит  энергетическое будущее человечества в использовании энергии эфира (или энергонасыщенного вакуума). Более того, в своих изобретениях, многие из которых неразгаданны, по его свидетельствам, он использовал энергию эфира3.

Тесла обладал  способностью эйдетического воображения  и визуализации с детства. Он научился сознательно управлять яркими картинами  воображения и развил свой метод материализации творческих концепций. Если в сон человек не может вмешаться, то здесь мы имеем дело именно с управляемым сознательным мышлением и воображением.

Для Теслы процесс творчества проходит ряд этапов: Внешний раздражитель (на мышление и память) - чувство потребности в следующем изобретении - появление идей в виде геометрических образов – осознание принципа открытия – его физическая интерпретация – формализация (математическая обработка), выявление необходимых технических свойств материалов, необходимых для непрерывного действия конструированной физической модели.

Откуда появляются идеи?

Согласно  Тесле, Вселенная – живая система, а люди – это «автоматы», ведущие себя в связи с планами Творца. Человеческий мозг работает автоматически, реагируя на внешние (по отношению к нему) раздражители. Память – это всего лишь реакция человеческого мозга на повторяющийся внешний раздражитель. В биофизическом смысле памяти не существует, - заявляет Тесла (хотя сам говорил на 7-8 языках). Человек – это проводник идей, идущих из мира идей в мир людей и практики. Эти взгляды близки идеям Будды (сознание как процесс) и Платона. Творчество Теслы рассматривают как первый неоспоримый и ясный шаг в сторону объяснения доктрины Платона. Согласно Платону, математика есть связь между миром идей и миром вещей. Тесла указал на возможность слияния материального и духовного в человеческом сознании и Всеобщий закон резонанса. Если электромагнитные колебания взаимодействуют с тонкими планами, в таком случае числа – это некоторые отражения структуры организации электромагнитных полей. Математические алгоритмы отражают способы воплощения идей в физические объекты. Из современной математики Тесла использовал только ряды Фурье и простые выкладки Архимеда. Математика Теслы – это математика Пифагора и Платона (в высшем смысле). Согласно Тесле, эфир представляет собой единое недифференцированное поле, состоящее из времени, пространства и энергии, а результатом резонирующих процессов является рождение физической материи. Время – реальный алгоритм овеществлённой математики и создается из эфира благодаря резонансу физических систем, в эфир же оно и возвращается (сходные идеи выдвигает астрофизик Сагал, если вспомнить его «образ червоточин в мироздании»).

Для Теслы все в мире взаимосвязано: «Аристотель утверждал, что в космическом пространстве существует независимый высший дух, приводящий в движение и мысль – его главный атрибут. Точно также и я уверен, что единый Космос объединён в материальном и духовном смысле. В космическом пространстве существует некое ядро, которое вечно притягивает нас, я чувствую его мощь и его ценности, посылаемые им по всей Вселенной и этим поддерживающие её в гармонии. Я не проник в тайну этого ядра, но знаю, что оно существует, и когда я хочу придать ему какой-либо материальный атрибут, то думаю, что это СВЕТ, а когда пытаюсь постичь его духовное начало, тогда это – КРАСОТА и СОЧУВСТВИЕ. Тот, кто носит в себе эту веру, чувствует себя сильным, работает с радостью, ибо и сам чувствует себя частью общей гармонии».

В исследовании психики и разума человека наибольших успехов в XX веке достигли нейрофизиология, психоанализ и кибернетика.

Вселенная расширяется с огромной скоростью, и континенты раздвигаются со скоростью, которую можно зафиксировать  только самыми точными приборами. Но информация (прежде всего научная) уплотняет  все многообразие мира в точку (в  теории ноосферы Тейяра де Шардена  это точка Омега), и несмотря на то, что континенты становятся все дальше друг от друга, средства связи все теснее соединяют их. Такова диалектика жизни.

В процессе совершенствования механизма реагирования на воздействия окружающей среды  психика все более усложнялась, что в конечном счете привело к появлению того, что является главным отличием человека от всех других видов жизни, — сознания.

Возможно, уплотнение информации весьма способствовало появлению сознания, которое затем, развиваясь и вбирая в себя все  больше и больше, как бы расширялось, наподобие расширения Вселенной, но не в физическом, а в духовном смысле.

Процесс развития психики и сознания носит  название психогенеза. Постулаты психогенеза, по X. Дельгадо, таковы:

1. Создав  сознание, эволюция стала управлять  собой.

2. Разум  — один из механизмов обратной  связи между организмом и средой.

3. Человек  представляет собой функциональное  единство сенсорной информации, поведенческих реакций и процессов,  происходящих в мозгу.

4. В момент  рождения сознания не существует.

5. Сознание  не может возникнуть без притока  сенсорной информации. Над человеком  довлеет наследственность и воспитание.

6. Над  человеком довлеет наследственность  и воспитание.

7. Индивидуальность  человека — это приобретенные  функции.

8. Цель  воспитания — в создании психических  функций индивидуума.

9. Воспитание  не должно быть авторитарным, но контроль необходим.

10. Символы  окружающего мира материализуются  в мозгу как молекулярные изменения  структуры нейронов.

11. Свобода  — результат развития цивилизации.

12. Сделай  самого себя.

13. Управление  психикой приводит нас к психоцивилизации.

14. Управление  гигантскими силами требует развития  психических свойств.

Исследования  последних лет в области изучения сознания человека, связанное с использованием гипноза и психотропных средств, позволили, однако, С. Грофу сделать выводы, которые во многом противостоят классической модели сознания и человека.

Информация о работе Модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций