Модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия сознания и рассмотрение «расширяющегося сознания» в соотношении с классическими представителями.
Перед нами поставлены следующие задачи:
Рассмотреть структуру и выявить источники сознания.
Изучить понятие сознания.
Рассмотреть модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций.

Файлы: 1 файл

моя.docx

— 48.28 Кб (Скачать файл)

Введение

В нашем мире, т.е. в том пространственно-временном  локусе, где человек научился воспринимать окружающее своими органами чувств (или  при помощи сконструированных приборов), обнаруживается великое множество  органических форм жизни от вирусов  и растений до высших приматов. Здесь, в нашем мире, присутствуют и неживые с нашей точки зрения энергетические конфигурации, которые человек научился использовать в собственных целях. Иными словами, человечество постепенно накапливает знание о том, что его окружает на Земле и в окружающем ее пространстве. Например, вирусы, неведомые людям прошлого столетия, ныне являются объектом детального исследования ученых-вирусологов. Они, конечно, существовали и раньше, т.е. до их фактического обнаружения человеком, но вошли в систему наших представлений лишь тогда, когда удалось осознать сам факт их присутствия. Аналогично, осознав существование в окружающем пространстве такой неживой энергетической конфигурации как нефть, люди приступили к изучению ее свойств и способов использования, то есть мы сначала пытаемся осознать нечто новое в окружающем нас пространстве, а затем включаем свою интеллектуальную составляющую, которая начинает анализировать вновь осознанный объект, определять его свойства и решать, как следует к нему относиться. Полезен он для наших целей, опасен или безразличен. Из сказанного однозначно вытекает, что интеллект человека является хотя и мощнейшим, но все же лишь инструментом для анализа того, что вначале должно быть осознано. Следовательно, реальное накопление энергоинформационного опыта начинается со все большего осознания, происходящего вокруг, или иначе - с расширения собственного сознания. Все, что попало в поле зрения человеческого сознания, ложится под скальпель его интеллекта. Иногда, правда, и сам развивающийся интеллект, подсказывает, куда нам следует направить внимание, чтобы обнаружить ранее не ведомое, еще не осознанное. Как правило, такие "подсказки" являются, результатом способности интеллекта к структурному моделированию сложного природного объекта и к анализу им же созданной модели.

А наше сознание, направленное в окружающий мир, настойчиво пытается осознать все  то, что пока еще не попадало в  его сферу, т.е. стремится к собственному расширению или, если угодно, развитию. Аналогично развивается и сознание, носителем которого являются иные, отличные от людей, формы жизни.

Целью данной работы является изучение понятия сознания и рассмотрение «расширяющегося сознания» в  соотношении с классическими  представителями.

Перед нами поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть структуру и выявить источники сознания.
  2. Изучить понятие сознания.
  3. Рассмотреть модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура и источники сознания

Понятие «сознание» неоднозначно. В  широком смысле слова под ним  имеют в виду психическое отражение  действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.

В более  узком и специальном значении под сознанием подразумевают  не просто психическое состояние, а  высшую, собственно человеческую форму  психического отражения действительности. Создание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в  закономерных отношениях. В структуре  сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как  осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Богатейшая  сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения  к внешним воздействиям. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:

Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.

Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.

Отметим, что при формировании актуального  содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание.

Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие. Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание. А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

 

  1. Понятие сознания и его определение

Психика есть способность живых  существ создавать чувственные  и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Сознание  является частью психики, ибо в ней  происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные  процессы. Сознательными называются такие психические явления и  действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Перейдем  к вопросу о том, чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами1.

Внешними детерминантами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую  систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически, создав предпосылки  сознания. Она действует и в  условиях общества, формируя вторую сигнальную систему действительности и изменяя  характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.

Итак, вся телесная основа и механизмы  сознания созданы и изменяются природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата. Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть субъективный образ объективного мира.

Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его  контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала  человека с его сознанием.

Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в  единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в  виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминантам.

Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет  еще и внутреннюю, психофизическую  детерминацию. При этом физиологическая  обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая  детерминация имеет субъективный, идеальный  характер. Внешняя детерминация —  воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной.

Если  содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все  явления психики и сознания протекают  в тех формах, которые фиксируются  законами и категориями физиологической  и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображение  и пр. Психологические формы —  это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все  содержание сознания. По своей форме  сознание не выходит за пределы психологических  процессов.

Содержание  и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем  отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

В отдельных областях сознания последнее  подчиняется также и более  специальным законам. Так, в области  познания оно совершается по законам  логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного  материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в  которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная  деятельность людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их неразрывной  связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности  и специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

а) как  производительную силу, как природную  «машину», производящую продукт;

б) как  члена общества, т. е. как социальную единицу

в) как  психологический, разумно-эмоциональный  комплекс в отличие от машины, на которой он работает.

Как же можно  определить сознание?

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная  с речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном  мысленном построении действий и  предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Информация о работе Модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций