Контрольная работа по «Концепциям современного естествознания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

1. Можно ли сводить смысл НКМ только к содержанию знаний? В чем может проявляться системность элементов НКМ?
2. Что меняется в представлениях об эволюции в биологическом знании?
3. Какие представления об эволюции формируются под влиянием термодинамики?
4. В чем смысл «парадокса эволюционного учения»? Какое разрешение этот парадокс находит в синергетике?
....
36. Принцип эволюционизма.

Файлы: 1 файл

контрольная Концепции современного естествознания 2.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Синтетическая теория эволюции — современный дарвинизм  — возникла в начале 40-х годов XX в. Она представляет собой учение об эволюции органического мира, разработанное  на основе данных современной генетики, экологии и классического дарвинизма.

 

24. Что меняется в научной  картине мира в результате  научной революции?

Выделяют  четыре типа научных революций по следующим основаниям: 1) появление  новых фундаментальных теоретических  концепций; 2) разработка новых методов; 3) открытие новых объектов исследования; 4) формирование новых методологических программ.

Каждая  научная революция открывает  новые закономерности, которые не могут быть поняты в рамках прежних  представлений. Мир микроорганизмов  и вирусов, мир атомов и молекул, мир электромагнитных явлений и элементарных частиц, мир кристаллов и открытие других галактик — это принципиальные расширения границ человеческих знаний и представлений об универсуме.

Научная революция значительно меняет историческую перспективу ' исследований и влияет на структуру учебников и научных работ, затрагивает стиль мышления и может по своим последствиям выходить далеко за рамки своей области (так, открытие радиоактивности на рубеже XIX—XX вв. использовалось в философии и мировоззрении, медицине и генетике). Научные революции рассматриваются как некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.


 

25. Содержания,  основания и принципы классической НКМ.  Механицизм  и редукционизм: исторический и актуальный аспекты.

Исходным  рабочим определением научной картины  мира (НКМ) можно считать следующее: НКМ есть наглядный, характерный  для определенной исторической эпохи  интегральный образ мира, служащий важным средством синтеза конкретных научных знаний о мире. Придя на смену религиозной, в которой в центре философских изысканий два центра - Бог и человек, первая научная картина мира характерна такими важнейшими элементами, как гелиоцентризмом, представлением о бесконечном однородном пространстве, едином материальном мире, в котором царят универсальные законы природы. Ее и принято называть классической, на фоне которой началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т. е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.

Редукционизм  представляет собой одну из методологических программ философии науки. Варианты ее воплощения можно найти в различных  науках — математике, физике, химии, биологии.

Опираясь  на принципы редукциониськои методологии  философы и теоретики естествознания пытались решить как можно меньше 2 фундаментальные проблемы. Во-первых, открыть общие законы и принципы определенных объектов — физических, химических или биологических и построить целостную картину соответствующей реальности. Во-вторых, и это связано с решением первой проблемы, осуществить синтез знания в пределах соответствующей науки.

Методология редукционизма опирается как  на основную познавательную действие на процесс редукции (от латинского reductio — возвращение назад, к предыдущему состоянию.

Методология редукционизма обосновывает как  путь к открытию общих законов  функционирования структуры объектов «сведения» закономерностей более простых, построенных систем более высокого уровня организации до более низкого уровня. При этом считается, что закономерности низшего уровня полностью исчерпывают и объясняют функционирования и и структуру высшего уровня, более сложных систем.

Корни редукционизма находятся в истории научного познания. Общие ориентации на процедуру «возведение» сложного к простому мы находим в методологии механицизма.

Механицизмом  — это исторически первая методологическая программа собственно научного познания. С эпохи Возрождения когда на основании накопления многообразных эмпирических фактов, натурфилософские спекулятивно-теоретические построения становятся неуместными, по философии выделяются самостоятельные науки, формируются их собственные предметы и методы. Постепенно в истории науки, себя проявляют механика, физика, химия, биология.

 

26. Детерминизм Лапласа  и статистический (вероятностный)  детерминизм   современной картины мира.

Наиболее  ясная и точная формулировка сущности классического детерминизма принадлежит  П. Лапласу, вследствие чего такой детерминизм часто называют также лапласовским детерминизмом. Подробную формулировку этого детерминизма, данную самим Лапласом, мы приводили в гл. 2, когда перечисляли характерные особенности механицизма. Действительно, лапласовский детерминизм основывается на представлении, согласно которому весь окружающий нас мир - это огромная механическая система, начальное состояние которой является точно заданным и в которой не делается никакого различия между движениями "величайших тел Вселенной и легчайших атомов".

Разумеется, Лаплас отдавал себе отчет в том, что такая ситуация в реальном мире невозможна и поэтому она  представляет собой идеализацию, но в то же время нельзя не признать, что в ее основе лежит именно механистический  взгляд на мир, согласно которому Вселенная уподобляется гигантскому механизму, все будущие состояния которого строго детерминированы или предопределены его начальным состоянием.

Главный недостаток лапласовского, как и  любого другого механистического детерминизма, состоит прежде всего в том, что он представляет мир, Вселенную как систему, полностью детерминированную исключительно законами механики. В таком мире не было бы ничего неопределенного и случайного. В связи с этим сама случайность по существу исключается из природы и общества. Начиная с Демокрита и особенно английского философа Томаса Гоббса (1588-1679), случайное прежние материалисты определяли как "необходимую причину, чего нельзя разглядеть".

Такой взгляд на случайность был продиктован  механицизмом старого метафизического материализма, получившего наиболее яркое выражение во французском материализме XVIII в. Подобных же воззрений на случайность придерживались многие ученые той эпохи. Лаплас, например, считал случайным то, причину чего мы не знаем или не можем точно выявить ее следствия. С этих позиций он рассматривает и вероятность, когда указывает, что она "обусловливается отчасти этим незнанием, а отчасти нашим знанием". Как мы выяснили ранее, доминирующая в настоящее время частотная, или статистическая, интерпретация вероятности, напротив, подчеркивает объективное содержание понятия вероятности, ибо рассматривает ее как количественную характеристику устойчивости частоты массовых случайных событий. Таким образом, сторонники механистического материализма абсолютизируют категорию необходимости, признавая подлинными лишь универсальные законы, и исключают случайности из мира. Если последовательно придерживаться такой точки зрения, то неизбежно придется признать и предопределенность всех событий в мире и связанный с ним фаталистический взгляд на мир.

Ошибочность таких взглядов - в непонимании  диалектической взаимосвязи между  случайным и необходимым, когда  они рассматриваются обособленно  друг от друга и противопоставляются  друг другу. В действительности же необходимость возникает как результат взаимодействия многих случайностей, о чем свидетельствуют статистические законы. В свою очередь случайности выступают в форме проявления и дополнения необходимости, поскольку универсальные или строго детерминистские законы в чистом виде не существуют. При их установлении мы отвлекаемся от некоторых второстепенных факторов, которые рассматриваются при этом как случайные, ибо не оказывают существенного влияния на ход процессов.

Итак, детерминизм исторически выступает  в двух формах:

• лапласовского, или механистического, детерминизма, в основе которого лежат универсальные законы классической физики;

• вероятностного детерминизма, опирающегося на статистические законы. Поэтому вряд ли целесообразно называть такой детерминизм индетерминизмом.

Когда сравнивают эти формы выражения  регулярностей в мире, то обычно обращают внимание на степень достоверности  их предсказаний. Строго детерминистские  законы дают точные предсказания в  тех областях, где можно абстрагироваться от сложного характера взаимодействия между телами, отвлекаться от случайностей и тем самым значительно упрощать действительность. Однако такое упрощение и схематизация возможны лишь при изучении простейших форм движения. Когда же переходят к исследованию сложных систем, состоящих из большого числа элементов, индивидуальное поведение которых трудно поддается описанию, тогда обращаются к статистическим законам, опирающимся на вероятностные предсказания.

Таким образом, в современной концепции  детерминизма органически сочетаются необходимость и случайность. Поэтому мир и события в нем не оказываются ни фаталистически предопределенными, ни чисто случайными, ничем не обусловленными. Классический детерминизм лапласовского типа чрезмерно подчеркивал роль необходимости за счет отрицания случайности в природе и поэтому давал искаженное представление о картине мира. В противовес этому некоторые ученые, ошибочно истолковывая принцип неопределенности в квантовой механике, провозгласили господство случайности, отрицая какую-либо роль необходимости. Признание самостоятельности статистических, или вероятностных, законов, отображающих существование случайных событий в мире, дополняет прежнюю картину строго детерминистского мира. В результате этого в новой картине мира необходимость и случайность выступают как взаимосвязанные и дополняющие друг друга его аспекты.

 

27. Принцип абсолютности пространства  и времени.

Ньютон  писал: "Абсолютное пространство в  силу своей природы, безотносительно  к чему-нибудь внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство представляет собой некоторое подвижное измерение или меру абсолютных пространств; его мы определяем с помощью своих чувств через взаимное расположение тел, его вульгарно и истолковывают как неподвижное пространство..."

"Абсолютное  истинное или математическое  время, - писал Ньютон, - само по  себе и в силу своей внутренней  природы течет одинаково, безотносительно  к чему-либо внешнему и иначе  зовется длительностью; относительное,  кажущееся или обычное время  представляет собой некоторого рода чувственную, или внешнюю (каким бы оно ни было точным и несравнимым), меру длительности, определяемую с помощью движения, которое обычно используется вместо истинного времени; это - часы, день, месяц, год..."  У Ньютона абсолютное время существует и длится равномерно само по себе, безотносительно к каким-либо событиям. Абсолютное время и абсолютное пространство представляют собой как бы вместилища материальных тел и процессов и не зависят не только от этих тел и процессов, но и друг от друга

 

28. Принцип относительности пространства  и времени.

Согласно принципу относительности  классической механики, все инерциальные системы отсчёта равноправны  и невозможно отличить, движется ли система по отношению к абсолютному  пространству и времени или покоится.

 

29. Принцип непрерывности  и принцип непрерывности-прерывности.

Категории непрерывности-прерывности (континуальности-дискретности), характеризуют  как структуру образования, так  и процесс его развития. Непрерывность  передает идею единства, взаимосвязи и взаимообусловленности элементов системы, ее неделимость как качественно определенного целого. Именно органичное единство частей целого должно обусловить существование такого сложного объекта, каким является непрерывное образование. Прерывность же основывается на делимости и внутренней дифференцированное™ объекта и обусловливает момент развития этой системы. Таким образом, взаимосвязь непрерывности и прерывности является условием как фактического существования системы непрерывного образования, так и ее постоянного раз вития.

 

30. Принцип неопределенности.

Принцип неопределенности, физический закон, который утверждает, что нельзя одновременно точно измерить координаты и импульс микроскопического объекта, т.к. процесс измерения нарушает равновесие системы. Произведение этих двух неопределенностей всегда больше ПОСТОЯННОЙ ПЛАНКА. Этот принцип был впервые сформулирован Вернером Гейзенбергом

 

31. Корпускулярно-волновой дуализм.

Корпускулярно-волновой дуализм — физический принцип, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. Был введён при разработке квантовой механики для объяснения явлений, наблюдаемых в микромире.

В частности, свет — это и корпускулы (фотоны), и электромагнитные волны. Свет демонстрирует свойства волны в явлениях дидакции и интерференции при масштабах, сравнимых с длиной световой волны.

 

32. Принцип дополнительности.

Принцип дополнительности — один из важнейших  принципов квантовой механики, сформулированный в 1927 году Нильсонов Бором. Согласно этому принципу, для полного описания квантовомеханических явлений необходимо применять два взаимоисключающих («дополнительных») набора классических понятий, совокупность которых даёт исчерпывающую информацию об этих явлениях как о целостных. Например, дополнительными в квантовой механике являются пространственно-временная и энергетически-импульсная картины.

Информация о работе Контрольная работа по «Концепциям современного естествознания»