Контрольная работа по «Концепциям современного естествознания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

1. Можно ли сводить смысл НКМ только к содержанию знаний? В чем может проявляться системность элементов НКМ?
2. Что меняется в представлениях об эволюции в биологическом знании?
3. Какие представления об эволюции формируются под влиянием термодинамики?
4. В чем смысл «парадокса эволюционного учения»? Какое разрешение этот парадокс находит в синергетике?
....
36. Принцип эволюционизма.

Файлы: 1 файл

контрольная Концепции современного естествознания 2.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

1. Можно ли сводить  смысл НКМ только к содержанию  знаний? В чем может проявляться системность элементов НКМ?

Сравнительно-типологический и системный  подходы позволяют глубже раскрыть особенности формирования современной  научной картины мира на основе взаимосвязи различных картин мира (религиозной, научной, философской и др.) в истории мировой философии. Концепция плюрализма научного познания положена в основу анализа взаимосвязи между научным и другими типами мировоззрения. Использование данных методов определило возможность исследовать объект диссертации в наибольшей полноте и многообразии его связей с другими элементами современной культуры.

 

2. Что меняется в представлениях  об эволюции в биологическом  знании?

Знание  нельзя синтезировать в онтологической плоскости. Но помимо онтологического синтеза можно говорить о методологическом, то есть о связывании, организации отдельных подходов, парадигм, дисциплин и предметов. Для этого, правда, необходимо проделать несколько работ.

Во-первых, действительно нужно отрефлексировать, методологически проанализировать каждый такой подход, парадигму, дисциплину, предмет. Подобная рефлексия в свою очередь требует задания определенного "пространства описания". Координаты такого пространства могут следующие: анализ методологических установок, контекстов использования знаний, характера онтологии, форм организации и обоснования знаний, основных этапов формирования.

Во-вторых, в биологии необходимо перейти к построению понятий  нового поколения, соединяющих несколько  разных подходов или предметов. Примером может служить представление о "диспозитиве", введенное Мишелем Фуко. Сделаем отступление и рассмотрим это понятие подробнее.

 

3. Какие представления об эволюции  формируются под влиянием термодинамики?

Креационисты  частенько ссылаются на противоречие эволюционного учения второму закону термодинамики. А есть ли противоречие?

Второй  закон термодинамики формулируется  так:

    1. Невозможен процесс, единственным результатом которого является передача энергии в форме теплоты от менее нагретого тела к более нагретому телу.
    2. Невозможен периодический процесс, единственным результатом которого является превращение теплоты, полученной от нагревателя, в эквивалентную ей работу.

И какое же отношение имеет к  этому эволюционное учение, объясняющее  закономерности видообразования? Противоречие здесь такое же, как между деревом и компьютером, т. е. никакого. Есть одно, и есть другое, друг с другом никак не связанное. Откуда вообще взялась идея привязать теорию эволюции ко второму закону термодинамики? Видимо, вся фишка в термине "энтропия".

Энтропия  в термодинамике — это функция  состояния термодинамической системы, изменение которой в равновесном  процессе равно отношению количества теплоты, сообщаемого системе или  отведенного от нее, к термодинамической  температуре системы.

Но  термином "энтропия" называется ещё  и мера внутренней неупорядоченности  информационной системы. Только тут  уже термодинамика не причём. А, если не причём термодинамика, то не причём и её второй закон.

В общем, если второй закон термодинамики и вступает в какие-то противоречия, то вовсе не с теорией эволюции, а с теориями возникновения Вселенной, да только к теме эволюционного учения это уже не имеет никакого отношения.

 

4. В  чем смысл «парадокса эволюционного  учения»? Какое разрешение этот парадокс находит в синергетике?

Обнаружение парадоксов не всегда является необходимым  условием для преобразования картины  реальности и норм исследования в  какой-то отдельной области знаний. Преобразование ее оснований может  быть осуществлено за счет переноса парадигмальных установок и принципов из других дисциплин, что заставляет исследователей по-новому оценить еще не объясненные факты. Обычно в качестве таких принципов, переносимых в другие науки, выступают компоненты оснований лидирующей науки. «Ядро ее (науки) картины реальности образует в определенную историческую эпоху фундамент общей научной картины мира, а принятые в ней идеалы и нормы обретают общенаучный статус. Философское осмысление и обоснование этого статуса подготавливает почву для трансляции некоторых идей, принципов и методов лидирующей дисциплины в другие науки». Таким фундаментом в настоящее время является синергетическая парадигма.

 

5. Покажите связь идей эволюции  в биологии и экономике.

Ламарк  первый изложил идеи эволюции живой  природы,утверждавшие историческое развитие от простого к сложному.Он первым поставил вопрос о факторах-движущих силах эволюции. Тем не менее Ламарк ошибочно выводил факторы эволюции из будто бы присущего всему живому стремления к совершенству.Неверно объяснял причины возникновения приспособленности прямым влиянием условий окружающей среды.Неверно и утверждение об обязательном появлении только полезных изменений и их наследовании. Итак наука 18-начала 19 в.не могла правильно объяснить движущие силы развития органического мира.Перед нею встали вопросы:как возникло огромное многообразие видов?Как объяснить приспособленность организмов к условиям окружающей среды? Почему в процессе эволюции происходит повышение организации живых существ?

Возникновение учения Ч.Дарвина способствовали общественно-экономические предпосылки.В первой половине 19 в. в странах Западной Европы,особенно в Англии,интенсивно развивался капитализм,который дал импульс развитию науки,промышленности ,техники.Спрос промышленности на сырье и населения растущих городов на продукты питания способствовал развитию сельского хозяйства.

 

6. Почему  в экономическом знании не  удается последовательно реализовать  идеи эволюции?

Наряду  с общими экономическими законами в  жизни общества проявляются и  специфические экономические законы, которые действуют лишь в рамках определенного типа экономики и отражают особенности конкретного этапа развития общества. Например, закон спроса присущ только рыночной системе хозяйства. Этот закон не действовал в первобытном обществе, где еще не существовало никаких цен; вероятно, он не будет действовать и в посткапиталистическом обществе, где возникнут новые, нерыночные системы производства и распределения.

Специфические экономические законы отражают прерывистость  в развитии, подчеркивают качественные различия в хозяйственной жизни людей разных исторических эпох и различных цивилизаций. Поэтому развитие экономики предстает как развитие экономических систем – специфических, отличающихся друг от друга совокупностей экономических отношений между участниками хозяйственной жизни. Разные экономические системы различаются между собой по своей идеологии, а также по своему подходу к решению проблем собственности на средства производства и по способу координации и управления экономической деятельностью.

Долговременная (многовековая) эволюция экономики  объясняется теорией постиндустриального  общества. Среднесрочные тенденции  развития экономики в 20 в. лучше характеризуются  концепцией смешанной экономики.

 

7. Какие основы общей теории  относительности А.Эйнштейна являются предметом дискуссий?

Часто неправильно считают, что в основе общей теории относительности лежит  принцип эквивалентности гравитационного  и инерционного поля, который может  быть сформулирован так:

Достаточно  малая по размерам локальная физическая система, находящаяся в гравитационном поле, по поведению неотличима от такой же системы, находящейся в ускоренной (относительно инерциальной системы отсчёта) системе отсчёта, погружённой в плоское пространство-время специальной теории отосительности. Данная формулировка представляет собой среднее из многочисленных вариантов изложения этого принципа. Даже его название является предметом дискуссии.

Иногда тот же принцип постулируют  как «локальную справедливость специальной  теории относительности» или называют «сильным принципом эквивалентности».

 

8. Каковы основы релятивистской  теории гравитации (РТГ)?

Все весомые тела взаимно испытывают тяготение, эта сила обуславливает  движение планет вокруг солнца и спутников  вокруг планет. Теория гравитации — теория созданная Ньютоном, стояла у колыбели современной науки. Другая теория гравитации, разработанная Эйнштейном, является величайшим достижением теоретической физики 20 века. В течение столетий развития человечества люди наблюдали явление взаимного притяжения тел и измеряли его величину; они пытались поставить это явление себе на службу, превзойти его влияние, и, наконец, уже в самое последнее время рассчитывать его с чрезвычайной точностью во время первых шагов вглубь Вселенной.

Необозримая сложность окружающих нас тел обусловлена, прежде всего, такой многоступенчатой структурой, конечные элементы которой — элементарные частицы — обладают сравнительно небольшим числом видов взаимодействия. Но эти виды взаимодействия резко отличаются по своей силе. Частицы, образующие атомные ядра, связаны между собой самыми могучими из всех известных нам сил; для того чтобы отделить эти частицы друг от друга, необходимо затратить колоссальное количество энергии. Электроны в атоме связаны с ядром электромагнитными силами; достаточно сообщить им весьма скромную энергию, (как правило, достаточно энергии химической реакции) как электроны уже отделяются от ядра. Если говорить об элементарных частицах и атомах, то для них самым слабым взаимодействием является гравитационное взаимодействие.

При сопоставлении с взаимодействием  элементарных частиц гравитационные силы настолько слабы, что это трудно себе представить. Тем не менее, они  и только они полностью регулируют движение небесных тел. Это происходит потому, что тяготение сочетает в себе две особенности, из-за которых его действие усиливается, когда мы переходим к крупным телам. В отличие от атомного взаимодействия, силы гравитационного притяжения ощутимы и на больших удаленьях от созидающих их тел. Кроме того, гравитационные силы — это всегда силы притяжения, то есть, тела всегда притягиваются друг к другу.

Развитие теории гравитации произошло  в самом начале становления современной  науки на примере взаимодействия небесных тел. Задачу облегчило то, что небесные тела движутся в вакууме мирового пространства без побочного влияния других сил. Блестящие астрономы — Галилей и Кеплер — подготовили своими трудами почву для дальнейших открытий в этой области. В дальнейшем великий Ньютон сумел придумать целостную теорию и придать ей математическую форму.

 

9. Какая геометрия принимается  в основах РТГ?

Геометрия пространства-времени согласно ОТО – это риманова геометрия

 

10. Есть  ли различие принципов относительности  А.Эйнштейна и А. Пуанкаре?

Принцип относительности, включающий явно все электродинамические и оптические явления, был, по-видимому, впервые введен Анри Пуанкаре начиная с 1889 года (когда им впервые высказано предположение о принципиальной ненаблюдаемости движения относительно эфира) до работ 1895, 1900, 1902, когда принцип относительности был сформулирован детально, практически в современном виде, в том числе введено его современное название и получены многие принципиальные результаты, повторенные позже другими авторами, такие как например детальный анализ относительности одновременности, практически повторенный в работе Эйнштейна 1905. Пуанкаре также, по признанию Лоренца, был человеком, вдохновившим введение принципа относительности как точного (а не приближенного) принципа в работе Лоренца 1904, а впоследствии внёсшим необходимые исправления в некоторые формулы этой работы, в которых у Лоренца обнаружились ошибки.

 

    1. Как решается проблема взаимодействия между полем и веществом?

Поле  и вещество нельзя противопоставлять  друг другу. Если рассматривать структуру  вещества, то во всех системах внутреннее пространство будет «занято» полями, точнее пространство будет выражать протяженность этих полей и частиц. Но на долю собственно частиц вещества приходится ничтожная часть объема системы. Вместе с тем частицы вещества нельзя представлять в виде каких-то микроскопических шариков с абсолютно резкими границами. Частицы неотделимы от различных полей и не существует абсолютно резкой границы, где кончается собственно частица и начинается ее внешнее поле. В пограничной области существует непрерывный взаимопереход полей и частиц. Так, протоны и нейтроны постоянно окружены облаком виртуальных пи-мезонов, входящих в их структуру; электроны, позитроны и другие заряженные частицы неразрывно связаны с электромагнитным полем.

 

12. В  чем различие моделей расширения Вселенной в теориях А. Фридмана и А. Логунова?

Как показал советский физик  А. А. Фридман, при определенных условиях из точки (из нуля!) может развиться  новая вселенная с мириадами  звезд и галактик

Советские физики, академик А. А. Логунов и его сотрудники, считают гипотезу Эйнштейна о чисто геометрическом характере тяготения неверной. По их мнению, сегодня нет достаточных оснований отказываться от энергии. Они убеждены в том, что гравитация - такое же вещественное поле, как электромагнитные волны или нейтрино. Его особенность лишь в том, что все, без исключения, известные нам виды материи имеют гравитационный заряд (массу) одного и того же знака и поэтому их гравитационные взаимодействия происходят подобным образом. Тяготение играет роль некоего всеобщего фона, на котором протекают все физические процессы.

Информация о работе Контрольная работа по «Концепциям современного естествознания»