Контрольная работа по «Концепция современного естествознания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы – рассмотреть концепции современного естествознания. Для этого я должен решить следующие задачи: познакомиться с базовыми общенаучными понятиями; сформировать представление о физической, химической и биологических концепциях, экологических проблемах современности; изучить литературу и найти ответы на вопрос из представленных блоков.

Содержание работы

Введение 3
Блок 1. Каково место науки в системе культуры 4
Блок 2. Особенности механистического мировоззрения 7
Блок. 3. Опыт Майкельсона – Морли и отказ от гипотезы эфира 14
Блок 4. Принцип суперпозиции 17
Блок 5. Концепция необратимости в термодинамике 19
Блок 6. Синергетика и теория самоорганизации 23
Блок.7. Теория Фридмана, Вайнберга, Мурадяна, Гамова, Зельдовича 32
Литература 38

Файлы: 1 файл

вселенная.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

      РУБЦОВСКИЙ  ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

      (филиал) федерального бюджетного образовательного  учреждения высшего профессионального  образования «Алтайский государственный  технический университет им. И.И.Ползунова»

Факультет заочной формы обучения 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине «Концепция современного естествознания» 
 
 

                                                   Выполнил: студент гр ЭиЭ -12 –з/с

                                                      Евсеев И.В.

                                                                                 Проверил: преподаватель

                                                                                                   Павлов А.Ю. 
 
 
 

Рубцовск, 2012

Содержание 

Введение                                                                                                               3

Блок 1. Каково место  науки в системе культуры                                              4

Блок 2. Особенности механистического мировоззрения                                  7

Блок. 3. Опыт Майкельсона  – Морли и отказ от гипотезы эфира                  14

Блок 4. Принцип суперпозиции                                                                         17

Блок 5. Концепция  необратимости в термодинамике                                      19

Блок 6. Синергетика  и теория самоорганизации                                               23

Блок.7. Теория Фридмана, Вайнберга, Мурадяна, Гамова, Зельдовича         32

Литература                                                                                                             38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     На  первый взгляд может показаться, что  естествознание – ненужный груз. Но современная, удивительно многообразная  техника выросла из естествознания, которое и по сей день является основной базой для развития многочисленных перспективных направлений - от нанатехнологий до сложнейшей космической техники. В наши дни ни один человек не может считать себя образованным, не проявляя интерес к естественным наукам. Для того, чтобы стать культурным человеком надо знать, что такое теория относительности, генетика, синергетика, экология ит. д. Это важно и потому, что многое в нашей жизни строится в соответствии с научной методологией. Хотя человеку далеко до научной организации труда, тем не менее, научные принципы функционируют во многих видах деятельности, и, чтобы их применять, надо их знать. Знания,  необходимые любому специалисту, так или иначе связаны и в какой – то степени основаны на научных данных.

     Цель  моей работы – рассмотреть концепции современного естествознания. Для этого я должен решить следующие задачи:  познакомиться с базовыми общенаучными понятиями; сформировать представление о физической, химической и биологических концепциях, экологических проблемах современности; изучить литературу и найти ответы на вопрос из представленных блоков.

     Список  используемой литературы – в конце  работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Блок 1. Каково место науки  в системе культуры 

     «Наука — один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека. Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений. Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания. Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы, особенно в настоящую эпоху, существенно определяет содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов.

     Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры. Ее особое место в духовной культуре определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, материально-предметном преобразовании мира.

     Материально-предметное, практическое изменение мира невозможно без познания мира. Познание является внутренним, неотъемлемым моментом практической деятельности. Практика и познание взаимно дополняют и опосредуют друг друга. Познание порождается практикой человека и в конечном счете нацелено на ее совершенствование. Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающих явление. Наука стремится к максимальной объективности. Результаты научного познания (теории, понятия и др.) организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.» [4, с. 8-9]

     Наука представляет собой исторически  сложившуюся систему познания объективных  законов мира. Современная наука  — сложная и многообразная  система отдельных научных дисциплин. Науковеды насчитывают их несколько тысяч, которые можно объединить в две следующие сферы: фундаментальные и прикладные науки.

     «Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов мира как они существуют «сами по себе» безотносительно к интересам и потребностям человека. К фундаментальным относятся: математические науки, естественные науки, социальные и гуманитарные науки. Фундаментальные науки потому и называются фундаментальными, что своими основополагающими выводами, результатами, теориями они определяют содержание научной картины мира.

     Прикладные  науки нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальной наукой знаний объективных законов мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. В прикладных науках фундаментальное знание приобретает практическое значение, используется для развития производительных сил общества, совершенствования предметной сферы человеческого бытия, материальной культуры.

     Каждая  наука характеризуется собственными особенностями познавательной деятельности. Науки различаются предметом познания, средствами и методами познания, формами результата познания, теми системами ценностей, идеалами, методологическими установками, стилями мышления, которые функционируют в данной науке и определяют отношение ученых и к процессу познания, и к социально-культурному фону науки. Совокупность таких систем ценностей, идеалов, методологических установок, стилей мышления, присущих отдельным наукам и их комплексам, иногда называют научной культурой.

     Широко  распространены представления о «двух культурах» в науке — естественно-научной культуре и гуманитарной культуре. Существуют немалые различия между естественно-научным и гуманитарным познанием. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное, абстрактное; гуманитарное познание — на специальное, конкретное и уникальное, неповторимое. В проблеме есть два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, второй — с проблемой единства науки. Познавательный момент органично присущ искусству, вплетен в производство способов образного переживания мира. Интуиция и логика свойственны как науке, так и искусству. В системе духовной культуры наука и искусство не исключают, а предполагают и дополняют друг друга там, где речь идет о формировании целостной гармонической личности, о полноте человеческого мироощущения.

     Второй  аспект данной проблемы связан с единством  науки. Наука в целом — это  многогранное и вместе с тем системное  образование, все отдельные компоненты которого (конкретные науки) теснейшим образом связаны. Между различными науками имеет место постоянное взаимодействие. Развитие науки требует взаимного обогащения, обмена идеями между различными, даже кажущимися на первый взгляд далекими, областями знания. Единство наук определяется в конечном счете материальным единством мира.

     Естественно-научные  методы познания все в большей  мере используются в общественных и гуманитарных науках. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для уточнения дат исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа массы источников, фактов и др. Археологам они позволяют воссоздать значение астрономических знаний в повседневной жизни людей разных эпох, культур, этносов. Без применения методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества. Новые перспективы взаимообогащения естественно-научного и гуманитарного знания открываются с созданием новейшей теории самоорганизации — синергетики.» [там же , с.14-17]

     Образование новых научных направлений, отдельных  наук сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли  науки, с образованием интегрирующих  отраслей науки (кибернетика, теория систем, информатика, синергетика и др.), взаимным обменом методами, принципами, понятиями и т.п. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качественное своеобразие каждой конкретной науки. Таким образом, не конфронтация различных «культур в науке», а их тесное единство, взаимодействие, взаимопроникновение является закономерной тенденцией современного научного познания.  

Блок 2. Особенности механистического мировоззрения 

     Вплоть  до начала XX в. в науке господствовало механистическое мировоззрение, физическая сущность которого заключается в том, что все явления природы можно объяснить движениями частиц и тел.

     «Формирование классической механики и основанной на ней механистической картины мира происходило по двум направлениям:

     1) обобщение полученных ранее результатов и прежде всего законов движения свободно падающих тел, открытых Галилеем, а также законов движения планет, сформулированных Кеплером;

     2) создание методов для количественного анализа механического движения в целом.

     Благодаря трудам Галилео, Ньютона, Кеплера началась длительная эпоха торжества механики, господства механистических представлений о мире.

     Ньютон  сформулировал три основных закона движения, которые легли в основу механики как науки. Первый закон механики Ньютона - это принцип инерции, впервые сформулированный еще Галилеем: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока оно не будет вынуждено изменить его под действием каких-то сил. Существо второго закона механики Ньютона состоит в констатации того факта, что приобретаемое телом под действием какой-то силы ускорение прямо пропорционально этой действующей силе и обратно пропорционально массе тела. Наконец, третий закон механики Ньютона — это закон равенства действия и противодействия. Этот закон гласит, что действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны» [7, с.61 -62]

     Данная  система законов движения была дополнена  открытым Ньютоном законом всемирного тяготения, согласно которому все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними.

Информация о работе Контрольная работа по «Концепция современного естествознания»