Контрольная работа по «Концепция современного естествознания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах.
Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейшими из которых являются эмпирическая и теоретическая.
Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).

Содержание работы

1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
1.1. Понятие эмпирического и теоретического уровней
1.2. Методы, применяемые одновременно на двух уровнях
2. Развитие представлений о пространстве и времени
2.1. Развитие представлений о пространстве и времени в доньютоновский период
2.2. Концепция абсолютного пространства и времени И. Ньютона
2.3. Концепция относительности пространства и времени А. Эйнштейна
3. Биоэтика и поведение человека
3.1. Понятие биоэтики
3.2. Запреты
3.3. Поведение человека

Файлы: 1 файл

Концепция.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Тихоокеанский государственный  университет»

 

Кафедра финансов, кредита и бухгалтерского учета

Специальность 080105.65 ( 060400 )

«Финансы и кредит»

Контрольная работа

по дисциплине «Концепция современного естествознания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Эмпирический и теоретический  уровни научного познания

1.1. Понятие эмпирического и теоретического  уровней

1.2. Методы, применяемые одновременно на двух уровнях

2. Развитие представлений о пространстве  и времени

2.1. Развитие представлений о  пространстве и времени в доньютоновский  период

2.2. Концепция абсолютного пространства  и времени И. Ньютона

2.3. Концепция относительности пространства и времени А. Эйнштейна

3. Биоэтика и поведение человека

3.1. Понятие биоэтики 

3.2. Запреты

3.3. Поведение человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эмпирический и теоретический  уровни научного познания.

1.1. Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах.

Иными словами, в каждом научно-исследовательском  процессе меняется сочетание методов  и их структура. Благодаря этому  возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейшими из которых являются эмпирическая и теоретическая.

Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и  информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная  систематизация).

Теоретическая сторона связана  с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.

Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно являются и ступенями развития научного знания. Так, эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которой устанавливаются новые факты.

Теоретическое исследование предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов (предположительное - с помощью  гипотез, проверенное и доказанное - с помощью теорий и законов науки), на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике.

В основе методов естествознания лежит  единство его эмпирической и теоретической  сторон. Они взаимосвязаны и обусловливает друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.

1.2. Методы естествознания могут быть подразделены на следующие группы:

А) Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

Б) Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов  действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод  наблюдения развивается как составная  часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному образцу.

Эксперимент- метод познания, при  помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и  управляемых условиях.

Аналогия- метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого- либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.

Применение метода аналогии в научном  познании требует определенной осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко  выявить условия, при которых  он работает наиболее эффективно. Однако в тех случаях, когда можно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, результаты и выводы по методу аналогии приобретают доказательную силу.

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующей нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования- оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.

Таким образом, сущность моделирования  как метода познания заключается  в замещении объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут  быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. Возможность моделирования основана на том, что модель определенном отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений.

Современной науке известно несколько  типов моделирования:

1) предметное моделирование, при  котором исследование ведется  на модели, воспроизводящей определенные  геометрические, физические, динамические или функциональные xapaктеристики объекта-оригинала;

2) знаковое моделирование, при  котором в качестве моделей  выступают схемы, чертежи, формулы.  Важнейшим видом такого моделирования  является математическое моделирование,  производимое средствами математики и логики;

3) мысленное моделирование, при  котором вместо знаковых моделей  используются мысленно-наглядные  представления этих знаков и  операций с ними.

В последнее время широкое распространение  получил модельный эксперимент  с использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования объекта.

Анализ- метод научного познания, в  основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части. Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом.

Анализ - органичная составная часть всякого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.

Синтез - это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

Индукция- метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем  обобщения данных наблюдения и эксперимента.

Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы.

Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод  на основании изучения всех предметов  или явлений данного класса. В  результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода. Суть неполной индукции состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.

Дедукция - метод научного познания, который заключаете в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам - следствиям.

Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме все предметы класса «А» обладают свойством «В»; предмет «а» относится к классу «А»; значит «а» обладает свойством  «В», целом дедукция как метод  познания исходит из уже познанных законов и принципов.

Поэтому метод дедукции не позволяет  получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы  положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного  содержания общепринятых посылок.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более  или менее обоснованных гипотез, с помощью которых исследователь  пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории.

Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых становится актуальным для науки. Kpoме того, на уровне эмпирических знаний (а также  на уровне их объяснения) нередко имеются  противоречивые суждения. Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.

Гипотеза- представляет собой всякое предположение, догадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное  знание, а вероятное, истинность или  ложность которого еще не установлены.

Любая гипотеза должна быть обязательно  обоснована либо достигнутым знанием  данной науки, либо новыми фактами (неопределенное знание для обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания, систематизации их, а также фактов за пределами данной области, предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М. Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики, квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна противоречить уже имеющимся фактам.

Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опровергнута. Для этого она  должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. Фальсификация- процедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифицируемости гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты эксперимента опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или теория, обеспечивающая дальнейшее развитие знаний.

В противном случае отказа от первой гипотезы не происходит. Верификация - процесс установления истинности гипотезы или теории в результате их эмпирической проверки. Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических выводах из прямо верифицированных фактов.

В) Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др.

В ходе развития науки методы могут  переходить из более низкой категории  в более высокую: частные превращаться в особенные, особенные в общие.

Методы изучения биологии. Для изучения живой природы биологи применяют различные методы. Наблюдение позволяет выявить объекты и явления. Сравнение дает возможность установить закономерности, общие для разных явлений в живой природе. В эксперименте или в опыте создается ситуация, помогающая выявить те или иные свойства биологических объектов. Исторический метод позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. Кроме этих основных методов применяется много других.

При изучении биологических объектов используется самая различная техника: микроскопы, ультрацентрифуги, разнообразные химические анализаторы, компьютеры и множество других приборов, позволяющих раскрыть тайны живой материи. Свой вклад в изучение биологии вносят специалисты, казалось бы, далекие от биологии: химики, физики, математики, инженеры и многие другие. (Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. 1997, Новосибирск; Горелов А.А. Концепции современного естествознания. 1997).

Информация о работе Контрольная работа по «Концепция современного естествознания»