Компаративный анализ как современный инструмент научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 17:50, реферат

Описание работы

Целью исследования является теоретический анализ применения компаративного анализа в науках. Эта проблема еще не получила своего достаточно полного решения. Большинство монографий и статей направлено на анализ гносеологических, познавательных функций сравнительного метода, сферы его применения. В то же время логико-методологические аспекты его разработаны недостаточно. Выяснение сущности компаративного анализа, анализ его составляющих будет способствовать более эффективному применению этого способа исследования в специальных науках.

Файлы: 1 файл

Реферат.Компаративный анализ.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Методологические правила компаративного анализа

Практика сравнительного анализа приводит к очень важным методологическим правилам.

Правило первое. Сравнительный анализ тем эффективнее, чем точнее выбрано основание для сравнения явлений. Сравнительный анализ наиболее эффективен, продуктивен в том случае, когда выбрано, определено общее основание для сравниваемых объектов. Другими словами, если речь идет о сравнении содержаний явлений, то именно содержаний, а не сущностей, качеств, организаций, структур, функций и т. д.

Суть данного правила заключается в том, что для сравнения явлений должно быть очень строго определено его основание. Сравнивать явления по разным основаниям - это затея не для научного познания явлений. Словом, продуктивность сравнительного анализа зависит от правильности выбора его основания, дающего возможность достаточно объективно сравнивать явления действительности.

Правило второе. Оно ориентирует субъектов познания на сравнение явлений одного пространства, одной среды. Если это невозможно, то оно трансформируется в правило максимального учета особенностей воздействия сред на сравниваемые явления. Если это правило не работает в процессе сравнительного анализа, то в его результатах обязательно будут неточности.

Правило третье. В соответствии с его требованиями сравнение явлений должно проводиться с учетом временных особенностей их существования. Оно ориентирует аналитиков на учет того, что время изменяет объекты сравнения. Перенос информации о явлениях из одного времени в другое - это непростительная ошибка. Другими словами, процесс сравнительного анализа должен быть коррелирован по времени и во времени. Это важное условие движения в направлении истины в ходе осуществления сравнительного анализа.

Правило четвертое. Как уже отмечалось, сравнительный анализ предполагает соотнесение как качественных, так и количественных параметров явлений. Это правило ориентирует субъектов анализа на обязательное сравнение качественно-количественных характеристик сравниваемых явлений. При этом важно иметь в виду неразрывность качественных и количественных параметров объектов сравнения.

Правило пятое. Оно ориентирует субъектов сравнительного анализа на главную, первостепенную роль сравнения качеств явлений и своеобразную подчиненность ей фрагментов количественного сравнения. При этом очень важно помнить диалектику количественных и качественных параметров явлений. Как уже отмечалось, она выражается в том, что без количества нет качества, как и количество не может существовать вне рамок конкретного качества. Это, во-первых. Во-вторых, количество формирует качество. В- третьих, качество - это интеграция количественных параметров явлений. В-четвертых, сформировавшись, качество в определенном пространственно-временном интервале регулирует свои количественные параметры.

Правило шестое. Сравнение внутренних характеристик явлений отличается от сравнения их внешних параметров. Сравнение внутренних параметров явлений играет главную роль в названном процессе. Сравнение внешних - как правило, второстепенную. Однако это не означает, что их отношения настолько просты. Есть ситуации, когда сравнение внешних характеристик явлений играет ведущую, главную роль. Как правило, это бывает в тех случаях, когда сравниваемые явления однокачественны, но существуют в разных пространственно-временных ситуациях.

Правило седьмое. Сравнение явлений, как было замечено ранее - это соотнесение их статических и динамических характеристик. С одной стороны, необходимым условием сравнения объектов анализа является рассмотрение их в статике, вне движения, вне изменений. С другой - если ограничиться статичностью объектов сравнения, то мы не сможем получить истинные знания о них. Отсюда вытекает необходимость сравнения явлений на разных этапах их развития.

Правило восьмое. Оно ориентирует субъектов сравнительного анализа на особое внимание к необходимым и случайным ситуациям в развитии его объектов. Безусловно, главное внимание в ходе сравнения явлений должно уделяться необходимым процессам. Вместе с тем, это не дает никому право игнорировать, не учитывать в ходе сравнительного анализа случайные ситуации, фрагменты, которые, в конце концов, так или иначе, влияют на результаты сравнительного анализа.

Словом, результаты сравнения явлений, тем объективнее, чем глубже исследованы механизмы влияния на объекты сравнения как необходимых, так и случайных факторов.

Таким образом, существуют методологические правила, они же - требования, которые необходимо соблюдать (выполнять) в ходе сравнительного анализа. Мы не ставили задачу в данной работе назвать их все, в полном объеме. Помимо приведенных правил, существуют другие методологические установки проведения сравнительного анализа. Наша задача заключается только в том, чтобы обратить внимание читателя на существование таких правил. Раскрыть содержание некоторых из них, являющихся, по нашему убеждению, основными, наиболее важными.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать следующие выводы.

  1. Главную роль в ходе сравнительного анализа играет процедура определения сходств и различий содержательно-сущностных характеристик его объектов в конкретных протранственно - временных ситуациях.
  2. Практика свидетельствует о том, что, чем более широк диапазон сравнения явлений в конкретных пространственно- временных условиях, тем более точны его результаты.
  3. Главную роль в сравнении явлений играет определение их сходств и различий, коррелированных с конкретными пространственно-временными параметрами их существования.
  4. Сравнение явлений без учета динамики их развития - это серьезная неточность, уводящая его субъектов от истины. Вместе с тем, следует считать ошибкой абсолютизацию. Игнорирование в процессе сравнительного анализа относительной статичности качеств его объектов - это также малопродуктивный путь движения к истине.
  5. Как недопустима абсолютизация знаний о статичных состояниях сравниваемых явлений, гак нельзя абсолютизировать знания об их изменчивости.
  6. Наиболее точные результаты сравнительного анализа мы, как правило, получаем тогда, когда соединяются методология и методика сравнения явлений, как в их статике, так и в их динамике.

Таким образом, компаративный анализ предполагает учет его субъектами особенностей определения сходств и различий его объектов, рассматриваемых в статичных состояниях. Это с одной стороны. С другой - полноценный сравнительный анализ с необходимостью предполагает познание, определение сходств и различий его объектов в состояниях их изменений, в состоянии их постоянного развития.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

  1. . Диагностическое познание / К.А. Зуев, Е.А. Кротков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 120 с.
  2. Кокорин А.А. Сравнительный анализ: теория, методология, методика. – Изд.2-е, дополн. и перераб. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – 152 с.
  3. Методология научного исследования: Учебник / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
  4. Основы научных исследований / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина и др. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 272 с.
  5. Социальная антропология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2008. - 688 с.
  6. Экономическая теория: Учебное пособие / Т.Г. Тальнишних. - 5-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2014. - 320 с.
  7. Южно-российская идентичность: факторы и ресурсы / Г.С. Денисова, А.В. Дмитриев, Л.В. Клименко. - М.: Альфа-М, 2010. - 176 с.

 

 

Периодические издания

  1. Историческая и социально-образовательная мысль, 2012, № 3(13) / Историческая и социально-образовательная мысль, № 3(13), 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Компаративный анализ как современный инструмент научного исследования