Компаративный анализ как современный инструмент научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 17:50, реферат

Описание работы

Целью исследования является теоретический анализ применения компаративного анализа в науках. Эта проблема еще не получила своего достаточно полного решения. Большинство монографий и статей направлено на анализ гносеологических, познавательных функций сравнительного метода, сферы его применения. В то же время логико-методологические аспекты его разработаны недостаточно. Выяснение сущности компаративного анализа, анализ его составляющих будет способствовать более эффективному применению этого способа исследования в специальных науках.

Файлы: 1 файл

Реферат.Компаративный анализ.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важным элементом научного познания выступают способы осуществления познавательной деятельности, то есть многообразные методы и приемы, посредством которых человек открывает новое знание, обосновывает, доказывает, систематизирует уже полученные.

Ориентация современной науки на исследование сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает методологию, методы и приемы исследовательской деятельности.

Историчность системного объекта и вариативность его поведения предполагают широкое применение особых способов описания и предсказания его состояний.

Проблемы методологии познания всегда были существенны для науки.

С появлением компаративного анализа стало возможным рассматривать сходства и различия, находимые с помощью сравнительного метода, не только как внешние отношения (на описательном уровне), но и объяснять их, ставя в соответствие с категориями экономической, исторической, социальной наук.

Интерес к методологическим проблемам сравнительного изучения явлений возник с самого начала применения этого способа познания. В ходе сравнительных исследований всегда вставали вопросы о сравнимости или несравнимости сопоставляемых объектов, критериях сходства и различия.

Сравнительный метод является одним из самых распространенных способов исследования. Он применяется и в естественной и в общественной областях научного познания. Благодаря использования этого метода становится возможным изучение общих закономерностей явлений, определение происходящих изменений, установление тенденций развития. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Целью исследования является теоретический анализ применения компаративного анализа в науках. Эта проблема еще не получила своего достаточно полного решения. Большинство монографий и статей направлено на анализ гносеологических, познавательных функций сравнительного метода, сферы его применения. В то же время логико-методологические аспекты его разработаны недостаточно. Выяснение сущности компаративного анализа, анализ его составляющих будет способствовать более эффективному применению этого способа исследования в специальных науках. Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  основы компаративного метода, его характерные особенности.

- рассмотреть использование  в сравнительном исследовании правил компаративного анализа.

Теоретической и методологической основами исследования являются научные труды по общественным и социологическим наукам.

 

  1. Теоретические основы компаративного анализа
    1. Объект компаративного анализа

Уверенно можно сказать, что объектами компаративного анализа являются все без исключения феномены окружающего мира. Их обычно делят на природные, социальные и духовные. Эти три группы явлений органично связаны между собой. Именно они в единстве формируют среду существования человека. Вместе с тем, каждая из названных групп явлений имеет свою специфику, которая оставляет отпечаток на механизмах и процедурах их сравнения.

К первой группе объектов сравнительного анализа относятся явления природы. Это феномены, возникновение, развитие и функционирование которых, сформировались независимо от человека, от сознания людей. Механизм сравнения природных явлений имеет ряд особенностей. Их можно представить следующим образом.

Во-первых, в процедуре сравнения природных явлений следует учитывать их достаточно жесткие связи между собой. Степень детерминизации природных явлений друг другом настолько высока, что это, с одной стороны, упрощает процесс сравнительного анализа, а с другой - его усложняет.

Во-вторых, сравнение природных явлений с необходимостью включает в себя химический, физический, биологический, спектральный и другие специальные направления анализа, которые формируются на своих специфических теоретических, методологических и методических основах.

В-третьих, несмотря на относительную независимость, повышенный «объективизм» явлений природы, они становятся объектами сравнения лишь после того, как они вовлечены в процесс социальной жизни людей. Другими словами, поскольку сравнительным анализом природных явлений занимаются люди, то они привносят в него свои социальные особенности, исходя из своих интересов, своих взглядов. В результате чего сравнительный анализ природных явлений становится в определенной степени социализированным. Словом, нет механизма сравнения природных явлений без «примеси», без воздействия социальных факторов.

В-четвертых, вместе с тем, сравнение природных явлений подчинено действию достаточно жестких законов. Это дает право заметить, что социальные, духовно-идеологические факторы в механизме сравнительного анализа природных явлений играют подчиненную роль

Вторую группу объектов компаративного анализа представляют общественные и  социальные явления. Процедура их сравнения имеет свои особенности. Их так же следует отметить.

  1. Сравнение социальных (общественных) явлений - дело непростое. Прежде всего, потому что в ходе его проведения необходимо учитывать не только действие законов, которым подчинены природные явления, вовлеченные в процесс жизнедеятельности людей, но и действия законов общественного развития. В силу этого обстоятельства расширяется аналитическое поле, увеличивается число параметров сравнительного анализа, усложняется процедура его проведения.
  2. Социальные законы не так жестко, как законы природы, детерминируют явления своих предметных областей. В силу того, что социальные законы, которым подчинены возникновение, существование, развитие и функционирование общественных явлений не столь однозначны, вариабельны, появляется основание для того, чтобы различать особенности результатов сравнения природных и социальных явлений.
  3. Процедуры сравнения социальных явлений отличаются от процессов сравнения природных явлений еще и тем, что на них особое воздействие оказывают все группы социальных отношений: экономические, политические, духовно-идеологические, правовые, научно-технические, информационные, военные, экологические и многие другие. В этом контексте становится понятным вывод о том, что если не учтена какая-то группа вышеназванных отношений в процедуре сравнительного анализа социальных явлений, то его результат вряд ли может быть близок к истине.

Процесс сравнения природных и социальных явлений невозможны без работы сознания людей. Сравнение - это интеллектуальная процедура. Сознание, как индивидуальное, так и общественное, в полной мере участвует в решении задач сравнительного анализа всех без исключения явлений действительности. Отсюда следует, что оно, безусловно, оставляет свою печать на его результатах. Эта печать может быть позитивной в том случае, если сознание совершенно, и негативной - если оно ущербно, ограниченно, недостаточно развито.

Словом, процессы сравнения как природных, так и социальных явлений - процессы интеллектуальные. Они не могут не испытывать на себе воздействие как индивидуального, гак и общественного сознания людей.

Третью группу объектов компаративного анализа как раз и представляют духовно-идеологические феномены.

Таким образом, природные, социальные и духовно- идеологические явления - предметы сравнительного анализа. Но предметы специфические, требующие учета ряда их особенностей, предавать забвению которые мы не имеем права.

 

    1. Функции компаративного анализа

Если исходить из того, что функция - это устойчивое, а не случайное проявление сущности и качества конкретного феномена, то можно понять, что представляют из себя функции компаративного анализа. Он выражает свои содержание, сущность и качество устойчивым образом в гносеологическом, логическом, методологическом, методическом, мировоззренческом, аксеологическом (оценочном), практическом направлениях. Каждое из этих направлений выделяет свою специфическую функцию.

Суть и главное назначение гносеологической функциии - получение новых знаний об объектах сравнения, которых не было до реализации названной процедуры. Исходя из практики сравнения явлений, можно заключить, что в ходе сравнения явлений мы можем рассчитывать на следующие результаты, обогащающие, углубляющие наши знания о явлениях действительности.

Во-первых, в процессе сравнительного анализа мы получаем новую информацию о каждом из сравниваемых феноменов.

Во-вторых, с необходимостью у нас появляются новые знания о взаимодействии сравниваемых явлений.

В-третьих, если процесс сравнения объектов анализа достаточно глубок и полноценен, то субъекты познания получают информацию, как о прошлом, так и настоящем и будущем анализируемых явлений.

В-четвертых, благодаря сравнительному анализу, появляется возможность более предметно представлять пространство и время их существования.

В-пятых, сознательное осуществление каждой процедуры сравнительного анализа - это определенный вклад в теорию, методологию и методику познания явлений действительности.

Таким образом, гносеологическая функция сравнительного анализа реализуется через вышеприведенные механизмы.

Логическая функция сравнительного анализа. Ее суть заключается в том, чтобы процедура (процедуры) сравнения явлений были построены без нарушения законов как формальной, так и диалектической логик. Логическая функция сравнительного анализа ориентирована на обучение субъектов познания соблюдению законов формальной и диалектической логик. Эта функция сравнения явлений имеет достаточно строгое содержание, ориентируя субъектов анализа на понимание и соблюдение требований законов логики. Именно из этого контекста вытекают следующие предостережения: а) нельзя сравнивать явления по разным основаниям; б) к ошибкам ведет сравнительный анализ, если из него не исключаются какие-то третьи, четвертые, пятые и тому подобные явления, ситуации, не имеющие прямого отношения к его объектам; в) сравнение явлений должно носить предметный характер, иметь достаточное основание. Другими словами, если сравниваются содержания явлений, то именно содержания, если функции, то именно функции, если условия, то именно условия, если необходимости, то именно необходимости, если их части, то именно части и т.д.; г) в ходе сравнения явлений обязательно возникают противоречия, которых не следует бояться. Их нужно уметь разрешать. И этому учит сравнительный анализ. Наконец, самым главным логическим требованием сравнительного анализа можно считать его ориентированность на строгое движение за объектами сравнительного анализа.

Методологическая функция сравнительного анализа. По сути, в этом плане, речь идет о переводе полученных результате сравнения явлений, знаний в средства решения практических задач. Сравнительный анализ, в нашем понимании, ценен не только тем, что он углубляет наши представления об объектах сравнения, но также и тем, что он усиливает наши практические возможности, превращая его результаты в средства решения практических проблем. Другими словами, он обогащает наш набор приемов, способов, подходов и методов решения повседневных задач практики. Именно в этом проявляется главный смысл методологической функции сравнительного анализа.

Методическая функция сравнительного анализа базируется на его методологических возможностях. Но, вместе с тем, отличается от них, имеет свою специфику. Методика, как известно, это процедура выбора методологических средств для решений практических задач и определение последовательности их использования. Сравнительный анализ учит нас как одному, так и другому. Он ориентирует субъектов познания на выбор средств (приемов, способов, подходов, методов), которые следует применить для решения конкретных задач сравнения явлений. Это с одной стороны. С другой - он ставит проблему детерминации последовательности использования аналитиками методологических средств для решения конкретных практических задач. Ответы на один и другой вопросы обусловлены содержанием, сущностью и качеством сравнительного анализа.

Мировоззренческая функция сравнительного анализа заключается в том, что любая его процедура связана с сознанием людей, а значит и их мировоззрением. Если под последним понимать систему взглядов, сформировавшихся в сознании конкретного человека на мир в целом, определяющих его отношение к действительности и направления деятельности, то становится понятным участие мировоззрения людей процедуре сравнительного анализа.

Во-первых, мировоззрение людей существенно влияет на познание объектов сравнительного анализа, на логику его построения, на выбор средств, с помощью которых решаются его задачи, на определение последовательности их использования. Словом, мировоззрение в сравнении явлений играет важную роль, игнорировать которую нельзя.

Во-вторых, мировоззрение субъектов сравнительного анализа обусловливает участие их представлений, знаний о мире в целом в каждой его процедуре.

В-третьих, мировоззрение аналитиков нацеливает их на понимание каждого процесса сравнения тех или иных объектов, не только как познавательного, но и ориентированного на решение конкретных практических задач, на использование результатов сравнительного анализа в практической деятельности людей.

Наряду с тем, что мировоззрение субъектов сравнительного анализа оказывает существенное влияние на его построение и результативность, он, в свою очередь, влияет на развитие мировоззрения людей. В этом, собственно, заключается смысл мировоззренческой функции сравнительного анализа. Его результаты, становясь достоянием сознания людей, начинают влиять на понимание ими действительности, на выбор ими направлений практической деятельности. Другими словами, так в реальной жизни людей реализуется мировоззренческая функция сравнительного анализа.

Сравнительный анализ выполняет и оценочную (аксеологическую) функцию. Первое замечание в этом контексте. Сравнительный анализ по своей сути аксиологичен, то есть в его содержании заложена оценка сравниваемых явлений, с точки зрения их сходств и различий между собой.

 Второе замечание. Сравнительный  анализ несет в себе гносеологические, логические, методологические, мировоззренческие основы оценки явлений.

Третье замечание. Он ориентирован на оценку сравниваемых явлений не только в интересах теории, методологии и методики, а, в конце концов, в интересах решения практических задач.

Практическая функция сравнительного анализа по сути дает нам ответ на вопрос об основном его предназначении. В главном он ориентирован на то, чтобы обеспечивать решение практических задач. Если предположить, что сравнительный анализ - это исключительно познавательная процедура, то мы, конечно, сможем удовлетворить свои некоторые интеллектуальные амбиции, но не более того. А ведь перед нами каждый день стоит череда практических вопросов. По-настоящему продуктивным сравнительный анализ становится только тогда, когда он обслуживает практику. В этом состоит его главное предназначение. Реализуется оно посредством практической функции, формирующейся на основании содержания, сущности и специфического качества сравнительного анализа.

Информация о работе Компаративный анализ как современный инструмент научного исследования