Этносфера по Л. Н. Гумилеву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Для обьяснения того, каким образом появляется тот или иной народ и почему впоследствии исчезает, Гумилев ввел термин пассионарность. Это слово давно и прочно вошло в обиход, но, несмотря на это, оно до сих пор вызывает у многих недоумение, критику, а порой и издевательства. Над идеей пассионарности, Гумилев работал в течение всей жизни. Как он писал, это слово впервые проникло в его мозг как удар молнии в марте 1939 года.
Целью данной работы является рассмотрение этносферы по Л.Н. Гумилеву

Содержание работы

1. Введение........................................................................................................3
2. Этносы и этносфера.....................................................................................4
3. Пассионарность...........................................................................................9
4. Теория пассионарности.............................................................................13
5. Заключение..................................................................................................16
6. Библиографический список......................................................................17

Файлы: 1 файл

111111.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

            Каждый живой организм обладает  энергетическим полем, теперь  мы уже можем сопоставить его  с описанием особенностей этноса  и назвать этническим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества. Гумилев [1] рекомендовал принять эту энергетическую модель, модель силового поля, и применить ее к проблеме этноса, тогда его можно представить себе в качестве системы колебаний определенного этнического поля. Мы можем сказать в чем различие этносов между собой. В особом характере ритмов разных этнических групп. Когда мы чувствуем своего, наши ритмы попадают в унисон или строятся в гармонию, и наоборот. Эта гипотеза на современном уровне наших знаний удовлетворительно объясняет все наблюдаемые этнические коллизии. Даже если она будет заменена какой-либо другой, дело не изменится. Наша задача — описание феномена, а интерпретация его причин может в будущем

                                                                                                                                     13    варьировать, что не будет влиять на полученные нами результаты .                                                                       

                       4.  Теория пассионарности Л.Н. Гумилева.                                                                                                      

      Предмет социальной  истории, согласно теории исторического  материализма, -это прогрессивное  развитие производительных сил и производственных отношений от нижнего палеолита до научно-технической революции. Так как это спонтанное развитие, его причиной не могут быть силы природы, не влияющие на смену формаций, если протянуть кривую от добывания огня до   полетов космических кораблей, то линия должна отобразить эволюцию человечества.  Остается непонятным, во первых откуда взялись отсталые народы и почему им дальше не развиваться? Во вторых, почему наряду с успехами науки и техники фиксируется огромное количество утрат культурных ценностей? И наконец, по какой причине этносы - создатели древних культур бесследно исчезли с этнографической карты мира, а те, которые ныне конструируют сложные машины и создают на них искуственный спрос, возникли совсем недавно? Видимо, социальная история отражает прошлое человечества односторонне, и рядом с прямой дорогой эволюции существует множество зигзагов, дискретных процессов, отраженных на исторических картах мира. Поскольку эти процессы имеют начало и конец, то они не касаются прогресса, а всецело связаны с биосферой, где процессы тоже дискретны.

        Таким образом,  социальная и этническая история  не подменяют друг друга, а  дополняют наше представление  о процессах, проходящих на  поверхности Земли, где сочетаются  « история природы и история людей. Поэтому во всех исторических процессах от микрокосма (жизни одной особи) до макрокосма (развития человечества в целом)-общественная и природные формы движения со присутствуют и взаимодействуют, подчас столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенно относится к мезокосму, где лежит феномен развивающегося этноса, то есть этногенез, если понимать под последним весь процесс становления этноса — от момента возникновения до

                                                                                                                                    14                                                                                                                                                                  исчезновения или перехода в состояние гомеостаза. Означает ли это, что феномен этноса — продукт случайного сочетания биогеографических и социальных факторов? Нет, этнос имеет в основе четкую и единообразную схему. Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных условиях, в разное время и в разных точках земной поверхности, тем не менее, путем эмпирических обобщений Л.Гумилев[1] установил идеализированную кривую этногенеза. Вид ее  не привычен для нас : кривая равно не похожа ни на линию прогресса производительных сил-экспоненту, ни на повторяющуюся циклоиду биологического развития. Видимо, наиболее правильно объяснить ее как инерционную, возникающую время от времени вследствие толчков, которыми могут быть только мутации, вернее микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но не влияющие на фенотип.  Исходный момент любого этногенеза-специфическая мутация небольшого  числа особей в географическом ареале. Такая мутация не затрагивает ( или затрагивает не значительно ) фенотип человека, однако существенно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение происходит опосредованно: воздействию подвергается  не само поведение ,а генотип особи. Появившийся в генотипе вследствие мутации признак пассионарности  обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Этот избыток энергии и формирует новый стереотип поведения.

           Возникает  вопрос, есть ли моменты мутации  (пассионарного толчка) в

историческом процессе? Гумилев [1] считает, что сам факт мутации ускользает от современников или воспринимается ими как чудачество, сумасшествие, дурной характер и тому подобное. Только на длительном отрезке (150 лет), становится очевидным , когда начался исток традиции. Но даже это удается установить не всегда. Зато начавшийся процесс этногенеза ( превращение популяции в этнос)  нельзя не заметить. Поэтому мы можем отличить видимое начало этногенеза от пассионарного толчка. Инкубационный период составляет примерно 150 лет.

                                                                                                                                   

                                                                                                                                    15          

    Формирование нового этноса всегда начинается одной особенностью; внутренним стремлением небольшого числа людей к крайней активной целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения

(этнического или природного), достижение  этой цели представляется более ценным, чем сама жизнь. Это отклонение от видовой нормы поведения, так как противоречит инстинкту самосохранения. Это может быть связано с талантом, то есть повышенными способностями. «Пассионарность обладает различными модусами,-алчность, властолюбие, гордость, тщеславие, толкающие пассионарную особь на подвиги или преступления. Яркий пример пассионария — Наполеон I.  После египетского похода он стал настолько богатым, что мог безбедно прожить всю оставшуюся жизнь, однако он не остановился на этом, продолжив завоевания, что закончилось печально».Гумилев. Л.Н.[1.C.-183]

    Таким образом, именно  такая черта, как пассионарность, присуща определенному количеству  людей, становится,  по мнению  автора, основополагающей причиной  для возникновения этноса. По мере изменения уровня пассионарности происходят закономерные изменения и в этносах, наступает та или иная стадия развития, и оно подтверждается многими историческими примерами.

                                                                                                                                     16                  

                                                    5. Заключение

           Научные  взгляды Льва Гумилева подвергались  и до сих пор подвергаются  резкой критике. Но, с другой  стороны, как заметил академик А.М. Панченко, «В нынешнем историософском запасе нет идей, которые могли бы конкурировать с теорией этногенеза. Никто не отважится сказать, откуда берутся и куда деваются этносы (если угодно, нации, народы, народности ), - никто, кроме  Гумилева. А ведь они берутся и деваются». В.Н. Демин [2.С.-75]

          Сам  Гумилев[2.С.-573] как -то сказал, я за свою жизнь сделал две вещи. Во первых, мне хотелось закрыть белое пятно между крайним Западом и Дальним Востоком, и, в конце концов, кажется, мне это удалось, так что история всего континента теперь представлена более или менее равномерно, во всяком случае, до XV века. Во  вторых, я хотел понять, почему совершаются исторические события и меняются народы — одни возникают, другие исчезают. И это я тоже сделал, создав теорию этногенеза.

    В 80-х годах наши  психологи задались целью найти  критерий пассионарности человека  и составили гигантский вопросник  — 128 вопросов! Получил его и  Лев Николаевич, и честно ответил.  Результат был неожиданным. Вывод по «сырым данным», сделанный психологом Михаилом Коваленко, был таков: «Отклонений от популяционных данных нет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             

 

                                                                                                                                                            17

                               6.   Библиографический список   

 

  1. Гумилев, Л.Н. Этносфера . История людей и история природы [Текст]:

книга/ Л.Н.Гумилев.-М,.2008.-578с.

  1. Демин, В.Н. Лев Гумилев [Текст]: книга/ В.Н.Демин. Серия: Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия,2008.-84с.
  2. Давыдов, Д.Г. Пассионарность-от идеи к эмпирическим исследованиям [Текст]/ Д.Г. Давыдов// Материалы Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции.- 2008.- № 6.- 173с.
  3. Островский, В.П. История России XX век [Текст]:учебное пособие/ В.П. Островский, А.И. Уткин. - М.: Дрофа,1996.-480с.
  4. Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации [Текст]// Материалы Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции.- 2008.- № 5.-135с.

 

 


Информация о работе Этносфера по Л. Н. Гумилеву