Этносфера по Л. Н. Гумилеву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Для обьяснения того, каким образом появляется тот или иной народ и почему впоследствии исчезает, Гумилев ввел термин пассионарность. Это слово давно и прочно вошло в обиход, но, несмотря на это, оно до сих пор вызывает у многих недоумение, критику, а порой и издевательства. Над идеей пассионарности, Гумилев работал в течение всей жизни. Как он писал, это слово впервые проникло в его мозг как удар молнии в марте 1939 года.
Целью данной работы является рассмотрение этносферы по Л.Н. Гумилеву

Содержание работы

1. Введение........................................................................................................3
2. Этносы и этносфера.....................................................................................4
3. Пассионарность...........................................................................................9
4. Теория пассионарности.............................................................................13
5. Заключение..................................................................................................16
6. Библиографический список......................................................................17

Файлы: 1 файл

111111.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

      Индия в ландшафтном отношении беднее Европы, и поэтому процессы этногенеза происходили там медленно. Два крупных народа сформировались в западной части Индии: раджупы ( около 8 в.), и сикхи (16-18 в.в.). Казалось бы, что пустыни Раджастана и Синда гораздо менее благоприятны для человека, чем плодородная, покрытая в то время лесами долина Ганга. Однако     в  Синде отчетливо выражено сочетание пустынь и тропической растительности в долине Инда, а в Раджастане — пустынь, степей и горных лесов. Расцвета культура достигла во внутренней Индии, но образование новых народов связано с пограничными областями.

         В Северной Америке бескрайние  леса и прерии не создают  благоприятных условий для этногенеза. Однако на изрезанной береговой  линии Великих озер в 15 в.  возник ирокезский союз пяти племен. Это было новое этническое образование, не совпадающее с прежним, так как в состав ирокезов не вошли гуроны, родственные им по крови и языку. На берегах Тихого океана южнее Аляски, там, где скалистые острова служат лежбищем моржей и тюленей и море кормит береговых жителей, алеуты и тлинкиты создали оригинальное

                                                                                                                                       7 общество с патриархальным рабством ( и работорговлей ), резко отличное от соседних охотничьих племен и по языку и по обычаям. Итак , однородный по ландшафтам регион стабилизирует обитающие в нем этносы,  разнородный — стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.                                                                        

     Оказывается, искуственные ландшафты  ведут себя также, как  естественные,                        в смысле воздействия на этнос.  Так, иногда коллектив  проделывает  большую работу по перестройке природы в соответствии со своими требованиями но, выполнив ее, превращается в этнос, живущий за счет привычного ландшафта и лишь поддерживающий его. Если этнос приходит в упадок ( войны, социальные кризисы ), то гибнет и созданный им ландшафт. Так было в Северном Китае, в Месопотамии, в Юкатане при культуре майя и в Древнем Египте. Но эти преобразования происходили лишь тогда, когда этносы  из этно — ландшафтного равновесия переходили в «динамическое состояние», то есть  совершали походы на соседей, воздвигали гигантские сооружения, создавали мифы и новые традиции, а они всегда знаменуют перегруппировку людей в новые этносы.

    Иногда воздействие возникающего этноса на ландшафт бывает малозаметным, так как сводится к эксплуатации природных богатств, но и тут биологическое равновесие региона нарушается. Ахейцы привели с собой  в Пелопонесс коз, съевших всю пышную растительность, что уже в 5 в. вызвало  эрозию почв в Аттике; полинезийцы истребили в Новой Зеландии птицу моа; европейские колонисты в Северной Америке развели лошадей и уничтожили бизонов и т. д. Иначе говоря, антропогенное воздействие на ландшафт можно рассматривать как адаптацию новой популяции, находящейся в динамическом состоянии, то есть слагающуюся в этнос. А полностью сложившиеся  этносы вписываются в ландшафт настолько, что не могут и не хотят приспосабливаться к иным природным условиям.

    С этой точки зрения легко  объяснимы различия между этносами,  находящимися в состоянии равновесия  с ландшафтом: предки того или  другого реликтового этноса в свое время приспособили место обитания к своим

                                                                                                                                     8   потребностям, а затем, утратив  силу инерции первоначального  толчка, вошли в биоценоз населяемого ими региона. Соседний этнос сделал то же самое, но,  так как полного совпадения быть не может, это произошло другим способом, в результате его потомки живут по иному.

         Так сосуществовали в одних  природных условиях племена охотников и                                                         рыболовов, земледельцев и кочевых скотоводов. Например, на юго — западе США ( штат Нью-Мексико) бок о бок жили индейские племена земледельцев пуэбло и охотников навахов. В этом районе Кордильеры спускаются в прерию отрогами, и на стыке гор, горных лесов и прерий образовались, очевидно в разное время, два народа. Их различия — результат разновременности возникновения и разной исторической судьбы.  Вот почему названия «дикость» или «примитив» к ним не применимы.  Здесь имеет место просто этническая стабилизация.

         Общий признак для динамического  состояния любого этноса способность  возникшей популяции к сверхнапряжениям, которые проявляются либо в  преобразовании природы, либо  в миграциях тоже связанных с изменением ландшафта на вновь освоенных территориях, либо в повышенной интеллектуальной, военной, организационно-государственной, торговой деятельностях. Почти все известные нам этносы сгруппированы в своеобразные конструкции- «культуры», или «суперэтнические целостности». Первоначально этнос занимает район, в котором он появился и соседствует, не всегда мирно со своими «сверстниками». Затем набрав силу, он мигрирует оставив на родине часть своего состава. При этом он теряет изрядную долю первоначального запаса энергии. Некоторые этнические группы гибнут, а другие, попав в изоляцию от мощных соседей, превращаются в изолированные, реликтовые этносы, у которых нет ни прироста населения, ни саморазвития общественного бытия, а модификации происходят только при воздействии соседей.

   Следовательно,  этногенез можно понять как  множество процессов этногенезов  в тех или иных регионах ( «Этническое  деление вида Homo sapiens- один из способов адаптации в ландшафте, не столько в структуре сколько в

                                                                                                                                     9  поведении»). Ритмичности в описанном  феномене нет. Это указывает,  что здесь наблюдается не явление  саморазвития, а влияние экзогенных факторов, своего рода толчков, после которых инерция постепенно затухает. Для спонтанного общественного развития по спирали этносфера и этногенез являются фоном.

      Причину же, вызывающую образование  этносов, можно обнаружить, только                                                               проанализировав историю человечества в этническом аспекте».Гумилев.Л.Н  [ 1. С.34-38 ]

                                               3.  Пассионарность                                                                                                                                                                     

      «Пассионарность - это характерологическая доминанта. Это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное, или чаще не осознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; и она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса».Давыдов,Д.Г [5. С. 5-6 ]

          Пассионарность - это своего рода сила страсти, когда человек действует и не может не действовать вопреки инстинкту самосохранения, который существует в каждом из нас. Это определенный вид энергии, заставляющей людей совершать, казалось-бы внешне бессмысленные поступки. Это своего рода мутация, которая время от времени настигает все живые организмы. Гумилев.Л.Н [1.C.-43] источником этой мутации считал, смешение видов несущих пассионарный заряд, подвергшихся излучению космической энергией. В результате мутации, рождаются люди с повышенной жизненной и

                                                                                                                                     10   интеллектуальной активностью,  с необоримым стремлением переделать  мир. При удачном стечении обстоятельств, эти люди совершают поступки, которые ломают инерцию традиции, и дают начало новым этносам.                                                                         

      По рассуждениям  Гумилева [2], пассионариями движут не корыстные чувства. Поручик артиллерии Бонапарт в молодости был беден и мечтал сделать карьеру. Это банально и потому понятно. Однако уже Итальянская компания делает Бонапарта богачом. Так что остальную жизнь он мог прожить не трудясь. Но что то потянуло его в Египет, а потом толкнуло на смертельный риск 18 брюнера. Что ? Властолюбие, и ни что иное. А когда он стал императором, разве он успокоился?». Людей подобных Наполеону, Македонскому, Жанне Дарк, Микельанджело, Гомеру и др., Гумилев рассматривал как наиболее ярких участников разных этногенезов в разных фазах и регионах. Такие люди , появляясь в тот или иной момент развития этноса способствуют его развитию и объединению.

        Модусы пассионарности  разнообразны. Тут и гордость, стимулирующая  жажду власти и славы в веках, тщеславие, толкающее на демагогию и творчство. Алчность, рождающая  скупцов. Стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а в применении к идее — создающая фанатиков и мучеников. Поскольку речь идет об энергии, то моральные оценки не применимы. Добрыми или злыми могут быть сознательные решения, а не импульсы. Хотя мы можем обнаружить феномен пассионарности на отдельных людях, ярких и тусклых, но убедительнее она видна на этнической истории, когда прочие факторы взаимно компенсируются, выявляются статистические закономерности, отличающие этногенез от социогенеза и культурогенеза. При всем различии эпох и стран модель пассионарности в этногенезе одна и та же.

      Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения, либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства.

Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей

                                                                                                                                     11   жертвовать собой и своим  потомством, которое либо не рождается,  либо находится в полном пренебрежении  ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости,алчности, ревности и прочих страстей.   Следовательно мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, с обратным знаком.  Как инстинктивные, так и пассионарные импульсы регулируются в эмоциональной сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает и их сознание. Значит все импульсы должны быть разбиты на два разряда: а) импульсы направленные к сохранению жизни, и б) импульсы направленные к принесению жизни в жертву идеалу — далекому прогнозу, часто иллюзорному.

      Разумному эгоизму  противостоит группа импульсов  с обратным вектором. Она всем  хорошо известна, как впрочем  и пассионарность, но также никогда  не выделялась в единый разряд. У всех людей имеется искреннее  влечение к истине ( стремление  составить о предмете адекватное представление), к красоте ( тому что нравится без предвзятости) и к справедливости (соответствие морали и этики). Это влечение сильно варьирует в силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели не менее неуклонно,  чем пассионарность. В сфере сознания оно как бы является аналогом пассионарности и следовательно имеет тот же знак. Но есть еще и субпассионарии, у которых пассионарность меньше,чем импульс инстинкта. Наличие субпассионариев для этноса также важно, как и наличие пассионариев, потому что они составляют известную часть этнической системы. Впрочем и субпассионарии — разные. Доза пассионарности может быть столь мала, что не погашает даже простых инстинктов и рефлексов.

     В истории, пассионарии  наиболее ярко представлены солдатами  наемниками, ландскнехтами, конкистадорами, миссионерами и подобными им. Они характеризуются повышенной  реактивностью,пониженной   целеустремленностью.  Значит, в основе трех характеристик лежит не банальное деление на «толпу» и «героев», а лишь разная степень выраженности такого

                                                                                                                                    

                                                                                                                                     12   

качества, как пассионарность. Ничего общего с какими бы то ни было классовыми, сословными подразделениями отмеченные выше характерологические типы не имеют, хотя пассионарность может быть характерна для этноса целиком, а не просто для одного человека.

      «Кроме того, пассионарность  имеет еще одно качество, которое  чрезвычайно важно. Она заразительна  и ведет себя как электричество при индуцировании соседнего тела. Этим качеством в огромной степени обладал А.В.Суворов.  Когда император Павел первый бросил русскую армию в Италию против французких войск, которыми командовали лучшие генералы ( Макдональд, Моро, Жубер ), Суворов одержал три блестящие победы при помощи небольшого русского корпуса и вспомогательных австрийских дивизий. Причем одержали победы именно русские части, хотя австрийцев никто в то время не мог обвинить ни в трусости, ни в слабой боеспособности, потому как большую часть их составляли славяне; хорваты, словаки, чехи и воевать они могли. Но решающими ударами, которыми были опрокинуты французкие гренадеры, руководил Суворов и сделаны они были русскими. Он вдохнул в своих солдат волю к победе, как говорят обычно, а на нашем языке, пассионарность, которая была у него самого». Давыдов. Д. Г [5.C.- 12]

Информация о работе Этносфера по Л. Н. Гумилеву