Экономические основы деятельности кооператива. Понятие кооперативной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:45, реферат

Описание работы

Идея кооперации, т.е. сотрудничества, очень древняя. Зарождение ее совпадает с началом человеческого общества. На первых ступенях развития культуры люди, в силу окружающих условий, вынуждены были объединяться в группы для более успешной борьбы за существование. Такое объединение среди первобытных людей вызывалось тем, что встречавшиеся на и пути препятствия (дикие звери, непроходимые леса и т.д.) были не под силу отдельному человеку.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 2
Экономические основы деятельности кооператива. Понятие кооперативной собственности……………………4
Первые российские кооперативные общества: их виды, экономическая основа, управление и контроль………………………………………………. 10
Законодательство РФ «Об Уставе потребительского общества»….. 19
Заключение……………………………………………………………………… 21
Список литературы…………………………………………………………… 22

Файлы: 1 файл

Моя работа по кооперации.docx

— 56.72 Кб (Скачать файл)

В этот же период в стране возникли всесословные и крестьянские потребительские  общества.

Всесословные кооперативы  создавались в губернских и уездных  городах, были открыты для всех граждан  и объединяли представителей различных  сословий, слоев, групп населения: рабочих, кустарей, домовладельцев, учителей, попов, купцов, офицеров, высоких чиновников. Случалось, что членом такого кооператива  оказывался даже сам губернатор.

Одно из первых всесословных потребительских обществ в современных  границах России  было организовано в Санкт-Петербурге. Это столичное  кооперативное общество под названием  «Бережливость» возникло в 1865 г. (его устав утвержден в июле 1866 г.). Еще не имея собственной лавки, оно в начале своего существования применяло, как и другие ранние общества потребителей, марочную (скидочную) систему торговли.

Пайщики приобретали в  потребительском обществе за наличные деньги особые марки, количество которых  заносилось в членскую расчетную  книжку. Этими марками они расплачивались за товары. Торговцы предъявляли марки в потребительское общество и получали деньги за свои товары, отпущенные пайщикам общества, но за вычетом обусловленной скидки. Скидка же после покрытия расходов потребительского общества и отчисления в его резервный капитал, распределялась между пайщиками: небольшая часть - по паям, основная - по количеству приобретенных марок, а значит, по забору товаров.

Несколько сложной и, главное, неудобной марочной системе был  положен конец открытием собственных  лавок потребительского общества «Бережливость». Кооперативу сопутствовал успех. В 1868 г он насчитывал 2300 пайщиков, а его товарооборот составил 223 тыс. руб, что по тем временам представляло собой солидную сумму. Устав потребительского общества предусматривал неограниченное открытое членство, 10-рублевый пай с рассрочкой, торговлю за наличные, распределение большей части прибыли по забору товаров и т.п.

Однако недостаточная  материальная заинтересованность пайщиков в хозяйственном успехе потребительского общества привела его дела к полному  расстройству. Некогда знаменитое общество «Бережливость» было ликвидировано в 1874 г.

До конца 60-х годов всесословные общества потребителей были организованы также в Рязани, Курске, Саратове, Пензе, Калуге, Пскове и некоторых  других исконно русских городах. Эти кооперативы были независимыми, но оказались недолговечными.

Первое  сельское потребительское общество возникло в 1869 г. в станице Усть-Медведицкая (г. Серафимович) на Дону и просуществовало очень недолго, местные купцы не дали ему укрепиться на рынке.

Более трех лет действовало  созданное в 1870 г. общество потребителей "Взаимная выгода" в селе Ошта Олонецкой губернии (Вологодской области). Это крестьянское потребительское общество открыло лавку и склад, продавало товары и по низким ценам, и лучшего качества, чем у частных торговцев. Общество распалось в результате больших убытков от кожевенного завода, которым оно явно поторопилось обзавестись.

Почти все потребительские  общества, организованные на заре кооперативного движения в России, просуществовав непродолжительное время, потерпели  неудачу. В этом сказались многие причины: слабость их материальной базы, продажа товаров в кредит, открытое неприятие кооперативов купечеством, несовершенство уставов, распри в правлениях, плохая постановка счетоводства. Пережитки  крепостничества также мешали потребительским  обществам стать организациями  широких слоев трудящихся. Узкой  была еще социальная база состава  членов кооперативов: за их организацию  нередко брались представители  тех классов, которые были материально  мало заинтересованы, но стремились подчинить  кооперативное движение своему влиянию 

Всех участников кооперативного движения потребителей в России в  начальный его период можно объединить условно в три группы:

"идеалисты" - молодые энтузиасты кооперативной идеи, воодушевленные перспективой преобразования общества путем использования кооперации;

"материалисты" - те, кто рассчитывал на получение солидных барышей, прибылей без особых трудовых усилий, только своим участием в кооперативе,

"модники" - наиболее многочисленный слой членов, которые не придавали кооперации большого значения, но считали ее привлекательным, "модным" общественным делом. Оставаться в стороне от нового дела они не хотели.

Впервые только в 1865 г. в официальном  документе был употреблен термин «общество потребителей». Но еще долгие годы этот вид кооператива в нашей стране именовали артелью или товариществом потребителей, а иногда ассоциацией. Лишь потом вошло в оборот слово «кооперация».

Как правило, в первом же пункте устава потребительского общества отмечалось, что оно «имеет целью доставлять своим членам необходимые предметы потребления хорошего качества по возможно дешевой цене и дать им средства из прибылей общества делать незначительные сбережения». 2

Вступительный взнос обычно составлял 50 копеек, а пай мог  быть и 6-, и 15-, и 50-рублевым, как определит  общее собрание. Размер пая был  достаточно высоким, и об этом позволяют  судить тогдашние цены: в Москве, например, один килограмм ржаного  хлеба стоил 3,5 копейки, килограмм  мяса - 18 копеек. До 80 % чистой прибыли  потребительского общества распределялось между его членами по забору товаров  в кооперативной лавке либо по забору и по паевым взносам. Это и  было «сбережением» членов общества. Остальная прибыль использовалась для пополнения оборотного, запасного и ссудного капиталов (фондов) самого потребительского общества. По своему желанию члены общества могли иметь один или несколько паев - от десятков и сотен до неограниченного их числа. Несмотря на это, каждый полнопайный член на общем собрании имел право одного голоса.

Общее собрание членов было высшим органом потребительского общества и принимало решения по всем основным вопросам. Выборное правление являлось исполнительным органом и ведало всеми текущими делами потребительского общества. Для проверки действий правления  и сохранности кооперативного имущества  общее собрание избирало ревизионную  комиссию.

Таковы были демократические положения уставов ранних потребительских обществ.

Почти одновременно с потребительской  кооперацией в России стали возникать  и другие виды кооперативов. Один из них - столярная артель на уставе, утвержденная в Петербурге вскоре после отмены крепостного права. В числе ее основателей упоминается некто Иван Мельников.

Первое в стране ссудо-сберегательное товарищество было создано в 1865 г. в селе Рождественском Костромской губернии. Организаторы товарищества - братья Святослав и Владимир Лугинины, первый из которых во время пребывания в Германии близко познакомился с кредитными кооперативами Шульце-Делича.

В 1866 г. в селе Остроковичи  Тверской губернии создается первая в России кооперативная сыроварня, объединившая состоятельных крестьян для сбыта молока, производимого в их хозяйствах. Эта артель возникла благодаря инициативе отставного морского офицера Николая Верещагина, изучившего молочное дело в Швейцарии, и при денежной поддержке Вольного экономического общества. Не очень удачная вначале история молочной кооперации имела продолжение в форме очень успешного кооперативного маслоделия в Сибири.

Что касается кооперативного движения потребителей, то оно, только успев возникнуть, в 70-х и 80-х годах прошлого века пошло на резкий спад. В огромной империи за целый год учреждалось в среднем лишь от 5 до 15 потребительских обществ. Почти столько же ликвидировалось, некоторые - даже не успев открыть лавку. Уже не было возникших первоначально независимых городских потребительских обществ, а новые создавались преимущественно при фабриках да заводах и являлись зависимыми. Главенствующую роль в них играли не рабочие, а администрация предприятий.

Корпоративными, кастовыми являлись потребительские общества чиновников и офицеров. Чиновники создавали их в городах, а офицеры - в гарнизонах. Эти кооперативы отличались высокой ставкой пая и отнюдь не «рабоче-крестьянским» набором товаров в своих магазинах. Им были присущи некоторые черты замкнутых организаций.

Россия была крестьянской страной, однако сельские потребительские общества возникали пока крайне редко и оставались очень малочисленными.

Из всех потребительских  обществ, созданных в стране в  течение четверти века, к началу 90-х годов сохранились менее  ста. Таким образом, результат начального периода кооперативного движения потребителей оказался более чем скромным. Но этот период дач практический опыт, полезный российским кооператорам в  их дальнейшей работе.

Всего за 1864-1904 гг. было образовано 1604 общества потребителей, из них 654 было закрыто. На начало 1905г. в стране существовало 950 таких кооперативов. Количественно стали преобладать крестьянские потребительские общества. Из 227 рабочих обществ 224 были зависимыми и лишь 3 - независимыми.

Последнее десятилетие XIX века в России ознаменовалось экономическим  подъемом. Развитие кооперативного движения ускорилось. В 90-х годах стали  возникать новые виды кооперативов:

  • земледельческие артели (на Урале, в Поволжье)
  • маслодельные артели (в Западной Сибири).
  • сеть кредитных и потребительских кооперативов.

Ежегодно создавалось до 50 и более потребительских обществ. Изменился социальный состав пайщиков: усилился приток в кооперацию крестьян, рабочих и других наименее обеспеченных слоев населения, весьма заинтересованных в хозяйственном успехе своих обществ. Сокращалось количество ликвидированных обществ потребителей. Появились и практично организованные, крепкие, деятельные кооперативы.

В России существовала сложная  процедура утверждения устава каждого вновь организуемого кооператива. По ходатайству кооператоров в 1897 г. правительство утвердило типовой устав потребительского общества. С этого момента уставы стали утверждаться на местах губернаторами, что несколько облегчило создание новых обществ потребителей.

В 1898г. был организован  первый в стране союз потребительских  обществ, учредителями которого стали 18 обществ потребителей из Москвы, Московской губернии, с Украины, Урала, из Сибири и Средней Азии. Он был назван Московским союзом потребительских обществ (МСПО), но фактически выполнял функции всероссийского центра потребительской кооперации, создание которого было запрещено царским правительством. Первым председателем бюро (правления) союза был избран полковник - известный московский кооператор Н. П. Гибнер (1858-1924), а председателем ревизионной комиссии - экономист, профессор И. X. Озеров (1869-1942). По инициативе МСПО в 1912г. был учрежден Московский народный банк, ставший кредитным центром всех видов дореволюционной кооперации и сыгравший существенную роль в развитии кооперативного движения в стране. Уже тогда МСПО осуществлял и внешнеторговые функции. Позднее он открыл сеть своих контор в Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае и других городах.

После Февральской революции 1917г. в условиях кризиса экономики, разгула спекуляции и  растущей общественной активности масс произошел новый  подъем кооперативного движения. Уже к концу указанного года в стране действовало 35 тыс. потребительских кооперативов. Общее число членов-пайщиков превысило 11,5 млн. человек, их обслуживало примерно 50 тыс. кооперативных лавок. Имелось более 400 местных союзов потребительских обществ. Крупным союзным объединением являлся Закупсбыт - Союз сибирских кооперативных союзов. МСПО был переименован во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз). Эта сеть лавок, обществ и союзов представляла собой налаженный хозяйственный аппарат.

Волна кооперативного движения в 1915-1917 гг. из центральных районов  докатилась до Сахалина и Камчатки. Однако в таких национально-колониальных окраинах империи, как Средняя Азия и Казахстан, кооперативы встречались исключительно редко. Это объяснялось колониальной политикой царского самодержавия, господством докапиталистических общественных отношений, неграмотностью значительной части населения.

В книге С. Маслова  можно  найти такие данные: количество кооперативов в России к 1914г. составило 32975 из них кредитных кооперативов 13839, далее шли потребительские 10000, сельскохозяйственных 8576,  ремонтных 500 и 60 прочих. По общему количеству кооперативных организаций Россия уступала только Германии. За несколько последующих лет Россия вышла на первое место в мире по уровню развития кооперации. В 1916г. численность кооперативов достигла уже 47 тыс., в 1918г. 50-53 тыс. Потребительские общества среди них составляли более 50 %, кредитные кооперативы около 30 %. С. Маслов считает, что на 1 января 1917г. в стране было не менее 10,5 млн. членов кредитной кооперации, а потребительской порядка 3 млн. Вместе с членами семей получается, что около 70 млн. граждан России (примерно 40 % населения) имели отношение к кооперации.

 

 

 

3. Законодательство РФ  «об Уставе потребительского  общества»

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I 
"О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" 
(с изменениями от 11 июля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.) 
  
 Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации. 
       Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: 
     - создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; 
     - закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; 
     - производство пищевых продуктов и непроизводственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; 
     - оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; 
     - пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации. 
     Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку. 
     Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
    

Информация о работе Экономические основы деятельности кооператива. Понятие кооперативной собственности