Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:56, реферат
На разных этапах своего исторического развития наука создает разные типы таких схем метода, представленных системой идеалов и норм исследования. Сравнивая их, можно выделить как общие, инвариантные, так и особенные черты в содержании познавательных идеалов и норм. Если общие черты характеризуют специфику научной рациональности, то особенные черты выражают ее исторические типы и их конкретные дисциплинарные разновидности. В содержании любого из выделенных видов идеалов и норм науки (объяснения и описания, доказательности, обоснования и организации знаний) можно зафиксировать по меньшей мере три взаимосвязанных уровня.
1. Специфика научной рациональности 3
2. Функции и принципы идеалов и норм научного исследования 7
3. Классический, неклассический и постнеклассический идеал научности 9
4. Кризис классических идеалов науки: пути выхода 14
Список использованных источников 19
Другими
формами организации и
1)
принцип простоты, благодаря которому
удается выделить наиболее
2) принцип точности, который облегчает проверку гипотез и теорий, ориентируя исследователей на выражение своих результатов в точной количественной, математической форме;
3)
принцип выявления
4)
принцип преемственности в
Идеалы
и нормы научного объяснения должны
способствовать расширению области
применения научного закона или теории,
т.е. обеспечить охват возможно большего
количества объясняемых фактов. Для
этого наука стремится перейти
от менее общих законов и теорий
к законам и теориям более
общим, раскрывающим более глубокие
и существенные связи и отношения
исследуемых явлений и
Другими
важнейшими идеалами научного объяснения
служат адекватность и эффективность
полученных результатов. Адекватность
объяснения достигается с помощью
логических, эмпирических и методологических
норм исследования. Логические нормы
объяснения требуют, чтобы объясняемый
факт был, во-первых, логическим следствием
объясняющего его закона или обобщения,
во-вторых, тех начальных условий,
которые относятся к
Точность результатов объяснения определяется степенью их соответствия конкретным фактам реальной действительности. Для этого в наиболее развитых опытных науках существуют определенные нормы, с помощью которых измеряется степень соответствия параметров эмпирических фактов теоретическим объяснениям. Плодотворность и эффективность объяснения устанавливается путем экстраполяции теории, переноса ее выводов на новые предметные области познания, расширения и дополнения существующих методов объяснения.
С
идеалом объяснения тесно связан
процесс предсказания новых явлений
и событий, который также опирается
на существование объективных
В настоящее время требование обоснованности мышления рассматривается в более широком смысле, чем в классической логике и философии, поскольку охватывает как доказательные, так и правдоподобные рассуждения [1]. Если раньше единственно обоснованными считались доказательные рассуждения, то теперь в науке все шире используются также вероятностные или правдоподобные рассуждения. Конечно, доказательные рассуждения являются наиболее убедительными и бесспорными в любой аргументации, но при этом нередко забывают, что поиск их посылок предполагает использование правдоподобных рассуждений. Даже в математических рассуждениях поиск посылок строгих доказательств невозможен без обращения к правдоподобным и поисковым, рассуждениям.
Все перечисленные идеалы и нормы науки находят свое выражение в структуре метода, который доминирует в тот или иной исторический период развития науки. Наибольшее воздействие на формирование метода оказывают, конечно, нормы исследования, которые направляют и контролируют его ход. Сами эти нормы складывались постепенно по мере вовлечения в предмет научного исследования новых объектов, структур и систем. Поэтому при их анализе необходимо учитывать исторический характер их возникновения, а также аксиологический, или ценностный, методологический и эпистемологический уровни их обоснования. Общие свойства таких норм основываются на учете научной рациональности познания и поэтому применимы ко всем наукам.
Кроме
того, существуют также идеалы и
нормы, которые имеют специфический
характер и используются либо в отдельных,
либо сходных, взаимосвязанных науках.
В связи с этим, например, нормы
и требования, предъявляемые к
экспериментальным наукам, должны отличаться
от норм абстрактных наук. Что касается
исторического характера
На
первом уровне, когда наука формировалась
как самостоятельная область
познавательной деятельности, ее идеалы
и нормы были ориентированы на
выделение среди других способов
познания: мифологического, обыденного,
стихийно-эмпирического, религиозного
и т.д. Уже в античной науке
доказательное знание строго отделяли
от мнения. Поэтому подлинной наукой
древние греки считали
Конкретные философско-методологические программы, в которых получил свое выражение классический идеал научного знания, характеризуются колоссальным разнообразием. Тем не менее, важнейшие формы выражения классического идеала научности связаны с некоторыми реальными образцами научного знания.
Разумеется,
прямое отождествление идеалов научности
и реальных образцов знания недопустимо.
Однако все попытки вывести идеал
научности даже из каких-либо самых
общих априорных положений
Реально
в истории в качестве важнейших
форм воплощения классических принципов
научности выступали
Поскольку расцвет каждого из них приходится на определенные исторические периоды, постольку эти идеалы могут рассматриваться и как определенные исторические этапы развития классического идеала научности.
Еще в античности формируется представление о научности как наиболее полно воплощенное в математическом знании. Согласно взглядам античных мыслителей, достоверное знание получают двумя путями. Во-первых, посредством мимезиса (припоминания) или умозрения. Таким способом пытались найти «первые начала», общие принципы, которые могли бы быть основой, фундаментом достоверного знания. Во-вторых, это и был путь построения науки методом логической аргументации и дедукции из найденных первых начал более частных положений, следствий.
Формирование нового физического идеала происходит в обстановке, возникшей в связи с бурным развитием экспериментальных исследований.
Многие из основополагающих черт нового идеала были сформулированы Ф. Бэконом, который писал: «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте». С позиций этого идеала существенному переосмыслению подвергается, прежде всего, значимость математики в познании.
Бэкон
осознанно рассматривает
Эталоном естественнонаучного идеала первоначально выступала механика, которую сменил, по сути, весь комплекс физического знания. Ориентация на этот идеал в химии ярко была выражена, например, Бертло, в биологии – Шлейденом, а Гельмгольц прямо утверждал, что «конечная цель» всего естествознания – «раствориться в механике».
Его
влияние отчетливо
В современности в наиболее сильной и резкой форме ориентация на физический идеал была выражена в неопозитивизме, представители которого настаивали на универсальном и однозначном, решающем значении процедур верификации и фальсификации, осуществляемых в конечном итоге через физические приборы.
Физический стандарт научности, безусловно, доказал свою высокую эвристичность при создании многих теорий, составляющих гордость современной науки. Вместе с тем стремление придать ему всеобщий характер встречается сегодня с довольно серьезными возражениями и препятствиями.
Например, связанные с абсолютизацией физикалистского идеала интерпретаций математики – либо как сугубо эмпирической дисциплины, либо как только «языка науки» – явно односторонни и не выражают ее действительной природы. Математика является полноправной наукой, но это не означает необходимости следования в ней требованиям физического идеала. Так, Дж. Бернал отмечает, что господство ньютоновского идеала научности имело значительные негативные последствия для развития математики.
Серьезные
трудности возникают при
Еще
более серьезные трудности
В центре внимания сторонников гуманитарного идеала – активная роль субъекта в познавательном процессе: в формировании научного знания, в определении путей и методов исследовательской деятельности, в оценке ее результатов.
Разумеется,
активность субъекта в определенных
аспектах признается и сторонниками
математического и
Во-первых, сторонники гуманитарного идеала настаивают на более широкой трактовке самого субъекта познания. Под субъектом познания они хотели бы понимать не только носителя «разума», но и человека во всем богатстве его способностей и возможностей, со всеми его чувствами, желаниями и интересами.
Во-вторых, роль субъекта, согласно взглядам сторонников гуманитарного идеала, не сводится только к участию в познавательном процессе как таковом, но распространяется также на оценку познавательных результатов.
Другими словами, такие субъективные факторы, как интересы, потребности, цели, входят в сами стандарты оценки научности гуманитарного знания. Такое понимание особенностей гуманитарного познания явно не согласуется с классическими представлениями об идеале научности и вступает в противоречие с одним из главнейших его основоположении о социокультурной автономии научного знания и методологического стандарта научности.
Специфика гуманитарных наук действительно состоит в том, что они, в конечном счете, ориентированы на получение результатов, соотносящихся с целями, ценностными установками развивающегося социально-исторического субъекта.